Общество 1 ноя 2019 2429

​​Жил такой человек

Аркадий Иринчеев

Фото из архива семьи Иринчеевых

Был такой Иринчеев, легендарный председатель колхоза в Тунке. И была у него известная мужская слабость, не мог устоять перед женской красотой. Так вот, поступил сигнал об этом наверх, и вызвали Аркадия Степановича на бюро обкома. Принципы морального кодекса строителя коммунизма были тогда не пустым звуком. Единый советский народ искренне соблюдал «нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни». А в случае чего, наказание было быстрым и неотвратимым. За «порочащие связи» снимали даже секретарей обкома и председателей совета министров.

Когда товарищи высказались, а высказались они принципиально, слово предоставили Иринчееву. Он встал, вышел вперёд и широким жестом рубанул по поясу: «Всё, что выше – принадлежит партии, а все, что ниже – это всё моё!» Члены бюро оторопели! Все взоры обратились к Модогоеву. Что скажет «первый»? Его реакция была мгновенной: «Ограничимся обсуждением, но не осуждением!»

В разведке

Иринчеев родился и вырос в многодетной семье в селе Аларь Иркутской области. В 1938 году отец был репрессирован и расстрелян через две недели после ареста. В школе Аркадий учился хорошо, участвовал в драматических постановках и был лидером среди сверстников. В 1942 году прямо со школьной скамьи ушёл на фронт.

1912 год. Родители - Иринчеев Степан Аркадьевич, Санжеева Анна Николаевна

Фото из архива семьи Иринчеевых

С 1943 года воевал в отдельной разведроте. Однажды разведчики попали ночью в засаду. Фашисты включили прожекторы и открыли шквальный огонь. Восьмерых бойцов на месте скосили разрывные пули. Подобрав раненых, группа отступила и забрела в болото, в котором пролежали несколько суток. С ранеными они не могли идти, и им пришлось дожидаться прихода своих. «Ты помнишь, Адылхан, как на берегу Западной Двины мы похоронили своих погибших товарищей и пошли дальше на запад мстить за них», - вспоминал Аркадий Степанович в письме к однополчанину Танабаеву.

А 25 августа 1944 года девятнадцатилетний разведчик был награждён орденом Славы III степени за взятие ценного «языка». Из наградного листа: «Рядовой Иринчеев Аркадий Степанович, разведчик 104 отд.развед.роты 29 СД, 13 июля 1944 года участвовал в разведгруппе по захвату контрольного пленного в районе деревни Гришкяны. Рядовой Иринчеев добровольно вошёл в захват. группу. Разведгруппа умело пробралась в тыл противнику, где на дороге сделали засаду, и, когда появился противник, тов. Иринчеев первый напал на противника и взял его в плен. Пленный был доставлен в штаб дивизии, где дал ценные сведения о нумерации и наличии противника, стоящего перед нашими частями, что дало возможность правильно решать дальнейшую задачу боя нашему командованию. Командир 104 отд.разв.роты 29 СД старший лейтенант Пожидаев».

В ночь на 6 сентября 1944 года в бою под г. Шауляй (Литва) Аркадий Иринчеев был тяжело ранен и после лечения демобилизован инвалидом 2 группы.

Учитель

Дома он учительствовал, а затем поехал учиться сам. Маме пришлось продать последнюю корову. Аркадий ехал в Москву, но на перроне в Воронеже увидел, что ведро яблок стоит всего 2 копейки! Здесь и остался, учился заочно и учительствовал.

После института работал историком в Бильчире и директором Осинской средней школы. Здесь он полюбил коллегу Розу Асалханову. Они поженились, будучи зрелыми людьми, это был их второй брак и осознанный выбор.

Из дневниковых записей Розы Михайловны: «Из глубины веков пришла к нам и утвердилась в народной морали истина: хорошие дети — честь отца и матери. Думаю, что эта истина относится и к нам с Аркадием Степановичем, дети наши удались, подарили нам умных внуков, успехи их радуют меня - бабушку и продлевают жизнь мою в этом бушующем мире…».

Судьба побросала их по городам и весям. Закамна в Бурятии. Пять лет на Алтае, отмеченные на его груди медалью «За освоение целинных земель». Снова Бурятия и снова школы в Шимке, Тунке, Саган-Нуре, Толтое и Кырене.

Розалина Иринчеева

Фото из архива семьи Иринчеевых

Хозяйственник

Тогдашний руководитель Тунки Виктор Таханов приметил деловую хватку Иринчеева и назначил председателем колхоза в Торы. «Положение было тяжёлое: на счету нет денег, фермы старые, механизации никакой, кормов не хватало. Кое-кто привык работать из-под палки», - писал корреспондент Бобков в газете «Саяны».

Аркадий Степанович сделал ставку на производство зерна и овцеводство и в короткий срок вывел колхоз в число лидеров агропрома республики. Но чего это стоило ему, сколько сил и здоровья?

Затем уже опытного хозяйственника перебрасывают в колхоз «Мир» в Тунке. Его вклад в развитие сельского хозяйства Бурятии был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть» и рядом других наград. Последняя строчка в его биографии - это председатель колхоза им. XX партсъезда в Селенгинском районе. На этом посту в 1989 году Аркадий Иринчеев завершил свой яркий и насыщенный жизненный путь. Ему шёл всего 64-й год жизни.

1987. Селенгинский район. с.Ноехон. Праздник первой борозды

Фото из архива семьи Иринчеевых

Судьба

Возвращаясь к бюро обкома - ни партийцы, ни родные дети не могли быть Иринчееву судьями. В конечном счёте, только сама жизнь расставляет всё по своим местам.

Приезжее начальство часто удивлялось, что он живёт в таком же доме, что и рядовые колхозники. Аркадий Степанович не придавал таким вещам значения. Но он не мог бросить раненных товарищей и мог поднять развалившийся колхоз, он не раз смотрел смерти в лицо и не склонял голову, ни перед кем. Единственное, он не мог устоять перед силой женской красоты и как следствие, у него были дети от других женщин. Ему повезло, Роза Михайловна всё понимала и всё прощала. Хотя чего ей это стоило? Просто она любила только его – мужчину всей её жизни...

P.S. Из дневниковых записей Розы Михайловны: «Как бы не изменилась жизнь, какая бы ни была формация — капитализм, социализм, коммунизм и другие «измы», человеку надо быть человеком, не теряя ни совести, ни чести, ни человеческого достоинства. Нужно быть настоящим человеком».

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также