Блоги 8 июл 2020 1417

​Пляжная утопия

© фото: Александр Махачкеев (архив)

Наступила макушка лета, и народ пошел к воде. Общую картину мира в этом плане дают соцсети. Наши местные звезды Инстаграма выда­ют отчеты в основном с Байкала и Щучьего, южного берега Гусиного озера.

А в Фейсбуке мы с фотографом Сергеем Шитиковым вспомнили, как в 80-е на всем побережье от Котокеля до Турки стояло всего две-три машины с отдыхающими, и все они были иркутянами. Улан-удэнцы отдыхали на Котокеле, турбазы которого («Машзавод», «Геолог», «Турист» и др.) были забиты до отказа. А теперь на Байкале яблоку не­где упасть.

В прошедшее воскресенье был на Торме в Иволгинском районе, так там весь берег заставлен машинами горо­жан. Совершенно экзотически смотре­лись парни и девчата с близлежащего Кокорино. Они приехали на советских мотоциклах «Урал» без коляски, «ИЖ» и «Минск». А сидели по трое, уцепив­шись друг за друга. Так и мы катались когда-то. Эх, где она, наша беззаботная юность?

Со стремительной автомобилиза­цией населения с повестки дня вдруг исчезла тема городского пляжа. Она стала неактуальной. Хотя на Селенге, Уде и протоках, а также на карьерах на­роду валом. Ведь не все могут выехать на Байкал. К тому же оставшимся нынче без лагерей ребятишкам деваться некуда.

Относительно безопасно им можно искупаться на протоках, там мелко и течение так себе. Особенно удобным представляется пляж на протоке на острове Комсомольский. В прошлые годы там стояли кабинки для раздевания, вышка спасателя, но нынче ничего нет.

Много народу ниже моста «у оле­ней» и ниже селенгинского моста. Там глубоко и течение более-менее спо­койное, но все же небезопасно. Где искупаться в будни в пределах шаговой доступности? Нужны оборудованные и санкционированные места для купа­ния. Городским властям нужно устроить стабильные зоны отдыха. А в этом году даже париться не стали, их нет, и все тут! Но люди купаются, и некоторые из них тонут.

Проблема городского пляжа мус­сировалась более двух десятков лет, а если быть точнее, то с самого конца 90-х.

В советский период черта городско­го пляжа четко укладывалась в рамки берега Уды в устье и по берегу Селенги сворачивала в сторону причала. Причал был в районе автовокзала. А уз­кая полоска пляжа шла метров на 300. Здесь красовались девушки в бикини, загорала приличная публика. Мальчишки прыгали в воду и сплавлялись до причала. Причалом служила баржа, к ней приставали прогулочные катера и теплоходы. В районе устья была ло­дочная станция, где сдавались напро­кат лодки и находилась станция спаса­телей.

Тогда набережная действительно выглядела как набережная, поскольку она окаймляла воды Уды и Селенги. По­стоянство русла рек поддерживалось непрерывной работой земснаряда. Наносной песок вывозился на баржах на строительные нужды. Ныне в этом песке строители также нуждаются, на реке видны его отвалы и где-то работа­ет земснаряд.

Однако Селенга еще больше сме­стилась в сторону острова Комсомоль­ский. Если в прошлом бетонные плиты дамбы на Селенге были частично скры­ты под водой, то теперь они заросли тальником. Такие же кусты густо покрывают наносные острова в этом районе.

Таким образом, город лишился нор­мального красивого пляжа, а опасность обрушения и затопления Левого бере­га возросла еще больше.

С планами реконструкции памятни­ков деревянного зодчества, строительством здания театра «Байкал» связыва­ют возрождение исторического центра города. Он должен стать центром притяжения туристических потоков и ме­стом отдыха горожан. Очевидно, что без восстановления пляжа на его исто­рическом месте, без углубления русла реки в районе устья не обойтись.

Совершенно заброшен и остров в устье Уды, между двух основных рука­вов реки. В одно время там также пыта­лись сделать зону отдыха, и даже рабо­тало кафе. Однако природоохранные структуры не позволяли построить не­что более капитальное и долговечное. Зона затопления, и все тут!

Что же в сухом остатке? Очевидно, что город должен всерьез обратить внимание на набережную. А главное, должны вернуться непременные персонажи речного пейзажа – земснаряд и баржа с кучами поднятого песка. Ведь речь идет не только о пляже, но и во­обще о смысле существования всей набережной от Удинского моста до ТРЦ «Пионер».

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев (архив)