На первый взгляд, бурятская кухня достаточно проста и незатейлива, поскольку буряты только в начале ХХ века стали жить в городах. Однако разнообразие природных зон: степь, тайга, горы и внутреннее море Байкал, а также смена времен года - привели к появлению богатых кулинарных традиций. Кроме того, буряты заимствовали у соседей: у русских – хлеб и шаньги, у китайцев – буузы и суп с лапшой. В этом плане буряты не одиноки. Его Святейшество Далай лама XIV также сказал про тибетцев, что все самое лучшее они взяли у соседей: буддизм - в Индии, одежду - в Монголии, а кухню - в Китае, сообщает газета «Бурятия».
Буузы заслуживают особого внимания, так как представляют собой классический пример маргинального блюда, появившегося на стыке двух культур – кочевой скотоводческой монгольской и оседлой земледельческой китайской. От первой в ней мясо, от второй – тесто. Судя по названию (в переводе с китайского оно означает пампушку или пирожок с овощной или мясной начинкой) и технологии изготовления в специальной многослойной пароварке, совершенно не свойственной кочевому миру, это блюдо, конечно, появилось в Китае, а в Бурятию оно пришло из Монголии. Подобное блюдо есть и у других китайских соседей, например, у тибетцев – момо, а у узбеков – манты.
Итак, бурятская кухня представляет в основном множество мясных, рыбных и молочных блюд и напитков. Из мясных наиболее известны бухулёр, различные колбасы, жареное, отварное и вяленое мясо, из рыбных – соленый омуль, жареный карась, жареная печень налима, из молочных – саламат, кумыс (сэгээ), аарса, айраг, хурэнгэ…
Эти блюда просты в приготовлении и максимально соответствуют природно-климатическим условиям, что обеспечивает спрос и конкурентоспособность в условиях Сибири. Ведь настоящий лагман получается в Ташкенте, а суши - в Японии. Именно в этом – аутентичности и натуральности, причина успеха бурятского национального фаст-фуда, который успешно распространяется и в соседние регионы.
Сейчас в многочисленных бурятских заведениях общепита в Улан-Удэ и Иркутске (Чита пока отстает) всегда можно недорого и вкусно поесть. В стандартный набор блюд входят: позы — бууза, шарбин — жареная мясная лепёшка, суп бухулёр и суп с лапшой (шулэн). Плюс корейские салаты. В этом незамысловатом меню и кроется изюминка этих многочисленных закусочных.
А в советском Улан-Удэ 70-х единственная знаменитая позная была в Гостиных рядах. Позднее появилась вечно пьяная, одиозная с нынешней точки зрения позная, которую в народе называли «Укырка» (от слова ухэр – бык) на улице Шмидта. Здесь в годы запрета на алкоголь мужики в рукопашную шли за пивом и позами. В постперестроечное время позные быстро прописались на дорогах, и не случайно их оценили дальнобойщики. В последние годы происходит ребрендинг легендарного блюда, и позы были переименованы по правилам бурятского языка в буузы. Буузы - это и первое, и второе, быстро и сытно. Но каждый день кушать их слишком тяжело. А вот буузы, шарбин, бухулёр и лапша плюс борщ и салаты - это уже ассортимент по испытанной системе.
Здесь я хотел бы представить малоизвестные экзотические блюда, сложные в приготовлении и даже могущие, как японская рыба фугу, быть смертельно опасными. Но что может остановить любителя острых гастрономических ощущений? Настоящий гурман преодолеет все препятствия.
А кроме того, это высокая бурятская кухня, изысканная и сложная в приготовлении. Хотелось бы отметить её региональный, особый, специфический бурятский характер. В чём его отличие? Однажды я оказался за одним столом с гостями из Внутренней Монголии КНР, среди них были и ханьцы, и монголы: харчин, баргут и т.д. Ужин проходил в ресторане «Бурятия», и гости охотно угощались нашими коронными блюдами: буузами, отварной бараниной, внутренностями и т.д. Но для них они не представляли особого гастрономического интереса, поскольку то же самое готовят как во Внутренней Монголии, так и в, собственно, Монголии. Единственное, что они хотели продегустировать - это байкальский омуль. Они были наслышаны об этой легендарной рыбе и, попробовав её на вкус, были безмерно довольны. Именно байкальский компонент выделяет бурятскую национальную кухню среди других монгольских народов.
Омуль с душком
«Придя в гости, я обнаружил, что лифт не работает. Приятель мой жил на девятом этаже, и я пошёл пешком. На четвертом этаже я стал ощущать малоприятный запах. На пятом запах усилился, на шестом мне пришлось задерживать дыхание, я поднимался выше — и становилось всё хуже и хуже. На девятом вонь была совсем невыносимая, а когда я позвонил в дверь, мне открыла жена приятеля и вместо приветствия закричала: «Я его выгоню!» Волна чудовищного запаха сшибала с ног.
Не помню, как я набрался сил, чтобы войти в эту комнату. Там, у окна, сидел мой приятель, а перед ним лежала рыба. Знаменитый байкальский омуль с душком.
«Что же делать? — горестно спросил он меня. — Это ж легенда. Я ж его вёз специально. Неужели выкидывать?»
Я понял, что не могу его бросить. Это был мой близкий друг, мы много лет были вместе в горе и в радости. Самое сложное и страшное было поднести это ко рту, то есть приблизить к носу. Мы пробовали трижды — не получалось. Тогда мы накатили. Потом ещё разок.
Когда наконец я положил кусочек омуля в рот — как описать эти ощущения? Это было самое вкусное, что мне доводилось пробовать в жизни. Омуль имел пронзительный и при этом тонкий и нежный вкус, был масляной консистенции, таял во рту и вообще был совершенством».
Есть разные версии происхождения этого блюда, в том числе и такая экзотическая, как заимствование у медведя, а как известно, этот зверь любит тухлятинку. По крайней мере, байкальские буряты испокон веков ели ферментированную рыбу - омуль с душком и никак не предполагали, что со временем он превратится в гастрономический изыск. А готовили его так. Осенью омуль потрошили, солили, укладывали в бочку, закапывали в землю или ставили в прохладное место. При этом была важна концентрация соли, ее должно быть как можно меньше. Весной доставали уже готовый, ароматно пахнущий, но абсолютно безопасный продукт, ели его и причмокивали.
В меню ресторанов с национальной кухней рыбные блюда занимают почётное место. Но ни в одном из них нет «омуля с душком». Санитарные врачи не допускают его на прилавки и столы общепита. Видимо, считают, что «омуль с душком» может быть смертельно опасен, так же, как японское блюдо из рыбы фугу. И действительно, в регионе диагностируется ботулизм из-за употребления солёной рыбы. Так где же любителям сильных гастрономических ощущений найти ароматно- душистый омуль? Только в частном порядке. Эксклюзивная вещь! Так же, как в Сеуле, надо очень постараться дабы поесть знаменитую корейскую собачатину. Но омуль с душком можно сделать и в домашних условиях. Для этого надо взять солёный омуль, желательно слабосолёный. Если это «культурный» засол, то есть омуль непотрошёный, то обязательно выпотрошить его, завернуть в пергамент и оставить в холодильнике (не в морозилке). Через некоторое время появится характерный дух, рыба ферментируется. Знатоки различают омуль с трёхдневным, недельным и т.д. душком. Кстати, на иркутском рынке покупатели гораздо лучше разбираются в тонкостях рыбного дела, чем в Улан-Удэ. Но, несмотря на обилие разной рыбы в крупных прибайкальских городах Иркутске и Улан- Удэ нет ни одного специализированного рыбного ресторана.
Рыба, в том числе и омуль, составляет основу рациона жителей прибрежных районов. Омуль на рожне, слабосолёный «стеклянный», жареный, запечённый, тройная уха, омулёвая икра, а кроме того, колобки из спинки щуки, пельмени и буузы (большие пельмени на пару) из рыбы, тельное, вяленое, копчёное и т.д. Зимой нужно обязательно попробовать расколотку – свежемороженую прямо на льду рыбу едят в сыром виде, обычно омуль, хариус, сиг или окунь, посыпанные перцем и солью. Ещё одно быстрое блюдо, которое готовят в горной Оке, что в отрогах Восточных Саян, - это хариус на печке: неочищенную и непотрошёную рыбу пекут на горячей плите. Чешуя не даёт ей подгорать. Пропитавшись изнутри собственным жиром, хариус тает во рту. В бурятской кухне популярен карась, которого в разных районах называют по-разному. В Тунке и Алари – зоодэй, в Кударе – тараасгэ, а в Баргузине – хоолэнтии или же хоолимтэ. В Баргузине настолько любят карася, что даже используют его на молебнах в качестве подношения духам предков. Что вполне логично, если ели карася в этой жизни, то пусть полакомятся и в той. А на западном берегу, в Баяндае, подношением божествам служит омуль. Так же и в Хурамше – бурятской «родине огурцов», деревне специализирующейся на выращивании овощей, божествам подносят огурцы. Для истинных буддистов, наверное, это лучший вариант, ведь альтернатива - это баранина, а значит, убийство живого существа».