Что такое современное качество образования, что сейчас волнует учителей и учеников, сильно ли скажутся нововведения в Единый государственный экзамен, основной приоритет в работе министерства образования – темы нашего разговора с министром образования и науки А.В. Дамдиновым.
- Алдар Валерьевич, какая на сегодня наиболее актуальная проблема в республиканском образовании?
- Хочу сказать, что современный учитель должен сегодня соответствовать тем требованиям, которые есть на данный момент, и это одна из главных наших проблем. И здесь мы должны констатировать, что по сравнению с российскими показателями идет снижение качества преподавания, это можно увидеть по прошедшему единому государственному экзамену. Но мы сегодня видим объективную оценку тех знаний, которые есть. Это еще один повод вносить изменения в свою работу.
- В связи с этим, какие новые проекты предлагает министерство для улучшения ситуации?
- Мы запускаем новый проект с компанией «English First». Основная задача данного проекта – создать языковую среду, а это сделать достаточно сложно. Подобный проект был реализован в 2011 году в Татарстане, и средний балл по английскому языку был поднят на 22 пункта за один год. Это реальный проект и реальные результаты, и мы очень надеемся, что наши учителя будут активно в нем участвовать. Этот проект предполагает общение в он-лайн режиме круглосуточно, учитель подключается к Интернету и сразу же попадает в определенную группу, это позволяет постоянно заниматься и повышать свою квалификацию. Главное – это англоговорящая среда, что, конечно же, будет повышать их профессиональный уровень.
- Еще одна проблема – это кадры.
- Действительно, в школы молодые специалисты идут не так, как нам бы хотелось, но корреляция небольшая. Если в прошлом году у нас более 140 молодых специалистов пошли преподавать в школы республики, то в этом году цифра пока ниже – 104 человека. Конечно, разница есть, в один год приходит больше, в другой – меньше. Нам необходимо стабильно увеличивать количество молодых учителей, приходящих в наши школы.
- Алдар Валерьевич, уже на протяжении нескольких лет вручаются именные стипендии руководства страны и республики. Сколько учителей в этом году получило именные премии Президента России и Главы республики?
- В преддверии Дня учителя мы провели чествование наших лучших педагогов. Это ежегодная премия в рамках национального проекта «Образование». Она вручается с 2006 года и уже более пятисот учителей удостоено таких премий. В этом году десять лучших учителей республики получили премию Президента Российской Федерации, которая составляет 200 тысяч рублей, и 14 преподавателей наших школ - премию Главы Республики Бурятия по 50 тысяч рублей.
- За все время своего существования единый государственный экзамен привлекал к себе особое внимание. Чего ждать выпускникам, их родителям и учителям в следующем году?
- Выпускные экзамены в школах претерпят ряд изменений. Экзамен по математике будет разделен на базовый и профильный уровни, будет введена устная часть экзамена по иностранным языкам, а чтобы получить допуск к единому государственному экзамену, все выпускники 2015 года должны будут успешно написать сочинение. Всего будет три возможности написать сочинение: первая - в декабре 2014 года, две последующие - в феврале и мае.
Еще одно новшество заключается в том, что проводить единый государственный экзамен планируется не в три, а в две волны – в апреле и в мае-июне. При этом русский язык и математика являются обязательными предметами, по остальным предметам выпускники могут выбирать тот или иной предмет, и с этим выбором необходимо будет определиться до 1 марта 2015 года. Более подробная информация обо всех нововведениях размещена на сайте министерства образования республики. И, по моему мнению, все эти изменения ставят всех учеников в равные условия, и они будут на пользу нашим выпускникам.
- Прошло не так много времени с принятием поправок в закон об образовании, касающихся изучения бурятского языка, и уже возникают первые серьезные вопросы с реализацией закона. Куда обращаться в случае нарушения прав учеников и родителей?
- Во-первых, все школы должны создать условия для изучения бурятского языка, и если в какой-то школе возникают проблемы, мы оперативно подключаемся. Что же касается того, что в тех или иных школах не дают права выбора, ведь кто-то действительно не хочет изучать бурятский язык, то могу сказать, что по всем таким случаем необходимо обращаться в муниципальные отделы образования, или же сразу в министерство образования республики. По каждому случаю мы будем разбираться и принимать управленческие решения. На нашем сайте есть специальная «прямая линия», на которую можно задавать любые вопросы и говорить о существующих проблемах, и специалисты министерства, и я лично оперативно будем реагировать на такие обращения.