Культура 21 июн 2024 1614

«Мужчина и Женщина» навсегда. Памяти великой актрисы

Это было в 60-е и 70-е. Мы ходили в «Прогресс», «Эрдэм», «Октябрь» и «Дружбу» и были без ума от французских фильмов. Голливуда почти не было. За исключением редких вестерна «Золото Маккенны» или «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли» Сиднея Поллака. Имена Делона, Бельмондо, Брижит Бардо и Катрин Денёв звучали для нас как сама музыка из далёкой и прекрасной Франции.
Предлагаем вам окунуться в ностальгию и светлую печаль, как в тёмные волны Сены в эссе Галины Рыбиной – Дрюон, живущей в Париже нашей землячки…    

© фото: Из архива Галины Рыбиной - Дрюон, из свободных источников

«Умерла Анук Эме. Звезда фильма «Мужчина и Женщина». Этот фильм вышел на экраны в 1967 году,  и вся наша страна сразу влюбилась в Анук Эме, актрису неописуемой красоты и таланта. Она имела огромный успех. Вообще все французские фильмы – истории о любви, о жизни, о смерти, но «Мужчина и женщина» Клода Лелуша стала эталоном фильмов о любви - это такая утонченная  история в духе Ремарка: о сиюминутности счастья...

Анук Эме в молодости

Второй раз я увидела актрису совсем недавно, уже живя в Париже.  Счастьем для меня было – встретить ее на Елисейских полях. Да-да, мы сидели в ресторанчике и вдруг вошла...  Анук Эме! Живая, настоящая, но, конечно,  уже постаревшая за прошедшие полвека.  Ее сопровождал красивый, тоже не молодой мужчина. Это был сам Клод Лелуш!..

   Какое везенье! И, о чудо, мы даже чуть-чуть приблизились к ним...

   Было так. Французский час кофе -  l’heure du café. Мы сидели в ресторанчике на Елисейских полях, и вдруг они вошли... Анук Эме и Клод Лелуш. Оба какие-то светлые, улыбающиеся,  удивительно моложавые  в свои года за восемьдесят. Мы узнали их сразу. Но, конечно, не могли осмелиться подойти к ним. Сидя за своим столом,  мы горячо обсуждали: имеем ли право нарушить их уединение, нельзя же вторгаться, и вдруг Анук Эме  как будто поняла: она повернула свое прекрасное лицо к нам и по-доброму улыбнулась, а нам показалось: призывно - ну, всякий видит то, что хочет увидеть!

    

Кадр из фильма "Лучшие годы"

И мы воодушевились и подошли к их столику. Извинились, с  ходу сообщили,  что не можем их  мимо пропустить, чтобы не признаться в любви, что мы счастливы увидеть их «живьем», что мы знаем их фильмы, особенно любим фильм «Мужчина и Женщина». Они молча улыбались.

Я люблю режиссера Клода Лелуша, неописуемо красивых актеров, Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна и их романтическую историю в фильме «Мужчина и Женщина».

   ...Два одиноких человека - у нее недавно погиб муж, у него умерла жена -  приезжают в пансионат у моря, чтобы увидеть своих детей. Он автогонщик, чемпион. Вечером она опоздала на поезд, и он подвозит её до Парижа. И вот они едут в машине,  начинается дождь. Мы видим их лица через залитое водой стекло.  Они молчат. Но  мы читаем их мысли через мимику прекрасного лица Анук Эме. От ее лица невозможно отвести глаз, она просто обворожительна!  И этот красивый, необыкновенно трогательный жест, когда она отводит с лица пряди своих густых волос...

   Вдруг он кладет свою руку на ее тонкое запястье. Сердце замирает. Мы волнуемся, кажется, больше чем они сами. Мы видим, как возникает робкое между ними чувство.

   ...Однажды вечером Анна узнает о его победе на очередных гонках в Монте-Карло, и она диктует по телефону текст телеграммы: «Браво! Гонки видела. Анна». – О, нет, нет! Не так. Другой текст: «Браво! Я люблю вас.  Анна».   А Жан-Луи находится за тысячу километров от нее. Идет банкет по случаю его победы. Он получает телеграмму и... срывается к ней! Он мчится в Париж.  Через всю Францию спешит он ночью - через все города, через все светофоры – к своей женщине! Он летит по дороге со скоростью двести километров и все время думает о ней: «Она необыкновенная женщина, она послала мне телеграмму: «Я люблю вас». Я бы так не смог!».

   Это удивительно волнующе снято! Ты  испытываешь  необыкновенный трепет, ты вместе с ним испытываешь томление и нетерпение сердца. Он мчится через всю страну к своей любимой!   

   Помните ли вы знаменитую мелодию из этого фильма? Она так и звучит у меня в ушах: «Шаа-ба-да шабада бада, шабада бада, Ша-ба-да шабада бада, шабада бада...».   Уверена, что помните! Она  до сих пор жива! Вся наша юность прошла под  это незабываемое:  «Шаа-ба-да шабада бада, шабада бада, Ша-ба-да шабада бада, шабада бада...». Композитор Фрэнсис Лей написал божественную музыку...

    А единственная в фильме сцена их близости показана так эротично, красиво, так нежно, что от этой чистоты и нежности останавливается дыхание, поверьте.   

И вот прошло пятьдесят лет...

    - Почему же вы расстались? – задает журналист вопрос постаревшей актрисе Анук Эме.

    - Почему мы расстались?.. – переспрашивает Анук. Печаль в ее огромных миндалевидных глазах. Потом медленно отвечает: «Потому что было слишком хорошо... а мы не понимали».

   Так начинается фильм «Лучшие годы. Мужчина и Женщина».    Клод Лелуш, режиссер фильма «Мужчина и Женщина», через пятьдесят лет решил снять продолжение фильма с теми же актерами. Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян – оба уже в очень серьезном возрасте. Ему девяносто лет! Ей – восемьдесят восемь!

      Но потрясающее впечатление: Анук Эме почти не изменилась. Восхитительно! Все то же неописуемой красоты лицо. Конечно, пожилая, мы видим, ведь прошло полвека с того, первого, фильма. Но, Боги, какая обаятельная, какая очаровательная, ухоженная женщина!    Жан-Луи Трентиньян, наоборот изменился очень сильно. Безжалостная камера не скрывает ни морщин, ни старческих темных пятен на лице. Несмотря на это, Трентиньян по-прежнему в хорошей актерской форме, как блистательно играет он болезненную старость!

   Фильм начинается с того, что Антуан, сын Жана-Луи, находит Анну  и просит ее навестить отца, который уже в доме престарелых. Антуан говорит, что отец теряет память, но очень хорошо помнит только  Женщину, с которой он познакомился  пятьдесят лет назад в Довиле.    Она соглашается и едет в тот дом увидеть Жана-Луи, а он... не узнает Анну.   Да, он не узнает ее.

   – Кто вы? – время от времени спрашивает Жан-Луи и мучительно морщит лоб. Но, видимо, проблески памяти вспыхивают, потому что внезапно он говорит: «Вы похожи на женщину, которую я любил когда-то больше своей жизни. У вас даже жест такой же - она точно так же поправляла волосы. Пожалуйста, сделайте так еще раз!». Он рассказывает ей историю своей любви, которую пережил пятьдесят лет назад.   - Сколько же лет прошло? - спрашивает он.  Воспоминаниям об этой любви и посвящен фильм.

   ...Снова они вдвоем, молодые и красивые, едут в машине, и - робкое между ними возникает чувство. Снова Анна посылает телеграмму: «Я люблю вас». И снова он, получив телеграмму, мчится ночью - через все города, через все светофоры, через всю Францию – к своей любимой женщине!

Почему же они расстались?.. Анна продолжает навещать Жана-Луи в доме престарелых. Иногда в его памяти  происходят редкие всплески, и он еще и еще раз повторяет, что она похожа на женщину, которую он любил больше жизни. Тогда она открывается ему: да, она и есть та самая Анна. И Жан-Луи говорит: «Раз мы не смогли жить вместе, так, может быть, мы умрем вместе»?

Фильм трогательный, с  прекрасными стихами Поля Верлена и Бориса Виана. Как восхитительно читает стихи Жан-Луи Трентиньян! Как тонко показывает он внутренние его душевные движения: «Давай умрем вместе, у нас осталось мало времени на жизнь...». 

     «Лучшие годы — это те, что нам остались. Лучшие годы – те, что еще не прожиты», - эти слова поставил Лелуш в эпиграф фильма. Мудрые слова Виктора Гюго.

   Анна и Жан-Луи - оба одиноки, как и пятьдесят лет назад. Они снова встретились, снова любят, и светлая надежда на продолжение их любви родилась в моей  душе, но, боги, я чуть не заплакала, когда он спросил ее: «Вы новенькая?». Он,  пристально глядя на нее, будто впервые видит, спрашивает: «Вы новенькая? Вы наш врач?».

   И так защемило сердце... от того, что ничего у них не будет и быть не может. Ничто не возвращается. Ни память, ни молодость. Все  кончено. И от этого тоскливого чувства, слушайте, так грустно...

   Анне и Жану-Луи  ничего не остается, как  только вспоминать. И весь фильм состоит из воспоминаний, а в финале Клод Лелуш вмонтировал в фильм свою личную историю.  Лелуш, много раз женившийся, отец восьмерых детей, думаю, не однажды задавал себе этот сакраментальный вопрос: почему люди расстаются?

Клод Лелуш пытался разобраться в своей очень бурной личной жизни и, снимая историю Мужчины и Женщины, вмонтировал в финал, как однажды ночью, находясь в подавленном состоянии, он в отчаянии погнал, куда глаза глядят. Он  гнал свою машину, чтобы убежать - от всех женщин, от всех ссор и непонимания. Часа в три ночи машина сама встала, увязнув в песке на пляже. Он не мог ехать дальше и от усталости заснул в машине.

   А в шесть утра проснулся, открыл глаза и увидел женщину, медленно и печально бредущую вдоль кромки моря. И эта картинка перевернула его жизнь. Он придумал сюжет нового фильма, о котором позже скажет: «Я назвал его просто и банально: «Мужчина и Женщина».

Рассказывая  о том, как снимали фильм, он говорил: «Фильм получился, потому что все мы были влюблены!».    Сам Клод Лелуш был влюблен в актрису Анук Эме, а она, в свою очередь, была влюблена в актера Пьера Бару, который  отвечал ей горячей взаимностью. Кинооператор определенно был влюблен в Анук Эме и снял ее обворожительно-прекрасные портреты. Они все были влюблены друг в друга, поэтому и получилась картина.  Фильм «Мужчина и женщина» до сих пор остается  эталоном фильмов о любви. Стоит лишь посмотреть этот тонкий и нежный фильм, полюбишь его навсегда. И ты снова возвращаешься в свои молодые лучшие годы. «Лучшие годы».  Так Лелуш назвал свой последний фильм о Мужчине и Женщине, который он снял пятьдесят лет спустя. Но можно ли пережить снова яркие мгновения прошлого? Этот вопрос мучает и режиссера, ведь ему самому исполнилось уже восемьдесят семь лет. Он живет один, одиноко, имея восьмерых детей...

 

Галина и Бернар Дрюон 

   Нет, молодость не вернуть, увы, прошлое тоже.  А мы часто забываем, какое чудо — быть живым и просто жить. Вот Клод Лелуш и напоминает нам своими фильмами, что главное в жизни - чувства и эмоции. Он сказал в интервью: «Счастье — это вовсе не удача и везение. Счастье - это нежные прикосновения души к чему-то такому неземному, ради чего и стоит жить...».

     И никогда мне не забыть моего сильнейшего эмоционального потрясения, когда десятитысячный зал Дворца кинофестивалей в Каннах приветствовал Клода Лелуша, Анук Эме, Жана-Луи Трентиньяна и Фрэнсиса Лея на премьере фильма «Лучшие годы. Мужчина и Женщина».

   Мощный шквал аплодисментов. Зал встал. Зал гремел! Десятитысячный зал стоя пел хором: «Шаа-ба-да шабада бада, шабада бада, Ша-ба-да шабада бада, шабада бада...», люди пели и плакали!

    Овации длились тридцать минут. Может быть, даже больше. Зал не отпускал! Волны любви такой умопомрачительной силы обрушились на Анук Эме, Жана-Луи Трентиньяна, Клода Лелуша и Фрэнсиса Лея, что дыхание прерывалось от слез, которые катились из глаз и никак не хотели останавливаться... Никогда в жизни, никогда я не видела такой сильной чувственной атмосферы в зале!

    Слезы счастья текли по лицу Жана-Луи Трентиньяна, который приехал на торжество в инвалидном кресле, он был уже очень слаб. Через три месяца после премьеры он ушел из жизни навсегда. А здесь, на своей последней в жизни премьере он сидел, потрясенный,  а Клод Лелуш и Анук Эме поочередно наклонялись к нему и целовали его.

И снова у меня в памяти всплывают слова Клода Лелуша: «Счастье – это нежные прикосновения души к чему-то такому неземному, ради чего и стоит жить...».

Но, увы,  они уходят. Вот и прекрасная Анук Эме ушла. Такова жизнь. Прощайте, любимые артисты».

Фото: Из архива Галины Рыбиной - Дрюон, из свободных источников