В Бурятии закон о штрафстоянках принят в 2012 году. До вступления в силу поправок от 14 декабря 2018 года договоры со специализированными организациями, ответственными за перемещение и содержание «арестованных» автомобилей, заключались с территориальными органами ГИБДД, а маломерных судов - с Госинспекцией МЧС РФ по РБ.
По новым правилам эти полномочия переданы минтрансу. Кроме того, в законе прописали подробные требования к спецстоянкам и эвакуаторам, рассчитанные, прежде всего, из соображений безопасности автомобилей и удобства их обратного получения для владельцев.
Иволгинский, Тарбагатайский и Прибайкальский районы заключили договоры с предпринимателями, чьи стоянки находятся в Улан-Удэ. А вот в Баргузинском, Еравнинском и Муйском ни одного договора нет. Почему? Предприниматели не уверены в рентабельности такого предприятия.
Отметим, что тариф на транспортировку автомобиля уже не зависит от расстояния перевозки благодаря соответствующему изменению в законе. Сделано это для того, чтобы не допустить ситуаций, когда арестованный автотранспорт эвакуировался на удаленную стоянку именно с целью увеличения прибыли.
Помещение транспортного средства на штрафстоянку, его хранение и возврат, а также оплату расходов на транспортировку обсудили на Совете Народного Хурала.
16 января 2020 года в Улан-Удэ состоится открытый аукцион, по итогам которого установят новые тарифы и определят предпринимателей, ответственных за содержание штрафстоянок. По словам главы минтранса РБ Александра Аюшеева, Улан-Удэ объявлен в этом плане «пилотной территорией». После окончания аукциона в городе поэтапно проведут аналогичные работы в районах Бурятии.
Тем временем республиканской службой по тарифам установлены базовые тарифы на перемещение арестованного транспортного средства без учета НДС.
- Тарифы являются базовыми и, возможно, будут скорректированы по результатам проведенного конкурса. Организации будут подавать документы, и выиграет тот, кто укажет наименьшую стоимость. Тариф не конечный, - подчеркнул замруководителя РСТ по РБ Юрий Борталевич.
Однако, как отметил зампред комитета НХ РБ по экономической политике Егор Олзоев, приказ минтранса не учитывает тариф на перемещение и хранение задержанного маломерного судна.
- Из-за этого на территории Бурятии нет ни одной штрафстоянки для маломерных судов, что не позволяет в должной мере обеспечивать безопасность на воде. Количество судов постоянно растет, а лицензии на перевозку пассажиров из них имеют только 30-40 %, - отметил депутат, призвав ведомство заняться решением этого вопроса.
Вынуждены нарушать
Как было отмечено не раз, самые распространенные причины, из-за которых автомобиль оказывается на штрафстоянке - нарушение правил парковки и езда в нетрезвом состоянии.
В ходе обсуждения доклада главы минтранса депутаты Народного Хурала отметили факт недостаточного количества парковок в целом по республике. Это вынуждает людей нарушать правила. Особенно остро проблема, по словам Игоря Марковца, стоит в Прибайкальском и Кабанском районах в период наплыва туристов. На похожую ситуацию в столице Бурятии обратила внимание Татьяна Мантатова. Зампред НХ РБ Цырен-Даши Доржиев поднял вопрос о возможности создания многоуровневых парковок.
Александр Аюшеев в ответ признал, что проблемы эти уже давно известны и будут отрабатываться, но пока конкретных путей решения нет.
Виктор Малышенко, в свою очередь, предложил отработать систему оперативного информирования владельцев арестованных авто. Игорь Марковец задался вопросом, есть ли вообще какая-нибудь электронная система или сайт, где можно в сжатые сроки узнать, была ли машина украдена или все же отправлена на штрафстоянку.
- Человек пришел и видит, что машина пропала. Угнали или арестовали? Куда бежать, что делать? У него шок, что может плохо сказаться на здоровье. А кто за это будет отвечать? - обратился к коллегам депутат.
К слову, сейчас эту информацию можно получить, позвонив в дежурную часть ГИБДД.
С учетом прозвучавших замечаний и предложений Совет Народного Хурала, в частности, порекомендовал минтрансу РБ усилить работу по заключению договоров со специализированными организациями с привлечением МВД по РБ и органов местного самоуправления, а также предоставить в РСТ экономическое обоснование для установления тарифа на перемещение и хранение задержанных маломерных судов.
СПРАВКА:
Сейчас на территории республики действуют 20 договоров с 16 специализированными организациями (с 3 стоянками в Улан-Удэ и 13 - в районах Бурятии), заключенные по старым правилам. Для перемещения автомобилей используются 22 эвакуатора (9 - в городе и 13 - в районах).
Фото Бориса Балданова