Блоги 12 окт 2016 1258

​Мультикультурная Бурятия: действия, а не звонкая риторика

Обрушившаяся на западные страны волна террора со стороны экстремистов из ми­грантской среды поставила жирный крест на политике «государственного мульти­культурализма». Бывший британский премьер Дэвид Кэмерон заявлял, что хватит раздавать бюджетные деньги сомнительным организациям, которые укрывают инокультурных радикалов. А вместо этого следует укреплять национальную идентичность подданных Елизаветы Второй, их глубокую и несокрушимую britishness. Сейчас на Западе идет мучительное переосмысление «луч­ших в мире европейских ценностей», а между тем, они постепенно заменяются ценностями агрессив­но-пассионарных пришельцев из стран третьего мира.

Тема межнационального и межрелигиозного согла­сия оказалась актуальна и в России, особенно после со­бытий на Манежной площади Москвы, где 11 декабря 2010 года радикально настроенная молодежь устрои­ла погромы под националистическими лозунгами, из­бив несколько десятков человек.

Обострившиеся в стране межнациональные про­блемы, и в первую очередь тема борьбы с национа­лизмом, потребовали быстрой и адекватной реакции. Федеральный центр стал нащупывать новые эффек­тивные направления в межнациональной политике, а регионы ждали рекомендаций и директив сверху. В итоге российские власти приступили к формированию «полноценной российской нации». При этом деклари­руя сохранение самобытности народов, населяющих страну.

Подобные попытки предпринимались в годы со­ветской власти, и «советский человек» был на стадии формирования. Но создание прежней нации было пре­рвано развалом государства...

Однако, что мог предложить федеральный центр, у которого не было серьезных межнациональных про­грамм, республике, если опыт работы по урегулиро­ванию национальных отношений в Бурятии был при­знан одним из лучших в стране, а Правительство РБ делилось своим опытом даже с такими взрывоопасны­мии регионами, как Ростовская область?

В свое время республика пережила угрозу обостре­ния национальных отношений в начале-середине 90-х годов, в переходный период от распада СССР к рыноч­ной экономике. Тогда возникли такие радикальные организации, как Бурят-Монгольская партия и Русская община. Особенно ситуация накалялась во время вы­борных кампаний разных уровней, когда вовсю разыгрывалась национальная карта. А наиболее взрыво­опасный период пришелся на время президентства Леонида Потапова. Для нейтрализации угроз он ис­пользовал механизм согласования интересов через Народный Хурал, Советы старейшин и национально­стей, Совет по взаимодействию с религиозными объ­единениями, проведение Съездов бурятского народа, встречи старообрядцев мира, фестиваля «Алтаргана» и других мероприятий.

Второй серьезный вызов пришелся под занавес президентства Потапова в связи с объединением Аги и Усть-Орды с Читой и Иркутском. Основным очагом со­противления стал Улан-Удэ. Правительство республи­ки заняло тогда нейтральную позицию и не препят­ствовало акциям противников поглощения бурятских субъектов.

В целом это была политика мультикультурализма, которая называется многонациональной и существует с советских времен. В итоге одним из главных достиже­ний деятельности первого президента стало сохране­ние межнационального мира и согласия в республике, в первую очередь благодаря сохранению этнического баланса в кадровой расстановке.

Вячеслав Наговицын сохранил испытанный меха­низм и его стержень — Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив, не имеющий аналогов во многих других регионах. Этот орган строит свою работу на основании Концепции государственной национальной политики, определив­шей приоритеты в сфере межнациональных отноше­ний.

Сейчас угроза конфликтов, конечно, минимальна, однако, учитывая внешние факторы, ее нельзя пол­ностью отрицать. Нельзя исключать возникновения этнических конфликтов и вследствие сугубо эконо­мических причин. Поэтому необходимы постоянные профилактика и мониторинг. Нужны конкретные дей­ствия и решения, а не звонкая риторика.

Данные социологических исследований стабильно показывают отсутствие напряженности и конфликт­ности в межнациональных отношениях в республике. Тем не менее, воспитание толерантности остается в повестке дня, до тех пор, пока существует многонацио­нальный народ Бурятии.