Культура 9 окт 2023 3127

Тамга как знак благополучия

Норжима Цыбикова продолжает цикл очерков по итогам погружения в мир исконных традиций Монголии.    

© фото: Норжима Цыбикова

Последние выходные девятого месяца выдались теплыми и солнечными.

Совершенно случайно мы получили приглашение принять участие в семейном празднике, посвященном обряду нанесения тамги жеребятам. Собрались мы в, секунды - когда ещё? На улицах Улан-Батора небывалое для субботы оживление. Только потом выяснится, что по старинному календарю именно в эти дни благоприятствуют обрядам - милана, свадьбы, клеймения животных и прочих, что имеют важное значение в жизни монголов.

«Недалеко!» - сказала Алтанмаа, наш надежный друг и переводчик, и мы помчались. «Недалеко» оказалось на самом деле не очень далеко по расстоянию, но размытые дождями каменистые холмы и дороги было ввергли нас в уныние. И тут открылась взорам долина со стадами скота, с юртами, похожими на приземлившиеся облака, березовым лесочком с пожелтевшей листвой. Монгольская пастораль…

Кёкюшюзан

Пригласил нас, ни много - ни мало, один из самых известных людей современной Монголии - Кёкушюзан. Не типичное для монголов имя - псевдоним знаменитого спортсмена Даваагийн Батбаяра, самого успешного в истории Монголии борца сумо, достигшего уровня «комосуби». Мы робко проследовали за великим спортсменом в гигантскую юрту. Гости уже в сборе. На центральном месте согласно традиции - хозяин, по левую и правую руку - почетные гости. Хозяин же - легенда монгольского спорта, Монгол Улсын Арсалан Дуламжавын Мөнх-Эрдэнэ. Для непосвященных, Арсалан монгольской борьбы - высший титул, который навсегда вносит имя спортсмена в списки непобежденных борцов страны.  

Подношу по обычаю символические подарки - белую пищу и сладости для алтаря и собрав весь словарный запас представляюсь и представляю спутников. Он широко улыбнулся и на чистейшем русском сказал: «Спасибо! Мы очень рады вам! Проходите, будьте желанными гостями». Потом окажется, что все гости в разной степени говорящие на русском языке. Но это обстоятельство вовсе не было главным. Мы угощались яствами праздничного стола, наблюдали за происходящим и было ощущение, что время откатилось вспять этак на столетий семь…. Звучат речи, одна содержательнее другой, и каждый гость поет. При этом звучат исключительно «уртын дуун» - протяжные песни, манера исполнения которых свойственна только монголам. Специалисты по-разному оценивают технику исполнения протяжной, но в целом склоняются к тому, что только бескрайняя монгольская степь могла стать родиной уникальной мелизматики. К слову, в 2005 году ЮНЕСКО отнесло монгольскую протяжную песню к категории «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». 

Гимн степи    

Инструмент номер один у монголов - морин хур. Мелодия, сыгранная на двух его струнах, способна довести до слез верблюдицу, отказавшуюся от своего потомства. «Навершие» монгольской скрипки украшает голова лошади. И, ожидаемо, первая песня -  гимн лошади, морьны магтаал. Исполняет её еще один из именитых гостей - знаменитый борец «улсын начин» и одновременно народный артист Монголии Содномын Эрхэмбаяр. И от его исполнения мозг впадает в легкий транс. Я вдруг ощущаю, что фраза «раскрыв рот» в этот момент материализовалась в моем лице. Затем затягивает уртын дуу Кёкушюзан. «Раскрыв рот» получило продолжение в действии «глаза по шесть копеек». О монголах с давних пор бытует мнение, что не поющих среди них нет. Но чтобы так… Дальше они поют дуэтом, затем переходят на трио, квартет и снова на соло. В этот момент подумалось, что половина профессиональных артистов современности едят свой хлеб не вполне заслуженно. В перерыве аккуратно интересуюсь, на самом ли деле знаменитый борец является народным артистом страны. Мне показывают баннеры фильмов, в которых он снимался и где звучали песни в его исполнении. Я складываю ладони у груди в жесте уважения… 

Монголы вкладывают в песню сакральный смысл и поют как бы наполняя пространство особой энергетикой.  По всей видимости, бескрайняя степь наделяет всех живущих на её просторах необычайным слухом и голосом. По традиции слово предоставляют младшим по возрасту землячкам-студенткам музыкального вуза. Они поют песни западных монголов, откуда родом и еще одно национальное достояние монголов - танец «биелгэ». Как и полный энергии «биелгэ», песни уже иные по звучанию. Скалистые горы, быстрые реки будто диктуют ритмы, рожденные в Ховд, Увс, Алтайговь….   

 

 

Страна скакунов 

Скакун для каждого монгола уже на протяжении тысяч лет главная составляющая, но и сегодня традиционный подарок детям на первый день рождения ребенка – жеребенок. В три года им дарят седло, а в пять впервые сажают на коня. И это важный день в жизни уже, как считается, взрослого монгола: свой конь, уздечка, седло и первый опыт на пути к искусству верховой езды.

О лошадях здесь слагают легенды, сочиняют гимны, воспитывают детей в уважении к скакуну. Знатоки монгольского мира в обсуждении непременно упоминают рассказ Джеймса Олдриджа «Удивительный монгол». Это история о фантастической привязанности монгольской лошади к хозяину и родной земле. История, основанная на реальных событиях о том, что лошадь из Гоби вернулась на родину пройдя территории Англии, Франции, Италии, Венгрии и России. То была лошадь Пржевальского, единственная в истории порода, которую так и не удалось приручить.  Монголы рассказывают про случай, когда 60-е годы прошлого века черный жеребец, которого отправили во Вьетнам в качестве подарка, через два года вернулся к хозяину на родину, в родную монгольскую степь. Здесь любят пословицу «монгол без коня, что птица без крыльев, а монгольская лошадь без Монголии, что небо без солнца». Еще одна традиция запрещает создавать препятствия бегущим коням. Они возвращаются на родину...

 

Клеймо как бренд монгольской семьи 

Традиция ставить тамгу на животных очень древняя. Первые образцы тамги для лошадей находили в виде наскальных рисунков. По «фирменному» знаку можно было определить, чья семья кочует в этих местах, сколько скота у того или иного обладателя тамги. Для мелкого скота изготавливались маленькие печати, для крупных - покрупнее. Со временем это превратилось в искусства дизайна. На сегодня существует более 2000 образцов именно для лошадей. Сначала подобные печати были для целого рода, затем свои образцы появились в семьях. Монголы считают, что наличие тамги способствуют целостности семьи: чем больше скота, тем больше семья. Клеймо, по традиции, изготавливают родовые кузнецы, при этом используется лучшее железо, чтобы оно не стерлось, поскольку наносится одномоментно на тысячи лошадей. Клеймо как залог богатства семьи, а заодно проверка на мастерство кузнеца. «Тамговать» жеребят могут все монгольские мужчины, а после проводится ритуал обмывания молоком жеребца - производителя. Молоко как символ плодородия присутствует в большинстве обрядов… Наши опасения по поводу необходимости наблюдать как наносят на круп жеребенка печать каленым железом оказались напрасными. Оказалось, технология не столь болезненна, а в последнее время и вовсе применяется «холодный» способ. 

…Петь песню в честь проведенного обряда наступает и очередь российских гостей, что ввергает нас в краткосрочную панику. Но дабы не посрамить честь родины принимается решение петь «Подмосковные вечера». Допеваем мы её российско-монгольским хором. И ностальгическим комом в горле… Тем временем подъезжает следующая партия гостей и мы откланиваемся. Дотемна лучше вернуться в объятия Улан-Баторских пробок. Возвращаемся молча, с тихим ощущением счастья, которое сложно описать кратко.         

…Здесь воздвигают памятники скакунам, а морин хуур на государственном уровне признан национальным достоянием. До недавнего времени казалось, что у монголов слишком много архаичных символизмов, но по прошествии года жизни в Монголии думается, что это у остального мира жизнь стремительно превращается в синтетик…    

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА

Фото: Норжима Цыбикова