Культура 12 мар 2024 3161

Маэстро вокальной педагогики - 85!

Колледж искусств им П. И. Чайковского – особое учебное заведение, в котором ведется подготовка кадров для сферы культуры и искусства Бурятии и России. Каждый учебный год колледжа насыщен фестивалями, концертами, выставками будущих музыкантов, театральных артистов, хореографов, художников. Все мероприятия создают творческую атмосферу, достичь качественно нового уровня в освоении специальности, знакомят зрителей с будущими «звездами» бурятского искусства.
В этом калейдоскопе событий Колледжа искусств им П. И. Чайковского огромный интерес и широкий отклик вызвал фестиваль «Маэстро вокальной педагогики», посвященный 85-летнему юбилею заслуженного работника культуры РФ и Бурятии, кавалера ордена Почета Вячеслава Елбаева. Накануне фестиваля Вячеслав Баяндаевич поделился воспоминаниями о себе, коллегах, учениках.

© фото: предоставлено Колледжем искусств им.П.И.Чайковского

- Расскажите, как Вы решили стать певцом?

- Родился я в селе Буряад-Янгуд Осинского района Иркутской области. Сколько помню себя – всегда пел, участвовал в смотрах художественной самодеятельности, музыкальных конкурсах. Конечно, этот божественный дар я получил от своих родителей – Баяндая Ильича и Клавдии Михеевны – поистине народных певцов. Отец погиб под Сталинградом во время Великой Отечественной войны, нас со старшим братом воспитывала мама. Я хотел стать спортсменом, занимался борьбой, тяжелой атлетикой и даже сдал документы в Иркутский техникум физкультуры. Но всё в моей жизни изменилось с приездом и гастролями солистов Бурятского оперного театра. Их выступления произвели на меня колоссальное впечатление. Меня прослушал Бадма Мелентьевич Балдаков, и вынес вердикт – мне настоятельно необходимо учиться вокалу. И в 1955 году впервые приехал в Бурятию, поступил на вокальное отделение Улан-Удэнского музыкального училища в класс преподавателя Владимира Ивановича Таланкина.

В те годы был огромный конкурс на вокальное отделение, например в 1954 году поступало 53 человека, в 1955 – 89, в 1956 – 72. Отбор был очень строгий, поскольку принимали всего 15 человек. В 1950-х годах на вокальном отделении обучались будущие знаменитости – Владимир Буруев, Саян Раднаев, Ким Базарсадаев, Нина Жатнуева, Николай Панчуков, Жамсаран Дандаров, Леонард Шоболов, Лев Шагдыров, Долгор Кунтохиева, Григорий Тушемилов и многие другие.

Училище располагалось в деревянном двухэтажном здании по адресу – улица Ранжурова, дом 5 (сейчас на этом месте стоит новый корпус БГУ). Будущие музыканты и педагоги – пианисты, скрипачи, виолончелисты, духовики, народники – обучались в одной большой группе, все вместе осваивали музыкальную грамоту, сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу, гармонию. Мои однокурсники – пианистка Людмила Дадуева, вокалисты Клим Миткинов и Светлана Бадлина (сейчас она известный художник-дизайнер), дирижёры-хоровики Надежда Мункина и Найдан Дамиранов (впоследствии начал сочинять музыку, отец композитора Пурбо Дамиранова), кларнетист Владимир Сухих, флейтист Дондок Тарбаев, блестящий баянист Борис Еременко и многие другие.

В 1957 году меня направили на вокальный фестиваль в г. Хабаровск. Тогда мы поехали небольшой делегацией – Ким Базарсадаев, Владимир Буруев, Саян Раднаев. Они пели ансамблем болгарскую и бурятскую песню «Хурин хээр», я же выступал соло.

Вспоминается и другая поездка 1958 г. для участия во Всероссийском смотре вокальных отделений музыкальных училищ. Состоялся конкурсный отбор, комиссию которого возглавляла солистка Бурятского театра оперы и балета Дина Ивановна Кыштымова. В результате – трех студентов училища – меня, Клима Миткинова и Саяна Раднаева, прошедших это серьезное испытание, направили в Казань. Мы очень успешно выступили там, разделив со студентами-краснодарцами первое место. Ректор Казанской консерватории, композитор и председатель жюри Назиб Жиганов сказал нам: «Приму всех без вступительных экзаменов!» Это было нашей общей победой – и преподавателей, и студентов Улан-Удэнского музучилища.

На IV курсе нас задействовали в подготовке ко II Декаде бурятского искусства и литературы в Москве, мы пели в хоре оперного театра в «Князе Игоре» А. П. Бородина. Я получил бесценный опыт работы на сцене театра, и, хотя мне не довелось выступать на самой декаде, бережно храню в памяти те минуты творчества с выдающимися певцами Бадмой Балдаковым, Лхасараном Линховоином и многими другими.

– Расскажите про Ваши годы обучения в консерватории.

- В 1959 г. я получил диплом об окончании училища, но обучение завершал в классе у другого педагога – Веры Дашиевны Лыгденовой, так как В. И. Таланкин был направлен для работы в Горьковскую консерваторию. Председатель экзаменационной комиссии – композитор Дандар Аюшеев порекомендовал мне ехать в Московскую консерваторию, другой композитор – Бау Ямпилов настоятельно советовал поступать в Ленинградскую консерваторию. Хотя тогдашний министр культуры Дашидондок Жалсапович Жалсабон высказывался, что мне надо ехать на декаду в составе театра. Я осознавал: если соглашусь с мнением министра, то мне придётся на год отложить поступление. Решение далось не легко, тем не менее я купил билет и поехал в столицу нашей Родины, в Москву. Со мной поехали флейтистка Женя Матутити, и мои друзья – певцы Клим Миткинов и Саян Раднаев. Пройдя огромный конкурс, я поступил в Московскую консерваторию в класс педагога, знаменитого музыканта заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения Анатолия Леонидовича Доливо. Вместе со мной учились тенор Василий Яковенко и бас Евгений Исаков – будущие солисты Казахского театра оперы и балета, народные артисты Казахской ССР. Проучившись два курса в Москве, я перевёлся в Ленинградскую консерваторию. Мне посчастливилось попасть в класс заслуженного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР И. И. Плешакова. Иван Иванович – легендарная личность, пел вместе с Фёдором Шаляпиным, солист прославленного Кировского театра – подготовил наших народных артистов СССР Лхасарана Линховоина, Кима Базарсадаева, народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова. Годы обучения запомнились не только знакомством с Ленинградом, его историей, культурой, но и тем, что я учился рядом с целой плеядой будущих знаменитостей, с будущими ведущими солистами Большого и Кировского театров, такими как Владимир Атлантов, Елена Образцова, Ирина Богачева. С Евгением Нестеренко мы вместе ходили на занятия оперного класса к Борису Яковлевичу Тилесу (кстати, педагогу Аюши Арсалановича Арсаланова). В общежитии в одной комнате мы проживали с будущим главным дирижером Тбилисского оперного театра Гиви Азмайпарашвили. По соседству жили Юрий Темирканов, Юрий Симонов. Вместе жили, учились, общались и дружили в дальнейшем, и очень многие стали выдающимися певцами, дирижерами.

- А как перспективный молодой солист оперы стал заведующим учебной частью в музыкальном училище?

- После окончания Ленинградской консерватории в 1964 году вернулся в Улан-Удэ и поступил на службу в оперный театр солистом оперы. За первый год спел партии Жермона («Травиата», Дж. Верди), Валентина («Фауст», Ш. Гуно), Щелкалова («Борис Годунов», М. Мусоргский). Но, к сожалению, условия жизни и быта были неважные, родственников в Улан-Удэ не было, зарплата маленькой. По сей день я сохраняю благодарность директору театра Гомбо Цыбиковичу Бельгаеву за поддержку. Он попросил директора Бурятской филармонии Льва Николаевича Кузьмержа помочь мне – молодому солисту. Так, в составе белорусской концертной бригады я оказался на гастролях в Иркутской области, Красноярском крае, Туве. Ездили почти семь месяцев, я неплохо заработал и решил многие личные вопросы.

Вскоре меня неожиданно вызвали к министру культуры Бурятии Дамбе Зодбичу Жалсараеву, который мягко, но категорично сообщил: «Учебный год в училище начался, назначен новый директор – Октябрь Гармаевич Дамбаев. Есть целый ряд вопросов: нет расписания, не распределена педагогическая нагрузка. Надо идти работать и помочь новому директору». Я дал согласие. Тогда завершалось строительство нового корпуса училища по проспекту Победы 17, и перед нами были поставлены огромные задачи по освоению нового здания, распределения отделений по этажам и классам. О. Г. Дамбаев проработал примерно 5–6 лет, а я вот уже 58 лет бессменно работаю в училище – ныне Колледже искусств имени П. И. Чайковского.

Как Вы считаете: нынешние студенты сильно отличаются от молодёжи XX века?

- И да, и нет. Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Талант, способности, музыкальность никто не отменил. Ведь в абитуриенте мы, прежде всего, оцениваем голос, музыкальность, ритмичность, хорошую память. Голос обязательно должен быть объёмным, тембральным. Красивый тембр должен быть обязательно у любого певца. Данный комплекс – это самое главное при приёме на вокальное отделение. Потом мы приступаем к занятиям, и здесь выявляются другие личностные навыки студента: умение понимать, быстро схватывать. Наш процесс обучения сугубо эмпирический, невозможно заглянуть вовнутрь голосового аппарата, увидеть правильно или неправильно дышит человек. Педагоги-вокалисты обладают потрясающим внутренним чутьём: услышав звук, ноту, они понимают, как идёт процесс обучения. Конечно, благодаря интернету, современная молодёжь имеет колоссальные преимущества – они могут слушать различных певцов, смотреть театральные постановки мировых оперных театров, читать специальную и мировую литературу, изучать иностранные языки. У них всё в телефоне, «в руках», с собой. Они могут быстро выучить арию или романс на любом языке – итальянском, немецком, французском, английском, для них это не проблема. Но от того, что у них это всё близко и рядом, иногда возникает обратный эффект…

- Расскажите немного о своих выпускниках.

- Многие студенты – на сегодняшний день выпускники – принимали результативное участие в творческих конкурсах разного уровня – международных, всесоюзных, всероссийских, республиканских. Так, Галина Кондратьева, Баир Базаров и Болот Бороев – лауреаты Всесоюзных конкурсов, Шагдар Зондуев – лауреат международных, всесоюзных конкурсов, Чингис Аюшеев – обладатель Гран-при Международного конкурса «Романсиада», Константин Буинов – лауреат Международного конкурса им. Г. Свиридова, дипломант Международных конкурсов им. М. Глинки и им. И. Богачёвой. Многие выпускники уже получили почётные звания – Заслуженный артист РФ, Народный артист РБ, Заслуженный артист РБ.

Нынешние студенты также не отстают в творческих достижениях. Так, Анатолий Бадаев, Жаргала Цырендагбаева – Лауреаты I степени Международного конкурса им. Л. Линховоина, Михаил Зурбанов – Лауреат I премии Межрегионального конкурса им. Б. Балдакова. Перечислять можно долго.

- Что можно пожелать Вашим студентам – будущим певцам?

- Пожелать хочу нашим ребятам, чтобы они ходили в театры, музеи, на выставки, расширяли свой кругозор, читали!!! Я с молодости любил и люблю читать литературу об искусстве, музыкантах, композиторах, певцах. Конечно, мой любимый поэт – Александр Сергеевич Пушкин, люблю его стихи. Мне очень нравился оперный режиссер Борис Покровский, насколько интересно, красиво, обстоятельно он выстраивал музыкальную драматургию. Современная молодежь может быстро все это понять и даже проанализировать.

- Что Вы цените в своих студентах?

В своих студентах ценю трудолюбие, целеустремлённость, дисциплину. Поэтому, начиная с первых минут общения, занятий пытаюсь донести до сознания студентов мысль, высказанную выдающимся пианистом ХХ века Святославом Рихтером: «Талант – это 10% одарённости и 90% процентов труда⁠⁠».

- Есть ли у вас любимчики?

- Конечно, нет. Все они для меня любимые студенты. Несмотря на их поведение, посещаемость, успеваемость. В каждого из них вкладываешь душу, пропускаешь через сердце. И, конечно, они дают силы, энергию, желание творить!

- Спасибо! Уважаемый Вячеслав Баяндаевич! Примите наши поздравления по случаю Вашего юбилея со словами признательности и благодарности за Ваш бесценный вклад в культуру и искусство Бурятии, многолетнюю кропотливую работу в деле обучения молодых дарований, раскрытия их творческого потенциала, воспитания талантливых певцов-вокалистов, прославляющих нашу республику! 

Татьяна ДУГАРОВА, заслуженный деятель искусств РБ, Светлана САМБУЕВА, кандидат исторических наук, доцент. 

Колледж искусств имени П. И. Чайковского

Фото: предоставлено Колледжем искусств им.П.И.Чайковского

Читайте также