7 июля в с. Корсаково Кабанского района дали официальный старт празднованиям, посвящённым юбилею Кударинской степной Думы. В 2025 году ей исполнится 200 лет. Конгломерат кударинских бурят расположился на островах дельты Селенги, также как ольхонцы и ашабагаты с Большого Голоустного это единственные настоящие «морские буряты», живущие непосредственно на Байкале.
Профессор ВСГУТУ Михаил Заяханов - потомок тайши около исторического тайшинского дома
Славные потомки
Мероприятие было обозначено как Межрегиональный фестиваль «Сквозь призму времени» посвященный году исторической памяти и правовой культуры к 200-летию Кударинской степной думы. В его рамках прошли Круглый стол и культурно-спортивный праздник.
Вспомнить, было о чём, а самое главное было кому вспоминать - многочисленным потомкам кударинских тайшей. Так профессор Михаил Заяханов рассказал о славном роде Хамагановых – Заяхановых. Он показал дом, где жили его предки. Он хорошо сохранился и в нём живут представители рода. Это добротный дом из толстенных брёвен. В этнической Бурятии это уникальный дом, поскольку других таких старинных жилищ принадлежавших бурятским тайшам не сохранилось. В Бохане стоит двухэтажный особняк тайши Пирожкова и, пожалуй, всё.
Семейные реликвии
Дом в Корсаково достойно смотрится и сегодня, в селе много новостроек. Он свидетельствует и о том, что у кударинцев не было кричащего имущественного неравенства. Поэтому властная верхушка Кудары уцелела в годы революций и репрессий, а сегодня их роды живут и процветают. Так Никитин Виктор Урбанович, потомок другого тайши Падерина Никитина, показал семейные реликвии: старинные часы и медаль «За усердие» принадлежавшие его предку. Смена родовых начальников в Кударе происходила спокойно, без ожесточенной политической борьбы родов и кланов.
«Народная нравственность» также была на высоте. Из отчета Думы за 1870 год: «В течение 1870 года была произведена кража денег со взломом у инородца Помпо Дарнушкина, но подозрение в оной падает на русских крестьян без участия инородцев. Вообще же в продолжении года никаких преступлений между инородцами не замечено, и нравственность их в этом отношении удовлетворительна. Беглых и бродяг в поимке не было ни одного и денежных фальшивых знаков не встречается».
Драка в остроге
Ограбление Дарнушкина и последующий розыск описаны у краеведа Махатова: «На территории Кударинской степной думы участились грабежи. Ночью ограбили богача Помпоо. Сломали замок и дверь амбара. Увезли много ценных вещей богача: шубы, дохи, шапки меховые и деньги. Ограбили умно, организованно. Следы хорошо запутали. Подозрение пало на Тэбхэ Ханхашхинова. Посадили его в Кабанский острог…»
Чтобы добиться чистосердечного признания полицейские исправники и тайша наливают Тэбхэ четыре бокала вина. Тот выпивает: «Через некоторое время исправник спросил: – А кто же у вас был главным? – Забыл, что ли, ведь ты же был главным,– ответил невинно Тэбхэ. Обиженный исправник ударил его. Тэбхэ в ответ ударил его табуреткой и сказал: – Кто дал тебе право в полночь спаивать арестанта, да еще чинить допрос, да еще бить? Хотел еще ударить, но его избили и отправили обратно в арестантскую. Через несколько дней из-за отсутствия улик Тэбхэ был отпущен. Так Тэбхэ отомстил исправнику за обиду» (Махатов, с. 43).
Юрточное кочевье
За околицей села выстроилось с десяток деревянных юрт – ярко раскрашенных и принадлежащих разным кударинским родам: буура хэнгэлдэр, ехэ шоно, абзай, балтай, хамнай, яртха, бахай, хурамша, олзон, алагуй, галзуд, нохой ураг, хайтал, сэгэнуты.
Возле них коновязи, баннеры с названиями и символами родов, большие котлы с кипящей бараниной и рыба на рожне на кострах! А внутри богато украшенные столы – традиционные бурятские мясные, молочные блюда, салаты, фрукты и десерты. Но, что делает особенно богатой кударинскую кухню, так это разнообразнейшие рыбные блюда! Причём в солёном, жареном и варёном видах!
В гостях у родовичей
Мы вошли в одну, где нас угостили тогоонэй арси или тарасуном. Великолепный молочный напиток! Вкус, а аромат! Впрочем, чтобы оценить его, нужно быть знакомым с ним и с культурой его употребления. А это целый ритуал и застольные песни – арсин дуун.
Да, постарались корсаковцы! Никто не хотел ударить в грязь лицом! Все юрты покрашены, побелены, чисто умыты! А на баннерах родословные с фотографиями, сколько же труда нужно было, чтобы составить их. Рассматривая их многие находили знакомые имена и узнавали своих родственников. Как сказала Вера Ивановна Баинова (Гинеева): «Корсаковцы приехали со всех краёв и как же хорошо ходить по родной земле, встречаться с родственниками и друзьями! Для этого мы и собрались здесь».
Жаль, что в отличие от I-го фестиваля эхиритов здесь в 2017 г. не было конкурсов на лучшие столы, блюда и юрты.
«Кудара» и «Кударяне»
Я тоже специально зашёл к буура хэнгэлдэр и сэгэнут, моим родовичам по баргузинской линии (Кудара, Баргузин, Ольхон и Качуг это одни роды). Было бы время, так и ходил из юрты в юрту, угощался, и разговаривал с народом о жизни, о том, о сём. Сами деревенские с удовольствием знакомились с приезжими – на рыбалке, на поле, пастбище и покосе новых лиц не увидишь.
На огромном лугу играли в волейбол, шли схватки по национальной борьбе, стреляли из лука, играли в шагай наадан, а на концертной сцене артисты выступали в режиме нон-стоп. Признанными звёздами были коллективы – бурятский «Кудара» из Корсаково и русский «Кударяне» из Байкало-Кудары. Эти два села почти слились в одно большое образование.
Туры по Кударе
Фестиваль не ограничивался только этнокультурной, фольклорной стороной. Празднование 200-летия Кударинской степной думы должно дать импульс дальнейшему развитию как кударинских бурят, так и в целом Кабанского района. Ведь бурятская Кудара это не только Корсаково и Ранжурово, но и Дулан, Хандала, Загза, Энхалук и Сухая.
В них сегодня активно развивается индустрия туризма и это видно невооружённым глазом. В одном туркомплексе Парк Саган Морин работает 60 человек их села Сухая. В Корсаково – историческом центре Кудары, туристы посещают музей села, православную часовню, аллею славы и памятник рыбке сорожке. В программу тура не входят дом тайши Хамаганова – Заяханова, а также два дома купца Митрофана Гашова, православного бурята. Но эти купеческие дома нуждаются в ремонте и в них можно открыть музей Кударинской степной думы. Предложение об этом прозвучало от Надежды Цыреновой (Халюевой), одной из самых активных деятелей туризма в Кударе.
В дельте Селенги
Самый главный ресурс это Байкал и конечно дельта Селенги. Это удивительный и уникальный водный мир. В самом начале 90-х мы с товарищем сплавлялись по Селенге на байдарке. В тот год было много воды, и река в дельте разлилась. Куда ни кинь взгляд, вода уходила за горизонт, а на затопленных островах паслись кони – кони, идущие по воде. Со всех сторон взлетали бесчисленные стаи птиц, в зарослях тростников мелькали силуэты диких коз. Это великое половодье пугало и манило, и мы часами плутали в этих водных джунглях, пока, наконец, не выбрались на берег в Оймуре. А в Оймуре увидели удивительное зрелище. По утрам местные коровы после утренней дойки плыли на острова, а вечером возвращались домой с полным брюхом и выменем. По воде они плыли как танки, задрав морды! Такое можно увидеть только в Кударе!
О бренде района
Но обслуживание туристов, те же прогулки на лодках по дельте, тормозится запретами Государственной инспекции по маломерным судам. Прогулочный катер в Корсаково есть – но разрешения на его эксплуатацию нет. А развитие туризма помогло бы решить как проблемы безработицы и браконьерства, так и демографии. В Корсаковской школе ныне всего 40 учеников, а было более 300.
Именно морская тематика это «фишка» Кабанского района. Гонки на баркасах, забрасывание невода, тройная уха, омуль на рожне и прочее. Об этом мы говорили с главой района Алексеем Сокольниковым. Как он сказал: «Всё это можно было бы провести в День рыбака. Река Харауз в Корсаково это идеальное место для соревнований на лодках. Это зрелище может стать таким же брендом как «Байкальская рыбалка»!»