Меньше года остается до единого дня голосования в сентябре будущего года. Пройдут выборы глав в Кабанском и Джидинском районах, и вновь избирателям предстоит ответить на вопрос: кто из глав состоялся, а кто нет?
Прошедшие в нынешнем сентябре выборы в очередной раз показали уже сложившуюся систему ротации кадров. Сильные главы поселений проходят в руководители районов, а те, в свою очередь, стали кадровым резервом для республиканских органов власти. На предыдущих выборах в Кижинге прошел Геннадий Лхасаранов из Загустая. В этом году в руководители районов пробились главы райцентров Алексей Балуев и Виктор Очиров. А экс-глава Баргузина Иван Мельников перешел в правительство республики.
Кроме лидеров поселений, есть и другие постоянные и удачливые претенденты - заместители глав районов. Такой путь прошли нынешние лидеры Еравны, Хори и Оки. Эта система кадровой ротации сложилась органично, сама собой. И сменила номенклатурную, обкатанную чистками и репрессиями советско-партийную систему. Сменила плавно, став преемницей иерархической лестницы, существовавшей при СССР. Так же как и в прежней системе, воспитание и продвижение профессиональных управленцев идет в лоне партии власти «ЕР», как в прошлом КПСС.
Конечно, изредка могут выигрывать выборы и руководители хозяйств, организаций и бизнесмены. Но это, скорее, исключение из правил, потому что бросать собственный бизнес или приватизированное аграрное предприятие ради исполнительной власти, будь то районной, городской или республиканской, предприниматели не рискуют.
Здесь уместно вспомнить, что до СССР под властью Белого царя у бурят установилась устойчивая иерархия - высшим было звание тайши, затем следовали шуленги и зайсаны. Обычно власть находилась в руках одного или нескольких семейств, соперничавших между собой за власть. Представители этих династий – нойоны - назывались «степной аристократией».
С развитием капитализма, особенно в Западной Бурятии, богатые, но не имевшие политической власти буряты устремились к ней, и на этой почве разгорались ожесточенные конфликты. В Аларском ведомстве эта борьба шла с небольшими перерывами всю вторую половину XIX века. Так пробился к тайшинской власти Николай Матханов, к роду которого принадлежат Иринчей, Михаил и Эдуард Матхановы.
Но вернемся к нашим главам. Почему одни из них переизбираются, а другие нет? Новоизбранному главе сложно сразу разобраться в проблемах района и в механизме успешного функционирования власти. Особенно тем, кто пришел с уровня поселений. Или с поста руководителя бюджетной организации, как глава Кяхтинского района Александр Буянтуев.
В этом случае в гораздо более выгодных условиях находятся бывшие заместители глав. Они уже имеют отстроенные отношения с руководителями всех уровней в районе, налаженную вертикаль власти в бюджетной сфере. Как правило, располагают они и доверием со стороны Правительства, Народного Хурала РБ и федеральных ведомств и организаций. С таких подготовленных позиций им гораздо проще эффективно «пробивать» интересы территорий на площади Советов. Ведь, деловые, рабочие отношения с зампредами и министрами правительства, депутатским корпусом Хурала строятся не один год.
Важно вести взвешенную и продуманную политику и внутри района. Как считают некоторые менеджеры, поработавшие на местах, работа районной администрации должна состоять из двух составляющих: операционной и организаторской. Под операционной они понимают пресловутую отчетность, выдачу справок и регламентные мероприятия.
А вот организаторская работа заключается в создании условий, способствующих социально-экономическому развитию района. Здесь, прежде всего, имеется в виду создание инфраструктуры. Во многих районах такая работа не проводилась в надежде, что рынок сам все отрегулирует. В этих условиях любой форс-мажор становится катастрофой вселенского масштаба - как то лесные пожары, обильные снегопады или снежные заносы.
Но главное, как федеральный центр, так и республиканские власти требуют от территорий большей самостоятельности. Чтобы, избавившись от иждивенческих настроений, районы перестали рассчитывать на помощь сверху. Только опора на собственные силы, развитие местной экономики с учетом преимуществ географического положения или наличия сырьевой базы могут расширить доходную базу муниципалитетов. Конечно, за счет налогов от малого и среднего бизнеса или крупных горнодобывающих компаний.
По большому счету, другого выбора у глав и ведомых ими территорий нет. Нужно идти вперед по указанному сверху пути – «спасение утопающих в руках самих утопающих».