Блоги 20 дек 2016 1528

​Почему одни главы районов Бурятии переизбираются, а другие нет?

Меньше года остается до единого дня голосова­ния в сентябре будущего года. Пройдут выбо­ры глав в Кабанском и Джидинском районах, и вновь избирателям предстоит ответить на вопрос: кто из глав состоялся, а кто нет?

Прошедшие в нынешнем сентябре выборы в очеред­ной раз показали уже сложившуюся систему ротации ка­дров. Сильные главы поселений проходят в руководители районов, а те, в свою очередь, стали кадровым резервом для республиканских органов власти. На предыдущих выборах в Кижинге прошел Геннадий Лхасаранов из За­густая. В этом году в руководители районов пробились главы райцентров Алексей Балуев и Виктор Очиров. А экс-глава Баргузина Иван Мельников перешел в прави­тельство республики.

Кроме лидеров поселений, есть и другие постоянные и удачливые претенденты - заместители глав районов. Та­кой путь прошли нынешние лидеры Еравны, Хори и Оки. Эта система кадровой ротации сложилась органично, сама собой. И сменила номенклатурную, обкатанную чистка­ми и репрессиями советско-партийную систему. Сменила плавно, став преемницей иерархической лестницы, суще­ствовавшей при СССР. Так же как и в прежней системе, вос­питание и продвижение профессиональных управленцев идет в лоне партии власти «ЕР», как в прошлом КПСС.

Конечно, изредка могут выигрывать выборы и руко­водители хозяйств, организаций и бизнесмены. Но это, скорее, исключение из правил, потому что бросать соб­ственный бизнес или приватизированное аграрное пред­приятие ради исполнительной власти, будь то районной, городской или республиканской, предприниматели не рискуют.

Здесь уместно вспомнить, что до СССР под властью Белого царя у бурят установилась устойчивая иерархия - высшим было звание тайши, затем следовали шулен­ги и зайсаны. Обычно власть находилась в руках одного или нескольких семейств, соперничавших между собой за власть. Представители этих династий – нойоны - называ­лись «степной аристократией».

С развитием капитализма, особенно в Западной Буря­тии, богатые, но не имевшие политической власти буря­ты устремились к ней, и на этой почве разгорались оже­сточенные конфликты. В Аларском ведомстве эта борьба шла с небольшими перерывами всю вторую половину XIX века. Так пробился к тайшинской власти Николай Мат­ханов, к роду которого принадлежат Иринчей, Михаил и Эдуард Матхановы.

Но вернемся к нашим главам. Почему одни из них пе­реизбираются, а другие нет? Новоизбранному главе слож­но сразу разобраться в проблемах района и в механизме успешного функционирования власти. Особенно тем, кто пришел с уровня поселений. Или с поста руководителя бюджетной организации, как глава Кяхтинского района Александр Буянтуев.

В этом случае в гораздо более выгодных условиях на­ходятся бывшие заместители глав. Они уже имеют от­строенные отношения с руководителями всех уровней в районе, налаженную вертикаль власти в бюджетной сфе­ре. Как правило, располагают они и доверием со стороны Правительства, Народного Хурала РБ и федеральных ве­домств и организаций. С таких подготовленных позиций им гораздо проще эффективно «пробивать» интересы территорий на площади Советов. Ведь, деловые, рабочие отношения с зампредами и министрами правительства, депутатским корпусом Хурала строятся не один год.

Важно вести взвешенную и продуманную политику и внутри района. Как считают некоторые менеджеры, по­работавшие на местах, работа районной администрации должна состоять из двух составляющих: операционной и организаторской. Под операционной они понимают пре­словутую отчетность, выдачу справок и регламентные мероприятия.

А вот организаторская работа заключается в создании условий, способствующих социально-экономическому развитию района. Здесь, прежде всего, имеется в виду создание инфраструктуры. Во многих районах такая ра­бота не проводилась в надежде, что рынок сам все отре­гулирует. В этих условиях любой форс-мажор становится катастрофой вселенского масштаба - как то лесные пожа­ры, обильные снегопады или снежные заносы.

Но главное, как федеральный центр, так и республи­канские власти требуют от территорий большей само­стоятельности. Чтобы, избавившись от иждивенческих настроений, районы перестали рассчитывать на помощь сверху. Только опора на собственные силы, развитие местной экономики с учетом преимуществ географиче­ского положения или наличия сырьевой базы могут рас­ширить доходную базу муниципалитетов. Конечно, за счет налогов от малого и среднего бизнеса или крупных горнодобывающих компаний.

По большому счету, другого выбора у глав и ведомых ими территорий нет. Нужно идти вперед по указанному сверху пути – «спасение утопающих в руках самих утопа­ющих».