Культура 30 авг 2023 1763

Памяти Баудоржа Базаровича Ямпилова

В год золотого юбилея республики мы вспоминаем выдающихся людей, внесших значительный вклад в ее строительство, развитие и созидание. Таким был Герой соцтруда, народный артист СССР, кавалер множества орденов, трижды избиравшийся в Верховный Совет Бурятской АССР и дважды бывший его председателем - Баудоржа Базарович Ям¬пилов.

В автобиографии Бау Ямпилова напи­сано:

«Я, Ямпилов Баудоржа Базаро­вич, родился 15 сентября 1916 года в улусе Булаг Кижингинского аймака Бу­рятской АССР в семье крестьянина. Отец умер в 1929 году, мать в 1954 году. В 1930 году окончил Хоринскую семилетнюю школу, в 1936 году - Улан-Удэнское музы­кальное училище. В 1937-м был принят в Свердловскую консерваторию. С 1943 по 1946 год работал директором и худо­жественным руководителем Бурятской государственной филармонии. С 1946 по 1956 год находился на творческой работе. В 1956 году был избран ответ­ственным секретарем Союза композито­ров Бурятской АССР, а в 1960 году избран председателем Союза композиторов.

На I, II, III съездах Союза композито­ров РСФСР избран членом правления, а на II, III съездах - секретарем союза. На III, IV, V съездах Союза композиторов СССР избран членом правления. Член КПСС с 1961 года.

Имею почетные звания Народного артиста РСФСР, Заслуженного деяте­ля искусств РСФСР и Бурятской АССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки и лауреат Рес- публиканской премии Бурятской АССР».

29.01.1976 г. Бау Ямпилов.

РАЗНЫЙ ЯМПИЛОВ

В 1929 году большая семья Ямпи­ловых осталась без кормильца - умер отец. Бау пошел работать. В 1932 году вместе с Жигжитом Батуевым он поехал в столицу, тогда еще Верхнеудинск. Вме­сте они поступили в Бурят-Монгольский техникум искусств. Бау обучался игре на скрипке, пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов. Кроме того, молодой музыкант пробовал свои силы в обработке народных бурятских напе­вов и мелодий, романсов, хоровых про­изведений, а также сочинял собствен­ные песни.

С 1937 года Ямпилов учился в Сверд­ловской консерватории, в классе компо­зиции профессора Маркиана Фролова. В эти годы опытный педагог передает се­креты профессионального мастерства, традиции русской классической школы, учит своих учеников искать новые ма­териалы для творчества в богатейшем фольклоре бурятского народа. Маркиан Петрович - автор бурятской оперы «Эн­хэ-Булат батор». При создании первой национальной бурятской оперы ему во многом помогали его ученики - начина­ющие композиторы Дандар Аюшеев и Бау Ямпилов.

Бау Ямпилов с товарищами в Свердловске 1937 г.

На первой декаде бурятского искус­ства в Москве в октябре 1940 года пока­заны первая национальная опера «Эн­хэ-Булат батор» и музыкальная драма «Баир». Мотивы произведений устного народного творчества, сказаний послу­жили основой к музыке Бау Ямпилова и П. Берлинского. Ямпилов на первой де­каде успешно выступил в качестве ком­позитора и дирижера Государственного оркестра СССР. За развитие националь­ной музыкальной культуры награжден орденом «Знак Почёта».

Среди многочисленных сочинений композитора особенно выделяется ба­лет «Красавица Ангара». В произведе­нии оживает народная легенда о про­исхождении реки Ангары, и главная его тема - сила любви. Искренность сюжета (автор - известный драматург Намжил Балдано), воплощена в музыке Бау Ям­пилова и Льва Книппера. На протяжении 64 лет «Красавица Ангара» - в репертуа­ре Бурятского государственного театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова. Балет под названием «Красуня Ангара» долгое время был на сцене Львовского театра. Вторая редакция балета (1972) удостоена Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, а адажио из произведения прозвучало на выставке «Экспо-67» в Монреале.

Значителен вклад Ямпилова в разви­тие и обогащение детского репертуара. С неизменным успехом шла опера «Чу­десный клад» на сцене Бурятского теа­тра оперы и балета, в течение многих лет - и на сцене Московского государ­ственного детского музыкального теа­тра. Так же долго продолжалась дружба композитора с художественным руково­дителем последнего Наталией Сац, имя которой сегодня носит музыкальный театр в Москве. Более 10 лет «Чудесный клад» не сходил со сцены Монгольского академического театра оперы и балета. По мотивам оперы театр «Ульгер» по­ставил кукольный спектакль.

Творчество Бау Ямпилова разножан­рово. Так, Владимир Басов на «Мосфиль­ме» в 1959 году поставил художествен­ный фильм «Золотой дом», музыку к которому написал Ямпилов. В семейном архиве композитора даже сохранился пригласительный билет на премьеру картины и временный пропуск от 5 де­кабря 1959 года на киностудию. Кроме того, Баудоржа Базарович написал му­зыку к фильму Бараса Халзанова «Белая лошадь», снятому на Свердловской ки­ностудии в 1966 году.

НАСЛЕДИЕ

В своей автобиографии Бау Ямпилов пишет, что с 1941 по 1943 год участвовал в Великой Отечественной войне в долж­ности командира саперно-инженерной роты. В военные годы в окопах на лист­ках он записывал ноты, из которых рож­даются песни «Ленинград», «Сталин­град», «Смерть фашистам».

Республика отозвала талантливого композитора для продолжения творче­ской деятельности, и Ямпилов вернулся на родину. В 1943 году его назначили художественным руководителем Бурят­ской филармонии. Здесь он плодотвор­но работает в течение многих лет. Уже в Улан-Удэ была поставлена пьеса Гомбо Цыдынжапова на музыку Бау Ямпило­ва «Снайпер» о бурятах-фронтовиках и тружениках тыла, одноактный балет «Патетическая баллада» на либретто М. Мнацаканяна о событиях Великой Отечественной. Ко Дню Победы созда­ны «Праздничная сюита», «Праздничная увертюра». Война и борьба за мир были для Бау Ямпилова не только темами му­зыкальных сочинений, но и личными переживаниями и воспоминаниями о фронтах Великой Отечественной.

Его педагогическая деятельность на­чинается уже в 40-е годы: он дает уроки композиции студентам педагогическо­го и музыкального училищ. В течение всей жизни он продолжал следить за учениками музыкальных школ и учи­лищ, будучи твердо уверенным, что раз­витие бурятской национальной музыки зависит от молодых музыкантов.

ПЕВЕЦ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Музыковеды, коллеги отмечают раз­нообразие тем в творчестве Ямпилова. И в большинстве они посвящены род­ной Бурятии. Его музыка создает образы народных легенд, сказаний, наполнена национальной мелодией. В детстве он прислушивался к прекрасным народ­ным песням, богатейшему бурятскому фольклору, которые стали лейтмотивом его великолепных музыкальных произ­ведений.

Более 13 лет Бау Ямпилов плодот­ворно работал на благо республики и депутатом Верховного Совета Бурят­ской АССР, был председателем Верхов­ного Совета БурАССР на общественных началах с июля 1971 года по март 1980- го. Тогда заслуги республики отмечены в 1972 году орденом Дружбы народов, а в 1973 году - орденом Октябрьской ре­волюции.

Образ «Человека тысячелетия» Чин­гисхана вдохновил композитора к соз­данию одноименного балета. Послед­нее сочинение, как считает его дочь Элеонора Баудоржиевна, стала «лебе­диной песней» ее отца. Балет «Чинги­схан» в клавирах с надеждой быть на сцене все еще ждет своего благодарно­го зрителя. Будоржа Базарович ушел из жизни в 1989 году.

Из очерка к 100-летию Баудоржа Базаровича Ямпилова, написанного за­служенным работником культуры РБ Валентиной Лазаревой: «Музыка Ямпи­лова наполнена оптимизмом, верой в победу добра. Даже какое-либо траги­ческое по содержанию произведение композитор нередко решает в оптими­стическом ключе, в жанре оптимистиче­ской трагедии. С одной стороны, таким было веяние времени, с другой - черта характера автора, мудрого, много пере­жившего и сохранившего свет в душе».

В одном из выступлений Баудоржа Базарович говорил: «Мы должны стро­же относиться к своему искусству. Для того, чтобы создавать произведения, достойные нашего народа… Источни­ком истинного новаторства всегда была жизнь. Она питает наше творчество, в ней мы находим темы, идеи произведе­ний».

Галина МАДАДАЕВА