![](/upload/iblock/53b/53b4b6bd6b5badd60c5dfe3549e4abc1.jpg)
Фото FireStock
В сентябре текущего года в четырёх районах республики – Баунтовском, Тарбагатайском, Курумканском и Баргузинском - планируется избрание глав через конкурсный отбор. В настоящее время в Баунтовском, Тарбагатайском и Курумканском районах завершился первый этап отбора кандидатов.
Я наблюдал за работой комиссии в Тарбагатайском районе. Заседание прошло 31 июля в здании администрации. Семь членов комиссии внимательно изучили документы, поданные кандидатами. Образование, семейное положение, послужной список, есть ли судимость, гражданство иностранного государства, программа действий кандидата на посту главы, характеристика, нет ли имущества за границей, – всё это и ряд других требований были скрупулезно рассмотрены членами комиссии. Все пятеро кандидатов, подавших документы в Тарбагатае, были допущены к следующему этапу.
В порядке документы оказались у кандидатов в Баунте, где было допущено три человека, и в Курумкане – трое. Среди кандидатов действующие руководители районов. Они по определению имеют высокие шансы: в Баунте - Николай Ковалёв, в Курумкане - Владислав Сультимов. Но последнему сильную альтернативу может составить известный борец Жаргал Элбенов, ныне заместитель генерального директора торговой группы «Абсолют». В Тарбагатае преемственность власти способен обеспечить Алексей Елизов, заместитель главы по социальному развитию. Сам руководитель района Виктор Максимов не участвует в конкурсе.
А в Баргузине соответствующие изменения в устав МО внесены буквально на днях, и там только предстоят эти процедуры. Но Баргузин и на этот раз не изменил устоявшейся в постсоветский период традиции: один глава – один срок. А в случае с Алексеем Балуевым, отстранённым от должности весной текущего года, и вовсе неполный срок.
В середине – конце августа пройдёт следующий этап отбора, когда члены комиссии тайным голосованием выберут по не менее чем одному кандидату. Но окончательный вердикт им вынесут уже депутаты райсоветов, избранные в единый день голосования 8 сентября, выбрав наиболее достойного из предложенных им кандидатур.
Напомним, что органы местного самоуправления согласно статье 12 Конституции РФ - это одно из основ устройства государства, не входящие при этом в систему органов государственной власти. Именно в муниципалитетах сконцентрированы основные проблемы жизнедеятельности граждан - самой близкой к людям власти. С этим связаны постоянные поиски большей эффективности её функционирования, в том числе и через разные варианты формирования руководства муниципальными образованиями. Одним из них стало избрание через конкурсную комиссию. С этой целью в ряде районов республики, в том числе в четырёх вышеназванных, по инициативе депутатов райсоветов были внесены необходимые изменения в устав муниципального образования.
В прошлом году, в соответствии с республиканским законом «Об организации местного самоуправления», по новой схеме избраны руководители Хоринского, Заиграевского, Муйского и Северо-Байкальского районов. Почему же всё-таки конкурсный отбор, а не прямые выборы? Общеизвестно, что в период прямых выборов ситуация в муниципальных образованиях резко обостряется, их жители раскалываются по лагерям кандидатов, а политконсультанты используют все средства для манипуляции сознанием избирателей. Не гнушаясь самыми «грязными». Кроме того, сейчас исход борьбы на выборах зачастую решается в юридической плоскости, а действующий глава по определению наиболее уязвим.
В итоге обстановка на местах не стабилизируется, и по окончании выборов идёт кадровая чехарда и увольнения неугодных. Как следствие, страдают профессиональные и перспективные сотрудники, но, главное, буксует экономика. Предприниматели, фермеры, руководители предприятий и организаций зачастую оказываются под административным прессом, ухудшается инвестиционный климат. В этих условиях управленческий аппарат работает не на перспективу, не на результат, а только на самосохранение.
В целом прямые выборы не оправдали надежд избирателей. Дело не только в том, что никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Самое главное, районы топчутся на месте, а квалификация избранных глав оставляет желать лучшего. В советский период управленческие кадры проходили целенаправленную и последовательную обкатку в комсомольских, партийных, советских и хозяйственных органах. А основную скамейку запасных составляли крепкие хозяйственники – директора предприятий и председатели колхозов. Слом этой отработанной системы привёл к тому, что многие районы на многие годы впали в состояние политической турбулентности, а частые смены глав в них изрядно подорвали авторитет муниципальной власти.
В то же время при прямых выборах республиканская исполнительная власть предпочитала активно не вмешиваться в избирательный процесс. Она больше анализировала, наблюдала и в некоторых случаях направляла.
При конкурсном отборе, напротив, Глава республики вместе со своей администрацией и правительством берёт ответственность за того или иного кандидата. Другие плюсы – это экономия районного бюджета, но главное – сохранение стабильности. Вместе с тем, конкурсная система - это не панацея и не единственно возможный путь. В каждом из районов республики имеется своя специфика, в силу географических, экономических, национальных и социально-политических особенностей. Они отличаются не только по численности населения, территории или удалённости от основных транспортных магистралей (железнодорожных, воздушных, автомобильных), но и по историческим традициям. Поэтому каждый из них выбирает свой путь. Самый наглядный пример - это текущие прямые выборы мэра города Улан-Удэ. Эта форма избрания своего руководителя сохраняется более чем в половине районов республики, а самое главное, в любом случае должен сохраняться контроль общества над властью и её сменяемостью.