Блоги 14 дек 2016 1457

​Не по Булгакову: сельчан Бурятии может «испортить» земельный вопрос

На 15 декабря в Ставрополе назначен съезд ор­ганизации «Вежливые фермеры». По информа­ции «Независимой газеты», там могут принять решение о проведении 28 марта «Тракторно­го марша» на Москву. Лидер «Вежливых фермеров» Алексей Волченко пояснил: «К сожалению, проблемы не решаются, возникают и в других регионах России, и уже поднялись «наверх». Везде одно и то же – рейдер­ские захваты, отжим земли и новые законы, которые работают против фермеров».

На плодородном и теплом юге России захваты земли приобрели массовый характер. Крупные агрохолдинги теснят мелких фермеров, которые не могут им противостоять. Во-первых, они разрозненны, а во-вторых, силы просто неравны. Крупные сельскохозяйственные компа­нии имеют поддержку властей и силовых структур, рас­полагают мощными юридическими службами, им легче получить кредиты в банках и наладить сбыт произведен­ной продукции. В том числе и за пределы страны, экспорт сельхозпродукции превысил доход от экспорта оружия (16 млрд $ против 14 млрд $).

Похожие процессы наблюдаются у наших соседей, в Иркутской области. Среди крупных агрохолдингов там выделяется СХ ЗАО «Белореченский». Несколько лет на­зад я был в Черемховском районе в селе Голуметь, где поля арендует эта компания. Как рассказывали местные, весной приезжают механизаторы на американских трак­торах. Проделывают за раз несколько посевных операций и уезжают. Осенью быстро убирают урожай. Местные жи­тели в этом процессе никак не участвуют, только летом «Белоречка» нанимает объездчика, который отгоняет скот от потравы посевов. А за аренду земли компания рас­плачивается натурой.

«Белоречка» арендует земли и в Усть-Ордынском окру­ге. В Аларском районе она использует земли МО «Ныгда», где в этом году собрала зерновых на круг по 29 ц/га. В район заходят и другие компании, в том числе владелец «Амты» ангарский «Каравай» и СХ ЗАО «Приморский» из Нукутского района. Как говорят, проявляет интерес к Алари и бизнесмен из Бурятии Лев Асалханов. Он уже инвестировал в туристический и сельскохозяйственный бизнес в Осинском районе округа. Впрочем, аларские по­леводы, в свою очередь, вырвали из числа залежных и бросовых земель хорошие пахотные земли в соседних Нукутском, Черемховском, Заларинском районах.

Возможна ли в Бурятии такая же острая борьба за зем­лю? В Бурятии другие, не способствующие земледелию почвы и климатические условия. И здесь уместно углу­биться в историю. Обеспечение хлебом быстрорастущего населения Сибири в период ее освоения было первооче­редной задачей российского правительства. В Забайка­лье ведущая роль в земледелии принадлежала русским крестьянам и казакам. Но основными поставщиками то­варного хлеба стали староверы. Они добивались хороших урожаев на самых скудных землях, а не только на плодо­родных полях Бичуры и Мухоршибири. И все вместе - се­мейские, сибиряки и казаки - обеспечивали регион собственным хлебом.

Однако 8 сентября 1895 года в Верхнеудинске нача­лось строительство железной дороги. 15 августа 1899 года на станцию Верхнеудинск прибыл первый поезд, и в Забайкалье пошел дешевый хлеб с Алтая. Забайкальские хлеборобы не могли на равных конкурировать с алтайца­ми. Их ждало неминуемое разорение, но грянули извест­ные исторические катаклизмы. Сейчас эта ситуация, судя по супермаркетам, где доминирует алтайская мука, зер­кально повторяется. А та же «Белоречка» демпингует с картофелем. Для потребителя - плюс, но, в случае победы над местными овощеводами, она монополизирует рынок и взвинтит цены.

В то же время в Забайкалье ведущая роль в скотовод­стве принадлежала бурятам. Как по количеству всех ви­дов скота, так и по количеству лошадей и рогатого ско­та в отдельности, они не имели себе равных и занимали первое место в России, а по количеству овец – четвертое место. После Астраханской губернии, Закаспийской и Се­миреченской областей, там, где проживали калмыки и казахи.

Сейчас животноводы республики восстанавливают утраченные позиции в отрасли. Например, в Джиде неко­торые крепкие фермеры имеют до 500 голов лошадей и по столько же голов крс мясной породы. В Оке держат и по 500–600 голов яков, а табуны в 200 голов - это обыч­ное дело. А наиболее крупное животноводческое хозяй­ство - ООО «Буян» в Кяхтинском районе имеет три тысячи голов скота.

В соседнем Иркутске уже пользуется спросом нагу­лянное на степных травах мясо из Бурятии, как лучшее по вкусовым качествам по сравнению с местной продук­цией. Кроме того, в этом году в ту же Аларь завезли 150 голов нетелей крс мясной породы из Еравны. Три отары овец по сто голов в Баяндай, Бохан и Аларь отправил Хамбо лама Аюшеев. Все это говорит о том, что именно традиционное животноводство Забайкалья будет востре­бовано. А с ростом количества скота неизбежно усилится борьба за качественные и продуктивные пастбища и по­косы. Их будут огораживать и ухаживать за ними, как это уже сделано в горной Оке. Как говорится, земля не баба, обманешь - не родит.