Культура 10 ноя 2023 6085

Байкал выдвигается в Кремль

В Улан-Удэ, столице Бурятии, 8 ноября состоялся «предкремлевский» показ масштабного проекта Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» в рамках празднования векового юбилея республики Бурятия. На сцене Кремлевского дворца съездов, главной сцене страны, театру из Бурятии предстоит выступить с двумя проектами: 14 ноября — «Моя Бурятия», 15 ноября — «Блеск Азии». Бурятский зритель «оценивал» проект «Моя Бурятия». И было что…

Площадка Физкультурно-спортивного комплекса столицы Бурятии выбрана не случайно. Только здесь можно разместить сценическую площадку по размерам сцены Кремлевского дворца съездов. Учитывая, что репетировать в Москве времени уже не будет, для труппы театра — это единственный шанс оценить пространство предстоящего экзамена. Пожалуй, нашему театру предстоит самое главное испытание столетия — презентовать уровень культуры современной Бурятии. А культура, как мы помним, и есть лицо экономики и политики региона.

Машина времени

Билеты на «предкремлевский» экзамен разошлись мгновенно. Зрители самого разного возраста и национальности, будто члены команды театра «Байкал», прибывают загодя, дабы не подвести «своих» перед предстоящим экзаменом в Москве. Занавес поднимается, и зал погружается в атмосферу. Надо сказать – особую. Трехчасовое действие одновременно и тест на реакцию зрителей, хотя по неизменной силе аплодисментов сложно определить, какому же номеру отдается большее предпочтение.

Артисты театра ведут зрителя по периодам истории республики, внезапно уводя в глубину веков и тут же возвращая в день сегодняшний. Все вместе и каждый по отдельности труппа театра сегодня – это единый оркестр с филигранным звучанием. Начинается действо, по традиции, церемонией открытия под народную песню «Алтаргана», происхождение которой ученые относят к средневековому периоду. Оркестр, хор, хореография на фоне неповторимых пейзажей республики у Байкала и потрясающая игра света – четырехмерное действует завораживает с первых минут.

Театр «Байкал» не раз бывал на сцене Кремля, но сольный концерт – это впервые. Хотя первый старт был дан еще в предвоенном 40-м году прошлого века, когда самодеятельные артисты с самодельными инструментами, но все же с роялем в одном из вагонов, отправились удивлять московскую публику. И им это все же удалось. Об оркестре тогда написали ДАЖЕ в газете «Правда» – восторгались тогда жители Бурят-Монгольской АССР.

Спустя восемь десятков лет уже Национальный  оркестр Бурятии везет в Кремль потрясающую композицию мелодий бурятских классиков: Жигжит Батуев, Бау Ямпилов, Чингис Павлов, Базыр Цырендашиев, Анатолий Андреев…За минуты в сознании отмечаются периоды, течения, тренды. Оркестр звучит одновременно легко и энергично, деликатно и интеллигентно. Музыка, знакомая с детства и юности, уносит в прошлое, туда, где много родного, теплого…

Брутальная мужская хореография сменяется нежной женской. Фантастические «Лебеди» будто всплывают из недр сцены и буквально не дают выдохнуть до последнего взмаха изящной лебединой шейки...

Средневековый «Байкал»

Уже название театра – «Байкал» – накладывает на коллектив особую ответственность и глубинные смыслы. Носить одно имя с самым чистым и красивым озером на земле обязывает к высокой планке. Будто память древнего озера дает вдохновение каждому шагу театра.

Органично вплетено в программу дефиле нарядов бурятских родов и племен, которое одновременно работает как живое пособие по этнографии. Костюмы театра «Байкал» – это особая «песня» коллектива. Благодаря их поисковой работы обнаружены и воспроизведены детали одежды большинства бурятских родов. Не будет ошибкой сказать, что именно театр «Байкал» в большинстве случаев задал тренды на возвращение в современность национальной одежды бурят. Не говоря уже о песенном материале. Каждую из прозвучавших песен «с фонарями» отыскивали в этнографических экспедициях в Аге, Иркутской области, Тунке, Баргузине. Потому так оригинально все, что делает театр сегодня. Аутентичность, мелизматика по миллиметру, бережно вытянутые из толщи веков, только они дают, как ни странно необыкновенную свежесть движению, звучанию и, соответственно, восприятию. В песнях и танцах размеренная степь Кижинги, Еравны, Аги перерастает в величие гор Тунки, Оки и Закамны, дикие скакуны на землях Селенги и Джиды заражают неудержимой энергией западных бурят.

И эта «средневековсть» неумолимо читается в современной хореографии, в современных ёхорах, которые собирают миллионы зрителей в виртуальном мире. Лицезрея это прочтение вполне допускаешь, что прабабки артистов также «зажигали» у ночного костра, «ёхоря» в коротких перерывах длинных будней кочевника.

Вместо послесловия

Бурятский зритель еще долго стоя рукоплескал своим артистам, долго не желая отпускать с импровизированной «кремлевской» со сцены. Ведущий, прощаясь со зрителем поблагодарил за напутствие в далекий и ответственный путь. А мне вспомнились события шестилетней давности, когда театр «Байкал» отправлялся на проект «Танцуют все!». Отыскав средства на командировку, Алексей Цыденов, глава республики, помнится, пошутил: «Не выиграете, домой будете возвращаться пешком». Победа оказалась насколько неожиданной, настолько оглушительной. Главная площадь столицы Бурятии буквально была залита слезами от восторга и благодарности.

Сегодня предстоит ещё более серьезный экзамен. Помочь, согласно нашим вековым традициям, мы можем только каплями белого молока, благословляя в путь…   

Тамара Белькова