Блоги 8 авг 2019 1688

​​Главы по конкурсу

Фото FireStock

В сентябре текущего года в четырёх районах ре­спублики – Баунтовском, Тарбагатайском, Курум­канском и Баргузинском - планируется избрание глав через конкурсный отбор. В настоящее время в Баунтовском, Тарбагатайском и Курумканском рай­онах завершился первый этап отбора кандидатов.

Я наблюдал за работой комиссии в Тарбагатай­ском районе. Заседание прошло 31 июля в здании администрации. Семь членов комиссии внимательно изучили документы, поданные кандидатами. Образо­вание, семейное положение, послужной список, есть ли судимость, гражданство иностранного государ­ства, программа действий кандидата на посту главы, характеристика, нет ли имущества за границей, – всё это и ряд других требований были скрупулезно рас­смотрены членами комиссии. Все пятеро кандидатов, подавших документы в Тарбагатае, были допущены к следующему этапу.

В порядке документы оказались у кандидатов в Баунте, где было допущено три человека, и в Курум­кане – трое. Среди кандидатов действующие руково­дители районов. Они по определению имеют высокие шансы: в Баунте - Николай Ковалёв, в Курумкане - Владислав Сультимов. Но последнему сильную аль­тернативу может составить известный борец Жаргал Элбенов, ныне заместитель генерального директора торговой группы «Абсолют». В Тарбагатае преем­ственность власти способен обеспечить Алексей Ели­зов, заместитель главы по социальному развитию. Сам руководитель района Виктор Максимов не уча­ствует в конкурсе.

А в Баргузине соответствующие изменения в устав МО внесены буквально на днях, и там только пред­стоят эти процедуры. Но Баргузин и на этот раз не из­менил устоявшейся в постсоветский период традиции: один глава – один срок. А в случае с Алексеем Балу­евым, отстранённым от должности весной текущего года, и вовсе неполный срок.

В середине – конце августа пройдёт следующий этап отбора, когда члены комиссии тайным голосо­ванием выберут по не менее чем одному кандидату. Но окончательный вердикт им вынесут уже депутаты райсоветов, избранные в единый день голосования 8 сентября, выбрав наиболее достойного из предло­женных им кандидатур.

Напомним, что органы местного самоуправления согласно статье 12 Конституции РФ - это одно из ос­нов устройства государства, не входящие при этом в систему органов государственной власти. Именно в муниципалитетах сконцентрированы основные про­блемы жизнедеятельности граждан - самой близкой к людям власти. С этим связаны постоянные поиски большей эффективности её функционирования, в том числе и через разные варианты формирования ру­ководства муниципальными образованиями. Одним из них стало избрание через конкурсную комиссию. С этой целью в ряде районов республики, в том числе в четырёх вышеназванных, по инициативе депутатов райсоветов были внесены необходимые изменения в устав муниципального образования.

В прошлом году, в соответствии с республиканским законом «Об организации местного самоуправления», по новой схеме избраны руководители Хоринского, Заи­граевского, Муйского и Северо-Байкальского районов. Почему же всё-таки конкурсный отбор, а не прямые выборы? Общеизвестно, что в период прямых выбо­ров ситуация в муниципальных образованиях резко обостряется, их жители раскалываются по лагерям кандидатов, а политконсультанты используют все средства для манипуляции сознанием избирате­лей. Не гнушаясь самыми «грязными». Кроме того, сейчас исход борьбы на выборах зачастую решается в юридической плоскости, а действующий глава по определению наиболее уязвим.

В итоге обстановка на местах не стабилизирует­ся, и по окончании выборов идёт кадровая чехарда и увольнения неугодных. Как следствие, страдают профессиональные и перспективные сотрудники, но, главное, буксует экономика. Предприниматели, фер­меры, руководители предприятий и организаций за­частую оказываются под административным прессом, ухудшается инвестиционный климат. В этих условиях управленческий аппарат работает не на перспективу, не на результат, а только на самосохранение.

В целом прямые выборы не оправдали надежд из­бирателей. Дело не только в том, что никогда столь­ко не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Самое главное, районы топчутся на месте, а квалификация избранных глав оставляет желать лучшего. В советский период управленческие кадры проходили целенаправленную и последовательную обкатку в комсомольских, партийных, советских и хозяйственных органах. А основную скамейку запас­ных составляли крепкие хозяйственники – директора предприятий и председатели колхозов. Слом этой от­работанной системы привёл к тому, что многие рай­оны на многие годы впали в состояние политической турбулентности, а частые смены глав в них изрядно подорвали авторитет муниципальной власти.

В то же время при прямых выборах республикан­ская исполнительная власть предпочитала активно не вмешиваться в избирательный процесс. Она больше анализировала, наблюдала и в некоторых случаях на­правляла.

При конкурсном отборе, напротив, Глава респу­блики вместе со своей администрацией и прави­тельством берёт ответственность за того или иного кандидата. Другие плюсы – это экономия районного бюджета, но главное – сохранение стабильности. Вме­сте с тем, конкурсная система - это не панацея и не единственно возможный путь. В каждом из районов республики имеется своя специфика, в силу геогра­фических, экономических, национальных и социаль­но-политических особенностей. Они отличаются не только по численности населения, территории или удалённости от основных транспортных магистралей (железнодорожных, воздушных, автомобильных), но и по историческим традициям. Поэтому каждый из них выбирает свой путь. Самый наглядный пример - это текущие прямые выборы мэра города Улан-Удэ. Эта форма избрания своего руководителя сохраняется более чем в половине районов республики, а самое главное, в любом случае должен сохраняться кон­троль общества над властью и её сменяемостью.