Блоги 30 мая 2019 10380

​​Что общего у корейцев и бурят?

Автор в тёплой компании на тёплом полу. Сеул, февраль 2000 г.

На прошлой неделе Глава Бурятии Алексей Цыденов с ми­нистрами и бизнесменами про­вёл деловые встречи в Сеуле. Южная Корея давно превра­тилась в нашего серьёзного эко­номического партнёра. Бурятия - поставщик дешёвой рабочей силы, временных мигрантов, ре­гион - реципиент, а Корея - стра­на–донор. У нас нет статистиче­ских данных о количестве наших гастарбайтеров там и тех сумм, которые они привозят оттуда. Вероятно, речь идёт о тысячах жителей Бурятии и сотнях мил­лионов рублей, заработанных за более чем десяток лет активной миграции в Страну утренней све­жести.

В чём же секрет её притяга­тельности — одной из самых пе­редовых и технологичных стран в мире? И что общего между корей­цами и бурятами? Где бы ни жили корейцы, они являются одним из самых успешных народов мира. Даже Северная Корея, где правит свирепая, жестокая и карикатур­ная династия Кимов, вызывает уважение своей стойкостью и несгибаемостью в противостоя­нии с мировым гегемоном США. Просто Давид и Голиаф!

А в самой Америке корейцы, наряду с индийцами, китайцами, японцами, вьетнамцами, являют­ся наиболее успешной этнической группой. Именно корейцы держат магазины в «чёрных» кварталах, где мало кто ещё решается торго­вать из-за высокого уровня пре­ступности.

Также и у нас в России. Кто не знает кумира миллионов Виктора Цоя? А кто самая богатая женщина? Кореянка по национальности Татьяна Бакальчук, генеральный директор интернет-магазина Wildberries.

В Забайкалье корейцы мас­сово появились в середине XIX века на золотых приисках Бар­гузинской тайги. С тех пор они прочно прописались у нас. У них есть две национальные фишки, по которым их можно безошибочно определить и которыми они очень гордятся. Это легендарный салат кимчхи и тёплые полы – он­доль или кан.

Ещё в 80-е годы кимчхи про­давался у нас на Центральном рынке. Торговала бабушка-бурят­ка, а делали салат, разумеется, местные корейцы. Сегодня сде­лать кимчхи в домашних услови­ях очень просто, потому как всег­да есть основные ингредиенты: пекинская капуста, перец чили - хлопьями и порошком, чеснок, рыбный соус и соль. Некоторые наши местные корейцы любят до­бавлять в него кинзу (кориандр), предварительно измельчив. Ныне в Улан-Удэ кимчхи постоянно продают в китайских продукто­вых киосках и там же можно ку­пить смесь для готовки.

А вот тёплый пол ондоль или кан - это редкая вещь. В апреле 2000 года как репортёр я участво­вал в рейде по наркопритонам на задворках Первомайки, около центрального рынка. Хозяином одного из них оказался кореец. В доме было тепло, а вся уникаль­ная для Бурятии отопительная система - на виду. Это печь ниже уровня пола и возвышающаяся лежанка. Очень практичная и экономичная система. Более основа­тельно удобство ондоля я оценил позднее, уже на его родине, в Юж­ной Корее.

Тогда же группа российских биологов сделала сенсационное открытие в области генетической истории бурят, о том, что наши ближайшие родственники - ко­рейцы. Говоря учёным языком, «наиболее близкие генетические расстояния обнаружены между бурятами и корейцами».

В то же время прозвучала и другая сенсационная версия бу­рятской истории. Археолог Баир Дашибалов предположил, что в прошлом буряты были земле­дельцами и вероятно жили на берегу моря. Это место прожи­вания было соотнесено к району современной Кореи. Эта версия базировалась на данных раско­пок на Иволгинском гуннском городище, где было найдено множество костей не только овец, но и свиней и собак. Возможно, древ­ние гунны – предки бурят - ели и тех и других. Кроме того, «жили в этих домах-землянках «вос­точно-азиатского типа» с такой же отопительной системой, как в традиционных жилищах китай­цев, корейцев и японцев», то есть они использовали те же каны для отопления своих жилищ. Не осталось без внимания созвучие названия бурятского племени «хори» и «коре».

Конечно, все народы близки друг другу в той или иной сте­пени, поскольку произошли от одной праматери Евы. А в гло­бальном мире они сближаются ещё быстрее и ещё теснее. Так, попытки установить взаимовы­годные связи на уровне региона предпринимались и в прошлом.

В одно время у Бурятии в Сеуле был даже собственный представитель: мастер боевых искусств мистер Ли. В качестве телохранителя он сопровождал Леонида Потапова во время его визита в Корею. При его посред­ничестве мэрия Улан-Удэ пыта­лась закупить у корпорации «Хен­дэй» автобусы. Но корейцы не пошли на бартер лесом, а валюты у нас не было.

Долго будоражил обществен­ность мистер Брэндон О, который открыл кафе «Кингсбургер» и бизнес-центр в здании бывшего бассейна. Коллега Тимур Бадмаев даже нарочито путал его фами­лию с цифрой ноль. К этой цифре в конечном итоге и свелись все официальные отношения респу­блики с Сеулом. Исключением были лишь прочные отношения между БГУ и университетом в Тэгу.

Но зато отношения на меж­личностном уровне развивались вполне так активно. Племянница, обосновавшаяся в Корее, привела на нынешний Сагаалган тамош­них друзей, так они выдули весь наличный в доме тарасун! Очень он им понравился, напомнив по вкусу соджик – корейскую водку. Похоже, нужно продвигать наш бренд на рынок Страны утренней свежести?

Фото из личного архива автора