Общество 10 апр 2020 1620

​Победа – одна на всех: герои былых времён

Анисим Швецов (2003 год) и Тамара Непомнящих (1941 год, май, 16 лет)

Конец мая 1945 года. Погожий день на Муженаях, обычные заботы. Рыбная весновка на распутье: лед совсем слабый, но его не относит. Ловушки сняты, сетью не порыбачишь. Работы невпроворот.

Надо готовить рыбу, что не успели вывезти санями. К тому же на берег вынесло пару погибших подранков нерпы; их тоже надо прибрать. А подружки Тамары Непомнящих все по 15-18 лет, и старики, кому в войну досталась доля заменить фронтовиков, мечтали о доме: так давно там не были. При чистой воде погрузят солонину в лодки и на гребях до Талой. Другие пойдут, хоть и далеко, пешком. Уже и котомки собрали. С лаем бросились в лес собаки. Что там: зверь или люди?

Из распадка за Коврижкой показался человек. Собаки смолкли, значит, свой. Это горной тропой Иннокентий Нечаев принес долгожданную весть о Победе. Позднее, Тамара Арсентьевна, уже Швецова, рассказывала: «Мы обнимали друг друга от радости, слезы лились рекой. Думали, что жить будет легче, и мы хоть маленько почувствуем молодость…».

А в это время ее будущий муж, командир отделения гидротехников 17 армии Анисим Швецов, с товарищами еще в укрепрайонах Забайкалья готовились к броску через границу против армады японской Квантунской армии. Но приказ наступать пришел только в августе.

28 августа части перешли китайскую границу, а 2 сентября японцы подписали акт о капитуляции. В первом эшелоне вместе с саперами и разведчиками шли гидротехники: все колодцы, другие источники воды японцами были отравлены и подлежали дезактивации. С собой несли питьевую воду, но ее на страшной жаре не хватало. И им, и бойцам стрелковых рот надо было проявлять чудовищные усилия, чтобы не напиться отравы. Не выдержавшие и глотнувшие гибли в страшных мучениях. Боевой орден Отечественной войны 2-й степени и медаль «За боевые заслуги» сержант Швецов получил за бесстрашие и спасение тысяч советских воинов в этой стремительной операции в Китае…

«Пусть тебе повезёт»

Когда банда Дуганова (декабрь 1921 года) зверствовала на севере Иркутской области, Анисиму (почему-то с детства его все звали Колей) не было и 9 месяцев. Отца его убили сразу, так как он был председателем комитета бедноты. Мать и восемь голодных ребятишек мал-мала меньше остались одни. Тяжелая крестьянская работа и большая семья подломили ее здоровье. Через три года она скончалась.

Хоть и маленький, но Анисим уже немного помнил себя. Мать перед смертью прижала его к груди, погладила шершавыми, изработанными руками по голове и сказала: «Прости, сынок, что покидаю тебя, но видно, таков мой короткий век. Будь честным, справедливым, как твой отец Сергей Тимофеевич, люби жизнь и людей, помни меня. Пусть хоть тебе повезет. Храни тебя Господь!».

Эти слова Анисим запомнил на всю жизнь. И материнское благословение всегда хранило его на долгом жизненном пути.

После войны Анисим Сергеевич работал в порту «Байкал» комендантом, но там начались махинации, грузов было много, воров еще больше. Он не согласился с таким положением дел. Ему вежливо намекнули, мол, не лезь, куда тебя не просят. Пришлось уволиться и уехать на север Байкала, где стал работать в колхозе, и вот тут-то встретился с Тамарой Арсентьевной. Отца её, Арсентия Капитоновича, дугановские бандиты тоже чуть не убили в декабре 1921 года…

Прослужив на Восточном фронте 6 лет, Анисим приехал в Талую в 1946 году. А в 1947-м судьба соединила Анисима и Тамару в семью. Истинный коммунист по убеждениям, честный и порядочный человек, он работал в колхозе «Победа». Будучи универсальным специалистом, мог заменить любого работника: моториста, тракториста, плотника, рыбака, охотника. Девять лет руководил ведущим отделением колхоза с МТФ, конефермой, полеводством в Талой.

Почётный гражданин

Добросовестно выполнял одновременно несколько общественных поручений: профком, депутатство, товарищеский суд, ревизионная комиссия колхоза. Особой заслугой для всего нашего района стало, когда вместе с председателем колхоза Антоном Кетровым он открыл в Северном Прибайкалье эру клеточного звероводства. Вначале чернобурки, потом голубые песцы.

Ферма рентабельна, в дело идут, «свои» колхозные рыба и мясо нерпы. Отрасль на Севере заработала. «Пушистики» обосновались во всех селах района, шли на ленинградские и заграничные аукционы. Через четыре года Швецова первым в республике наградили по этой отрасли орденом «Знак Почета», одному из первых ему присвоили звание «Почетный гражданин Северо-Байкальского района». Еще в советские годы получил знак «50 лет в КПСС». Принципам не изменял никогда, здравый смысл и интерес к жизни сохранил до конца.

А что вытворял на гармошке, балалайке, гитаре! Мог такого трепака сварганить – только пыль из-под сапог… Мне нравилось, как рассудительно, мудро говорил этот человек уже в очень преклонном возрасте. Ведь в эпоху, когда в пепел превращались плоды не кого-нибудь постороннего, а его собственного труда – с ума можно было сойти. Он страшно переживал, но выстоял.

Тамара Арсентьевна, одна из 11 детей отца, ветерана двух мировых войн, первого председателя колхоза в Талой Арсентия Капитоновича, и мамы, матери-героини Дарьи Петровны, отстояв голодную и холодную военную вахту, тоже до пенсии работала в колхозе. Телятница, доярка, зверовод – тяжелый и не богатый по оплате труд. Четыре года управлялась на колхозном молокопункте, в одиночку ворочала тяжеленные бидоны, отвечала за санитарные дела, переживала, когда продукция «не шла» и ее приходилось сверх обязательной нормы «дарить за так» песцам и чернобуркам. Награждена медалями: «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.», «За многолетний добросовестный труд», «Ветеран труда». Как и у Анисима Сергеевича, у нее полный набор юбилейных медалей. В любви и заботе вырастили четверых детей, дали им образование.

Символы Победы

Две судьбы, слитых в одну, минувшей трудной, великой и трагической эпохи. Необъяснимый простой логикой пример достойнейшего пребывания человека на Земле, когда обстоятельства, порой невыносимые, ломают его, а он, вопреки всему, преодолевает их. Живут, рожают и растят детей, сквозь тяготы и горе улавливают минуты счастья, отдаются этим минутам сполна. Горды наградами, радуются детскому смеху, поют песни, собирают в праздники застолья с родней…

В этой связи я вспоминаю сейчас многих земляков, участников войны, и тех, кто трудился в тылу. Не могу припомнить хоть одного, кто бил бы себя в грудь, хвалился героизмом. Великие своим скромным достоинством, они и ордена-то надевали только в праздник, а некоторые – скромные орденские колодочки. Ушедшие выполнили свою земную миссию сполна! И сейчас смотрят на нас из Вечного далека, как мы здесь: не заелись, не обленились, совесть не потеряли? Живые - символами Победы - цементируют связь поколений. А внуки и правнуки прославляют Победу в своих незамысловатых, но искренних рассказах о дедах и прадедах, героях той страшной войны.

И быть тому вечно!

Павел НЕПОМНЯЩИХ (1944-2019)

Фото из архива редакции 

Читайте также