Блоги 14 ноя 2018 1709

​​Мультивселенная бурятского языка

Новый номер газеты «Буряад Унэн» вызвал незнакомую мне доселе эмоцию, с которой появилось желание разобраться. Точнее, разобрать на составляющие. Обложка во главе с названием «Буряадай кибер-юртэмсэ» пробила сознание неожиданной энергией. И, судя по ощущениям, претензией авторов на вторжение в «бурятскую кибер-вселенную».

Если не пытаться мудрствовать, отношение к единственной газете на родном бурятском языке, которой через три года стукнет 100 лет, у большинства из нас бессознательно-уважительное. Как к хранителю языка в первую очередь. И пусть мы иногда тихо ропщем на сложность «читабельности» в силу разных причин - будь то диалектные различия в разговорном языке или уровень восприятия информации - едины мы в том, что она нужна как воздух.

И сегодня авторы в поиске пока не очень ясных путей компромисса. Один из них - пойти по пути упрощения языка и получить опасность утерять всю мощь и красоту языка. Второй - яростно настаивать на классике и оставить за газетой право на «энциклопедичность». И это предмет для полемики, в которой необходимо участвовать всем по праву причастности к языку.

Личные же наблюдения и ощущения приводят к мысли, что все достижимо. Особенно если обратиться к следующим публикациям номера. Это и интервью с депутатом Аркадием Цыбиковым, в котором звучат не совсем однозначные, местами спорные заявления относительно перспективы языка. Бесспорно любопытен материал об объявленном в России годе национальных языков с любопытными фактами о языках народов России.

Не менее интересен тот факт, что в ежегодном конкурсе «Буряадай туруу хунууд» в качестве номинантов принимают участие две яркие девушки: многократная победительница конкурсов красоты Арюна Бубеева и безусловно талантливая художница Юма Раднаева. О них – отдельные зарисовки. К слову, голосование за номинантов конкурса само по себе стало явлением недели - 14,5 тысячи голосов за двое суток!

Любопытно, что среди семи номинаций больше всего голосуют за участников в номинации «Сагаан убгэн» - 4203. Следом идут номинации «Буян хэшэг» - 4185 и «Гуа сэсэн хатан» - 3823 голосов.

Тройка лидеров за восточным кустом республики. Так за Зоригто-ламу из Хоринского района проголосовало 52%. Второе и третье места соответственно занимают Даба-Самбу Жамсаранов из Еравнинского и Нина Будожапова из Кижингинского.

И, собственно, материал Александра Махачкеева, который анонсирует передовица газеты - о «звездах буринета». На русском языке, что тоже вызывает не бурную, но полемику. Аргумент не железный, но сильный в пользу русского языка в газете на бурятском языке следующий: а как быть авторам, не владеющим письменным, но искренне жаждущим писать о своем, бурятском?

Что же касается рекламного модуля группы «Абсолют» - отдельная эмоция и отдельное отношение. «Хямда сэнгуудэй дэлгуур!» - магазин низких цен. Для многих покупателей и одновременно читателей опыт перевода ежедневно встречающихся терминов на бурятский язык – незаметный, но серьезный вклад в изучение языка. Это как раз то, что называется созданием среды для языка. Что также сильно работает как телевидение,радио,театр. И бизнес в процентном отношении способен и порою делает больше, чем госструктуры. Бренды «Баян Бэри», «ЗАМ», «Домбо» это доказали это в относительно короткие сроки.

Я же в нашем общем направлении работаю. Пишу иногда в сетях на родном с чудовищными ошибками, за что получаю порицание. И тем не менее считаю, что шагаю верным путем. К Сагаалгану планирую написать рассказик. Без ошибок. Простыми предложениями. 

Фото Анны Огородник