Блоги 14 фев 2019 2114

​​Об экспорте знаний

У Улан-Удэ никогда не было славы «студенческого» города наподобие Томска или Иркутска. Тем не менее, в советские времена наш город со своими четырьмя вузами выглядел вполне достойно. У нас получили образование тысячи уроженцев соседних областей, краев, республик и Монголии. Но пришли другие времена, и ситуация в системе высшего образования изменилась радикально. В столице Бурятии появились филиалы иногородних вузов, пошла череда зачастую необоснованных переименований – все в акаде­мии да и университеты, возникли десятки новых специальностей, которым обучают студентов и прочее. Вместе с тем появились и новые проблемы. Выпускники престижных улан-удэнских школ почти в полном составе поступают в столичные и иностранные вузы, в то же время как резко сокращается количество иногород­них студентов. Например, абитуриенты из Усть-Орды делают те­перь выбор в пользу Иркутска и других соседних городов к западу от области. Именно поэтому хотелось бы осветить проблему при­влечения иногородних студентов.

По данным сайта Министер­ства образования РФ, в вузах республики обучается ныне примерно 30 000 студентов, а в средне-специальных заведениях – 15 000 студентов. В среднем ко­личество поступающих в год – 8000 в высшие учебные заведе­ния и 7 000 – в ссузы. На плат­ной основе, по общероссийским показателям, обучается поло­вина студентов высших учебных заведений. Около 2% студентов являются гражданами других го­сударств, они все учатся платно. Иногородних студентов в вузах Бурятии примерно 30%, что со­ставляет около 10 000 человек. Каков же экономический эффект от их пребывания?

Специалисты БГУ произвели приблизительный расчёт средств, которые тратят в год на террито­рии РБ именно студенты других регионов и иностранцы. В том числе, это оплата за обучение, проживание, включая транспорт­ные расходы. Так вот, российские студенты из других регионов, обучающиеся в Бурятии (10 000 чел.), оставляют в республике ежегодно 1 300 млн руб. Ино­странные студенты (600 чел.). – 120-130 тысяч руб. каждый. Итого: 180 млн руб. В целом, общая циф­ра - это 1 480 млн руб. Думаю, что эти цифры достаточно обосно­ванны и с точки зрения собствен­ного родительского опыта, обу­чающего детей в других городах.

Цифра в 1,3 млрд выглядит достаточно весомо. Это уже со­поставимо с 2 млрд рублей, ко­торые, примерно, оставили на территории республики в этом году въездные туристы. При этом предполагаемое увеличение только иностранных студентов в вузах России в ближайшие годы – трехкратное.

Если продолжить аналогии с туризмом, то иногородние и иностранные студенты, по сути, те же самые туристы, получаю­щие образовательные услуги на долгосрочной основе. Они живут в республике по 4-6 лет, и каждый год приносит в республику по 1,5 млрд рублей. Получив хо­рошее образование, эти студенты становятся востребованными не только у нас в республике, но и за её пределами. К тому же, нет не­обходимости беспокоиться об их трудоустройстве, это изначально мобильная группа людей, при­бывших в Бурятию на определён­ный срок.

Республика не обязана пре­доставлять рабочие места вы­пускникам и тем более выпуск­никам вузов из других регионов. Это противоречит самой концеп­ции образования, ведь образо­ванный человек более конкурентоспособен, более гибок в выборе направления деятельно­сти и месте проживания. То есть речь идёт об экспорте знаний, экспорте образовательных услуг. Во всем мире это самая быстро­растущая и выгодная отрасль экономики. Гарвард, Оксфорд, Колумбийский университет, Сорбонна, МГУ и МГИМО - у всех на слуху. В числе лучших универси­тетов мира и ведущие китайские учебные заведения. Иначе и быть не могло в стране, обладающей древнейшей системой образова­ния. Тем не менее, улан-удэнские вузы привлекают определённые категории молодёжи из КНР. То есть, выпускники бурятских ву­зов должны изначально настра­иваться на трудоустройство не только в Бурятии, но и в других регионах или странах.

Я неоднократно беседовал на эту тему с экспертами из на­ших вузов, и их мнение на этот счёт едино. Развитие региона возможно только за счёт более активного предоставления своих товаров и услуг на общероссий­ском и международном рынках. Наша экономика просто не в си­лах поглотить такое количество выпускников. Более того, нужно ориентироваться на подготовку специалистов для российского рынка труда, а также для загра­ницы. Однако, для этого респу­бликанская система образования должна быть конкурентоспособ­ной.

Пока же мы проигрываем даже Иркутску, не говоря уже о Москве. Наших выпускников школ уезжает больше, чем при­езжает из других регионов. Опти­мальным был бы вариант, когда к нам приезжало бы сопоставимое количество выпускников. Ведь они приносят республике деньги, и их не нужно трудоустраивать.

При этом Бурятия имеет оче­видные конкурентные преиму­щества на рынке образователь­ных услуг. Это хорошая экология, низкая стоимость проживания, транспортная доступность, силь­ные вузы и выгодное геогра­фическое положение. Бурятия расположена между востоком и западом и в культурном смыс­ле. Китайцы, монголы, якуты и тувинцы не могут столкнуться у нас со скинхедами, с другими формами проявления расовой и национальной нетерпимости.

Поэтому наши вузы должны быть конкурентоспособны, уро­вень проживания комфортен и безопасен, а образовательные услуги максимально доступны.

Фото из архива редакции

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ