Культура 7 сен 2023 2197

Болот Ширибазаров: Роман «Драгоценный» изначально был о том, каково это, быть и русским, и бурятом

Накануне в Улан-Удэ состоялось вручение литературной премии имени народного писателя Бурятии Исая Калистратовича Калашникова — единственной в республике премии за художественные произведения в жанре «Проза». Одним из ее лауреатов стал наш коллега Болот Ширибазаров за роман «Драгоценный» в номинации «Проза на русском языке». Мы поговорили с автором о романе, о жизни и мечтах.

© фото: из архива Болота Ширибазарова

- Болот, расскажи о себе. В какой среде ты рос, под чьим влиянием выбрал писательскую стезю?

- Родился я в Иркутске, в семье студента Иркутского художественного училища. Но родом я из Могойтуя Агинского округа. Когда мне было 6 лет, отца направили на БАМ, художником-оформителем. Жили мы в селе Чара Каларского района, там я пошел в школу, учился до 8 класса.

Сейчас, спустя годы, я начинаю понимать, что писателем стал в первую очередь благодаря маме. Вечерами она читала нам с братом книги, мы могли слушать ее часами, даже на мультики не отвлекались. Когда маме было некогда нам читать, мы с братом выдумывали истории сами, и рассказывали их друг другу. Так со временем я обнаружил в себе привычку каждый день превращать в рассказ.

Первый «роман» я написал, когда служил в армии. Это случилось в школе сержантов. Я призвался с травмой левой руки, не мог отжиматься, подтягиваться, еще и подростковую болезнь ног обнаружили, бегать не мог как все, и встал вопрос о моем отчислении из школы. А всех отчисленных тогда направляли во взвод обеспечения центральной котельной.

Меня начали ставить дневальным чаще остальных, и как-то ночью на тумбочке от грусти я написал стишок. Сержант, дежурный по роте, поймал меня, но наказывать не стал, попросил написать посвящение его девушке. Вскоре вся рота выстроилась ко мне в очередь за посвящениями.

Дальше больше, мой замкомвзвода попросил написать о нём роман, в дембельский альбом. В ответ он пообещал, что я доучусь в школе и выйду сержантом. Тот роман я назвал «Реквием для сержанта, или о бедном курсанте замолвите слово», исключительно для красоты. Но спустя неделю после того, как он был переписан на чистовик, у нас в роте погиб курсант, он был одним из прототипов в романе. Из школы я вышел сержантом, и с тех пор хотел быть только писателем. 

- Говорят, не бывает легких путей у писателя. Как проходило твое становление?

- По мотивам того армейского «романа» спустя годы я написал пьесу «Прощай, Манчжурия», и она громыхнула, ее обсуждали известные критики, режиссеры, актеры, но до постановки дело так и не дошло.

Учился я в Екатеринбургском театральном институте, в мастерской Николая Коляды. Николай Владимирович — драматург с мировым именем, живет театром и нас этому учил, «любить театр до бесконечности». Поступил я на курс Николая Коляды благодаря повести «Великий чабан». Её я написал после учебы в Литературной мастерской Нины Ягодинцевой, ныне поэтессы с мировым именем.

Я всегда подчеркиваю, что мне очень везло на неравнодушных людей. «Великий чабан» был опубликован в журнале «Уральская новь» благодаря Соломону Ароновичу Эпштейну, журналисту из города Миасс Челябинской области. Мой первый наставник в журналистике Михаил Анатольевич Тютев поощрял стремление внести поэтику в текст телевизионного репортажа. Известный в Миассе шоумен Иван Борисович Бояринцев, когда было очень тяжело с деньгами, заказывал мне стихи, и очень хорошо за них платил.

Свой первый настоящий роман, «Драгоценный», я писал пять лет. Сначала это была повесть «Метис», ее опубликовали в журнале «Байкал». Я прочитал эту повесть на страницах журнала и ужаснулся, хоть и отзывы были неплохие. Начал лихорадочно дорабатывать. Процесс шел тяжело, раз десять переписал, а в итоге казалось, что погружаюсь в какие-то дебри непролазные.

Все легло по полочкам после того, как вернулся из Южной Кореи, я там трудился целых семь месяцев гастарбайтером.

Во время работы гастарбайтером в Корее (справа)

Доработал после Кореи, получился целый роман. И название как-то само собой родилось, «Драгоценный». Отправил в редакцию журнала «Дружба народов». Идея им понравилась, но попросили еще доработать, уже при поддержке редактора журнала Елены Лапшиной. Она мне объяснила все мои ошибки. 

- Поговорим о романе «Драгоценный» - о чем он?

- Изначально я хотел рассказать о том, каково это, быть и русским, и бурятом. А точнее и не тем, и не другим. Но постепенно история разрасталась, сводный брат главного героя стал Ринпоче, Драгоценным. Эта идея навеяна слухами о том, что известный в Бурятии общественник Эрдэни Дымчиков при рождении был признан перерожденцем одного из больших лам. Но родители его якобы не отдали. Эрдэни долго смеялся, когда я спросил его об этом, однако слухи не опроверг.

Меня интересует все, что связано с особенностями культуры моего народа, и культур других народов тоже, с которыми мне довелось пересечься. Так в Корее, например, мне повезло пообщаться с сарт-калмыком из Кыргызстана. И этот момент я отразил в романе «Мотылек в паутине».

У бурят, кстати, есть одна интересная традиция, делать метки умершим, чтобы найти их следующее перерождение. И ведь находят. Дети рождаются с метками в виде родинок. Все это позволяет верить в то, что смерти на самом деле нет. И весь тот опыт, который мы накопили в этой жизни, проявится в следующей жизни.   

- Не могу не спросить о творческих планах.

- В моей творческой копилке уже три романа. Это «Другой» - доработанная версия «Драгоценного», «Мотылек в паутине» — роман о гастарбайтерах из Бурятии в Южной Корее, и «Банхар» - мой первый опыт в жанре «Степное фэнтези». Доработать «Драгоценного» мне помог редактор одного молодого, но уже крупного издательства в Москве, пока не буду говорить какого. В черновиках еще два романа. 

Мыслей насчет будущих произведений много. Все это я прописываю в синопсисы, и оставляю дозревать. Пишу каждый день по главе. Иногда две главы пишу, если время позволяет. Литературное творчество для меня – вид спорта. Мой опыт показывает, что хорошее произведение невозможно написать, будучи в плохой физической форме. Поэтому каждый новый день начинаю с часовой тренировки до хорошего пота.

В спортзале

- Какие авторы повлияли на твое становление?

- Все, что на меня повлияло – это то, что прочитала мне мама в детстве. После я читал уже не так много. Настоящим открытием для меня в юности стали «Рассказы беспокойного Рабдана» и «Похищенное счастье» Даширабдана Батожабая. Аламжи в «Похищенном счастье» по описаниям удивительно похож на моего отца в молодости, а в «Рассказах» описана моя прабабушка Буубэй.

Также в юности я зачитывался рассказами и романами Джека Лондона и Сетона Томпсона, и мансийского писателя Ювана Шесталова. С Юваном Николаевичем мне довелось познакомиться в Ханты-Мансийске, незадолго до его ухода в мир иной. Он мне тогда сказал, что «иные миры» существуют, и писатель со временем, если не лениться и постоянно развиваться творчески – начинает их видеть.

- О чем мечтаешь и над чем работаешь сейчас?

- В детстве я мечтал путешествовать. В итоге вся моя жизнь стала каким-то одним бесконечным путешествием. Сейчас живу творчеством, работой и воспитанием детей.

Цикл из пяти романов, который я сейчас воплощаю, посвящен Агинскому округу, деревне Усть-Нарин, где прошла моя юность, и Бурятии. Дальше этого цикла пока не загадываю. По возможности продолжаю учиться.

Недавно, например, прошел курсы академии «Эксмо», изучал новый литературный формат «Самиздат». Прежде мне казалось, что написать роман за три месяца – это что-то вроде творческого самоубийства. Но, в очередной раз убедился, что литературный процесс в России не стоит на месте. «Банхара» написал за три месяца. Принципы нового формата применимы на практике, работают. Вот за такими тенденциями стараюсь следить. Они и определяют сейчас мое настоящее и будущее.   

- Дает ли роман «Драгоценный» ответ на вопрос - каково жить с пограничной идентичностью, когда ты бурят по рождению, но рос в русской культурной среде?

- Кому как. В конце главный герой уезжает из Аги. Но понятно, что он вернется.

P.s. Прочитать роман «Драгоценный» можно онлайн по ссылке

Беседовала Светлана Галданова

Фото: из архива Болота Ширибазарова