Культура 11 сен 2023 1111

Как прошли финальные показы Лаборатории молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды»

22 и 23 августа 2023 года на сцене Бурятского театра оперы и балета прошли финальные показы Лаборатории молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды» (сахали в пер. с бур. – чайка).

Авторский блог Давида Дондупова «Заметки земского музыковеда»

Она стала логичным продолжением Творческой лаборатории молодых хореографов, состоявшейся в 2019 году на базе БГАТОиБ. Признание финального проекта прошлой лаборатории «Бурятские сказки и легенды», попавшего в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», свидетельствовало об интересе публики к современному репертуару и высокой оценке работ молодых хореографов экспертного сообщества.

Итогом Лаборатории-2023 стало создание четырех хореографических композиций на сцене театра силами молодых хореографов. Старт заявочной кампании Лаборатории был дан еще в мае и в ней приняли участие более 30 хореографов со всей страны, четверо из которых прошли финал. За десять дней августа совместно с артистами балета и хореографического колледжа они подготовили четыре эскиза, вдохновленных легендами байкальского региона. Вячеслав Пегарев (Москва) представил хореографический этюд о байкальском ветре Сарма, Олег Дорофеев (Санкт-Петербург) - буддистскую притчу о любви, Юлия Репицына (Челябинск) - легенду о богине Янжиме, а Алиса Шикина (Улан-Удэ) в своем эскизе раскрыла историю перерождение девушки в Муу Шубуун. Современные форматы молодой хореографии по-новому раскрыли молодой публике (которой было большинство на показах) красоту родного края и глубину народных легенд. Новый взгляд нового для подростков жанра натолкнули его на размышления о человеке и пространстве, о философской парадигме традиционной культуры, содержащейся в мифах и легендах байкальского региона. Таким образом тема синтеза современной и этнической хореографии стало  поиском нового выражения.

Во многом Лаборатория решала проблему популяризации хореографического искусства и воспитания нового поколения театральной публики как одной из наиболее важных сфер культурной жизни Бурятии. Репертуарная политика академического театра оперы и балета долгие годы была направлена в основном на развитие классического репертуара. В настоящий момент для балета Бурятии актуальным стал новый взгляд на жанр со стороны современной хореографии. Это позволило не только привлечь в стены театра новую публику, но и понять самой труппе в год столетнего юбилея республики возможные пути дальнейшего развития.

Финальные показы продемонстрировали, что театр, как общественный институт, обладает огромным ресурсом для формирования ценностных ориентиров. Один из путей решения данного вопроса театр видит в привлечении к созданию нового сценического продукта молодых хореографов, способных разговаривать с молодежной аудиторией на "одном языке", в общем кругу проблем, духовных исканий и запросов. В рамках проекта были привлечены молодые профессионалы со всех концов России, что стало одним из факторов рождения новых хореографических имен, отечественного театрального обмена, создания новой площадки для балетных экспериментов и привлечения внимания театрального и экспертного сообщества к новым явлениям регионального музыкального театра.

«Янжима», хореограф Юлия Репицына (Челябинск), в главной партии Анастасия Цыбенова

В члены экспертного совета вошли ведущие представители балета Бурятии, среди них: заслуженный артист РФ, художественный руководитель балетной труппы Баярто Дамбаев (председатель), народная артистка РБ, художественный руководитель Бурятского республиканского хореографического колледжа Баярма Цыбикова, народная артистка РБ, ведущая солистка и репетитор Вероника Миронова, продюсер и хореограф БГАТОиБ Павел Окунев. Досконально зная возможности труппы и перспективы репертуарной политики они выбрали наиболее интересные и актуальные для Бурятского театра оперы и балета хореографические версии на тему национально-региональных сюжетов.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Организатором Лаборатории стала Региональная общественная организация «Байкальский культурный форум» (председатель –Давид Дондупов). Партнерами проекта выступили Бурятский государственный академический театр оперы и балета, Министерство культуры Республики Бурятия и Союз театральных деятелей РФ.

В целом, формат Лаборатории позволил постановщикам выйти за академические рамки, артистам прочувствовать новые современные техники, а зрителям познакомиться с актуальным хореографическим искусством.

Автор: Давид ДОНДУПОВ, музыковед, член Союза композиторов РФ

Фото: Егора Бельских