Блоги 18 июл 2019 1806

​Лудуб дорос до балета

На премьере балета Лудуб Очиров со старшими коллегами - Виктором Усовичем и Пурбо Дамирановым

В юбилейный 80-й год с момента своего основания Бурятский театр оперы и ба­лета запустил новый проект — Творческую лабораторию хореографов. С 20 июня по 4 июля в Улан-Удэ были приглашены молодые балетмей­стеры для работы с артистами театра. Результатом творче­ской деятельности стали хо­реографические постановки длительностью 15-25 минут, которые показали на сцене театра 4 июля. Как сообщило руководство театра на своём сайте: «Успешные эскизы в будущем могут стать основой для постановки полноценных балетных спектаклей».

А темой первой лабора­тории стали «Бурятские ле­генды и сказки». В конкурсе могли участвовать все жела­ющие хореографы, поскольку лаборатория способствовала поиску, поддержке и творче­скому развитию молодых хо­реографов-постановщиков и артистов балета. Вместе с тем, ожидалось пополнение репер­туара театра новыми поста­новками в жанре современной и национальной хореографии, расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального ис­кусства для публики. В итоге отборочный тур Творческой лаборатории прошли семь молодых хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга и Латвии. Улан-Удэ представил Алдар Кынзыбеев, который получил возможность подготовить хо­реографическую постановку продолжительностью 15-25 ми­нут. По сути, это был одноакт­ный балет, премьера которого состоялась 4 июля на сцене Бурятского театра оперы и ба­лета.

- Ко мне обратился Алдар Кынзыбеев с просьбой написать музыку к балету, - рассказал юный композитор Лудуб Очи­ров. – Либретто основано на легенде «Бургэд». Это история о предках бурят - о жизни в те далёкие времена. Люди тогда жили спокойно и счастливо. Они пасли свои тучные стада, табуны и отары. Возделывали землю. Ничто, казалось, не препятствовало прекрасной любви двух главных героев – Бургэд и Гэрэл. Они радовались друг другу и не подозревали, что вокруг них сгущаются тучи…

Однажды демон Эрлиг-Харэ увидел прекрасную Гэрэл и влюбился в неё. Но её сердце отдано Бургэду, он завиду­ет его счастью. У него созрел коварный план похищения девушки. Злодей хочет силой взять Гэрэл и сделать её своей женой!

Когда мужчины племе­ни ушли на охоту, Эрлиг-Харэ приводит свой коварный план в действие. При помощи кол­довских чар он усыпляет оставшихся в племени женщин, детей и стариков и похищает прекрасную Гэрэл…

Мужчины возвращаются с охоты и видят ужасную карти­ну: всё стойбище спит креп­ким непробудным сном. Бур­гэд бросается на поиски своей возлюбленной, но её нигде нет. Находится очевидец злодеяния Эрлиг-Харэ, он рассказывает о произошедшем герою. Бургэд убит горем, но не сломлен. Он и его товарищи решают высту­пить в поход на поиски Гэрэл. А между тем, их коварный враг не дремлет. Он применяет всё своё искусство магии и оболь­щения с целью покорения де­вушки. Но она упорствует и отвечает ему гордым отказом! Чародей впадает в страшный гнев и от осознания своего бес­силия перед силой любви пре­вращает её в берёзку.

В это время Бургэд с това­рищами находит Эрлиг-Харэ и начинается схватка. В жесто­ком поединке герой побеж­дает чародея и перед смертью тот сообщает, что он превратил Гэрэл в берёзку и не снимет за­клятие. Бургэд в отчаянии…

В следующей сцене герой обращает свои молитвы к бо­гам. И когда люди возвраща­ются на то место, где Гэрэл пре­вратили в берёзку, они видят рядом с ней ещё одно дерево. Это Бургэд, ставший берёзой, дабы не расставаться с люби­мой. Потрясённые трагедией члены племени уходят, но две берёзы становятся местом по­клонения влюблённых. По бу­рятскому обычаю они завязы­вают на них ленточки. В память о Бургэд и Гэрэл…

- Это драма, здесь нет клас­сического хеппи-энда, - гово­рит юный композитор. – В тече­ние месяца я жил только этой историей. Она даже снилась мне по ночам. Сны приходили в виде локаций. Я как будто в реальности видел жизнь своих героев и происходившие с ними события. Отчасти поэтому моя работа над балетом быстро продвигалась, и к 1 июля я до­писал финальную сцену.

Алдар Кынзыбеев принял музыкальный материал у Лу­дуба Очирова, и уже 4 июля состоялась премьера одноакт­ного балета «Бургэд». Полу­чился полноценный спектакль. Балет-миниатюра, мобильная и удобная для композитора фор­ма. Самое главное - хореограф и автор музыки увидели плоды своего совместного труда, сво­его творческого союза.

На премьере присутствова­ли известные у нас меломаны, которые отметили наличие интересного музыкального материала, но при этом хоте­ли более тесной связи между отдельными частями произве­дения. Однако, главный плюс работы Лудуба - это эксклю­зивная, специально написанная для спектакля музыка и её на­циональный колорит.

На премьере зал был полон, проводилось интернет-голосо­вание на лучшую постановку. В результате приз зрительских симпатий достался Лудубу Очирову: «В прошлом году я был в Австрии и слушал один из местных оркестров средней руки. Уловил себя на мысли, что австрийские музыканты лучше чувствуют музыку своих великих композиторов-земля­ков, чем, скажем, их россий­ские коллеги из более извест­ных оркестров. Я думаю, это общее правило».

Фото с Facebook