![](/upload/resize_cache/iblock/0da/780_780_1/0da37ca3530e9e6abdd85d4f3a9984a4.jpg)
Все у них не так. В Забайкалье из окна поезда видны сопки с пожухлой травой, а во Внутренней Монголии плоская, как стол, степь укрыта снегами. Хотя Россию и Китай разделяет лишь пограничная полоса. А уж про контрасты депрессивного (вопреки всякой логике!) Забайкальска и цветущей за кордоном Маньчжурии не писал только ленивый.
Но процветает и вся остальная Внутренняя Монголия. По прежним приездам в памяти остались стада, отары и табуны, кемпинги и деревни вдоль прекрасной дороги. Сейчас эта степь стала еще краше. Появились ранее невиданные рукотворные чудеса: сказочные монастыри, самая большая в мире русская матрешка, скульптуры героев и животных, парки ветряков и прочее. А в одном месте мимо пробегает даже стадо мамонтов в количестве около сотни голов! Сделаны они в натуральную величину и с большой экспрессией! Здесь, в районе Чжаланур, как позиционируют этот парк китайцы, находится родина мамонтов и проводится зимний туристический праздник «Мамонт». Но мы, туристы из Бурятии, спешили на праздник Снега у шэнэхэнских бурят (читайте о нем на стр.13).
Праздник в Шэнэхэне прошел хорошо, и гости, и участники, одетые в традиционные одежды, довольные разъезжались на новеньких машинах. Мы тоже уехали довольные увиденным и тем, как хорошо живут наши сородичи.
Как писала на прошлой неделе «Независимая газета»: «В Китае растут доходы населения и увеличивается средний класс. С начала 2000-х доля среднего класса в КНР выросла более чем вдвое и превышает сегодня 37% населения. В России в последние годы картина прямо противоположная: доходы населения падают, а доля среднего класса стремительно сокращается».
В последние два года во Внутреннюю Монголию на работу гастарбайтерами приезжают монголы из собственно Монголии. Проблем с визами у них нет, с квалификацией еще проще, работают они пастухами. Наш знакомый бурят Сэрэндаша Жалсарайн пригласил и нас: «Приезжайте и вы. За месяц заработаете около 50 тысяч рублей». «А что, – подумали мы. - Почему бы и нет? Южная Корея или Китай, какая разница? Заодно и бурятский язык в Шэнэхэне подучим!».
Еще Ленин открыл закон неравномерного развития капитализма в эпоху империализма, поэтому не стоит удивляться «большому скачку» Китая. В целом, это плоды продуманной политики гармоничного сочетания конфуцианской философии с принципами либеральной экономики и социальной справедливости коммунизма. Лет десять назад в Шэнэхэне я был на колхозном собрании. Дым коромыслом, в зале мужики и бабы, перед ними секретарь парткома и руководитель хозяйства. Все, как у нас в СССР. Но при этом скот и земли у шэнэхэнцев поделены и живут они индивидуальным трудом.
В начале 80-х годов у них стал внедряться семейный подряд. Степь разгородили изгородями, и эта приватизация пастбищ и колодцев нанесла решающий удар по кочевому образу жизни. «С появлением вынужденного оседлого скотоводства на огороженных небольших территориях кочевой мир монголов АРВМ КНР постепенно превращается в «экспонатную цивилизацию» в музеях и выставках Великого Срединного государства», как написал социолог БНЦ Дамдин Бадараев.
В то же время, получив право на землю, шэнэхэнцы стали вкладываться в нее, сеять технические культуры и увеличивать поголовье скота. Они быстро разбогатели вместе со всем Китаем, поскольку, как скотоводы, были монополистами на мясном рынке. Когда едешь на поезде по стране, то видны лишь теплицы и бесконечные поля с кукурузой и рисом. И только во Внутренней Монголии и Тибете видны отары и табуны. А полтора миллиарда изголодавшихся человек хотели есть, и есть мясо, которое поставляли наши буряты. Так осуществилась их китайская мечта, которая окончательно разбила другую мечту. Миф-мечту о возвращении в Россию, долгие годы консолидировавшую их в Китае. Ведь они до сих пор называют печенье - «пираник», конфеты без обертки - «момпале», в обертке - «конфет», стакан - «асткан», мотоцикл – «мотор», ну и плюс умение печь хлеб.
Теперь же: «Давайте хорошо жить там, где мы живем!», - звучало рефреном на нашей встрече с хозяевами в кафе с говорящим названием «Ойхон» в Хайларе.
Что ж, давайте жить и ездить друг к другу в гости. Тем более что у них еще есть то, чего у нас нет, та же самая глубинная память. При расставании поэтесса Намнай Сэмжед вспомнила историческую песню «Худариин дуун», которая начиналась словами: «Прохладным утром в прекрасной Кударе…» Ее пели старики, вспоминая места, где они прежде жили. Ольхон, Кудара, Тугнуй, Ага, Борзя, Улирэнгэ, Онон и теперь Шэнэхэн...
Кочевники движутся по извечному кругу, и может быть, все-таки когда-нибудь, тронется кочевье на Север?