Культура 24 июн 2024 907

Пушкин и Бурятия: прадед Ганнибал, его женщины, друзья и соратники

Вышла в свет уникальная книга о людях, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина в Бурятии

© фото: скриншот из ютуб

Это книга «Друзья и современники Пушкина в Бурятии». Её автор – краевед Галина Ивановна Мададаева. Уже много лет она работает в архивах разыскивая документы из далёкого прошлого. Её мир это сухой язык исторических фактов из жизни Байкальского региона.

Настоящая книга издана к 225-летию великого поэта. В «Друзья и современники Пушкина в Бурятии» вошли интересные факты из жизни прадеда Ганнибала, друзей и соратников Пушкина, так или иначе связанных с нашей Бурятией. Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги.  

Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал

В Художественном музее им. Сампилова выставлен знаменитый барельеф Петра I, созданный скульптором Карлом Бартоломео Растрелли в 1723 году. Барельеф передан из фондов Русского музея в 1949 году. Сам император не был в наших краях, но с историческим прошлым Бурятии тесно связана судьба Абрама Петровича Ганнибала  прадеда Александра Сергеевича Пушкина.

В книге писателя Марка Сергеева «С Иркутском связанные судьбы» есть историческое повествование о прадеде Пушкина, также основанное на документах, подтверждающее пребывание Ганнибала в Сибири. В первых числах января 1728 года Ганнибал прибыл в Иркутск. Здесь он пробыл около месяца. Это событие было зарегистрировано в иркутском «Летописце». Среди них прибытие «По указу для строительства Селенгинской крепости бомбардирской роты поручика Абрама Петрова. Он отбыл в Селенгинск, как только Байкал покрылся льдом».

Марк Сергеев описывает встречу Ганнибала с Саввой Рагузинским, основателем г. Троицкосавска (с 27 июля 1934 г. — г. Кяхта), который привез его, еще маленького мальчика, к Петру.  Сроки нахождения Ганнибала в Селенгинске могут быть следующие: прибыл в феврале-марте 1728 г., прожил до июля, по личной просьбе отпущен Саввой Рагузинским в Тобольск. Возвращен в Селенгинск указом от 17 июля 1728 г. По Протоколу Верховного тайного совета от 22 декабря 1729 г. отправлен из Селенгинска под конвоем в Томск. Данные предположения связаны с тем, как скоро доходили распоряжения до Ганнибала, как долго ехал сам Ганнибал до мест, предписанных ему для жительства. Для нашего повествования важно, что в Бурятии был предок А.С. Пушкина, крестник Великого Петра I российского императора.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них». Также из письма сестры П. А. Вяземского, друга Пушкина, Е. А. Карамзиной своему сыну Андрею от 2 февраля 1837 года отмечается связь великого поэта со своим прадедом: «Вчера состоялось отпевание бедного, дорогого Пушкина; его смертные останки повезут в монастырь около псковского имения, где погребены все Ганнибалы: он хотел непременно лежать там же».

Из круга друзей юности. Иван Пущин

Друзей и современников Пушкина в Бурятии было много. Выбраны из них те, кого Пушкин выделял, и кто в сыграл значительную роль в истории и культуре Бурятии.

Это друг детства и юности Иван Пущин: «Мой первый друг, мой друг бесценный» —так писал Александр Пушкин про своего лицейского друга Ивана Пущина. После событий 1825 года он был отправлен на каторгу в Читинский острог. Он посещал Селенгинск, Туркинские воды (Горячинск), Кяхту, останавливался в доме купца Лушникова.

 О Иване Пущине и дружбе с Пушкиным подробно написано в книге, но можно дополнить, что Пущин воспитывал сына от Дросиды Ивановны Артеновой, мать которой была буряткой.

Вильгельм Кюхельбекер

  Еще одним из самых близких друзей Александра Пушкина был Вильгельм  Кюхельбекер, который с братом Михаилом участники декабрьского восстания на Сенатской площади. После разгрома восстания  они жили на поселении  в Баргузине. Александр Пушкин вел переписку с Вильгельмом, но до наших дней сохранились только письма от Кюхельбекера. Письмо из Баргузина от 3 августа 1836 года: «…уже отчаялся получить от тебя ответ на письмо мое: но тем более я ему обрадовался; жаль только, что при нем не было первой книжки твоего журнала: я его не получил…» В письме он сравнивает жизнь в тюрьме и на свободе, жалуется на нехватку денег, описывает условия, на которых хотел бы  печататься в журнале, а также просит Пушкина прислать книги. В письме от 18 октября 1836 года он пишет стихи:

  В кругу друзей и я торжествовал.

Давно! — Европы страж, седой Урал,

И Енисей, и степи, и Байкал

Теперь меж нами… На крылах печали

Любовью к вам несусь из темной дали. 

Галина Ивановна Мададаева

Михаил Кюхельбекер

Его брат Михаил Карлович смог адаптироваться к сибирским условиям жизни, так он писал: «Присмотрясь к людям и месту, нашел, что жить все-таки можно и здесь». Позже дополнил: «В продолжении моего здесь пребывания успел я заслужить общее уважение, а отчасти и любовь». Михаил открыл в своем доме для местных жителей бесплатную школу, oбyчaл гpaмoтe дeтeй и взpocлыx, изyчaл иcтopию и пpиpoдy кpaя. Благодаря его поддержке в Баргузине было открыто приходское училище.

Вильгельм Кюхельбекер написал этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья». В одном из писем Пушкину он поделился интересными наблюдениями о тунгусах, бурятах, эвенках, местных русских и природе Забайкалья, который называл «Даурской Украиной». Когда Пушкин стал издателем «Современника», он надеялся опубликовать произведения Кюхельбекера, однако получил категорический отказ от III Отделения (учреждение политического сыска).

Последние годы жизни Вильгельма Карловича были трудными. В 1840 году он переехал в Акшу, затем переезжает в Курган, где начались проблемы со зрением. Из Кургана отправился в Тобольск на лечение. 11 августа 1846 года Вильгельм Карлович скончался от чахотки.

Мария Волконская    

Из многочисленных знакомых женщин Пушкина, особое место занимает Мария Волконская. Княгиня Волконская (1805–1863) была истинным другом А. С. Пушкина. Он посвящал ей стихи. Многие считали ее «утаенной любовью» великого поэта. Это не главное. Главное в том, что она одна из первых женщин, которая отправилась за своим мужем — Сергеем Волконским в 1827 г. в Сибирь, и пробыла с ним тяжелые 28 лет, выполнив таким образом долг верной супруги.

Оставив малолетнего сына у сестры Волконского, она в декабре 1826 г. пустилась в путь. В двадцать лет по доброй воле отправилась за пожизненно осужденным мужем в Сибирь, не разделяя его взглядов, но храня супружескую верность. Ни родители, ни друзья не понимали ее поступка.  Несколько лет спустя генерал Раевский сказал перед смертью, указывая на ее портрет: «Это самая удивительная женщина, которую я знал».

Михаил Сперанский

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) —российский государственный, политический и общественный деятель, реформатор, законовед. Именно Сперанскому принадлежит инициатива создания Царскосельского лицея, где учился Александр Пушкин. Михаил Михайлович ценил талант поэта, например, в письме дочери из Тобольска он писал о произведении «Руслан и Людмила»: «Руслана я знаю по некоторым отрывкам. Он действительно имеет замашку и крылья гения».

В Сибири Сперанский предложил новое деление коренного населения Сибири по образу жизни: на оседлое, кочевое и бродячее. Михаил Михайлович в своих письмах к семье и коллегам, а также в дневнике детально описывал жизнь в Сибири, Гусиноозерский дацан и присутствие на хурале. Из дневника: «…путь в главную кумирню на Гусиные озера, в сопровождении Бандида-ламы, в 16 верстах на левой стороне Селенги чрез степь. Встреча с трубами и литаврами oт всех лам, числом до 150. Ночь в доме  Бандида-ламы», этнографическое описание местного населения, быт, их питание, одежду, чем занимаются. Прибытие в Верхнеудинск отмечает: «Лучший уездный городок. Квартира у вдовы Ильинской: дом каменный, довольно приличный. После обеда обозрение присутственных мест, больницы и острога; везде порядок. Множество бурят и дела хоринцев обоих партий»...

Фото: скриншот из ютуб