Культура 6 авг 2024 1480

Страсти по Алтаргане. Битва за первенство

Мало кто помнит, но идея масштабного ныне проекта «Алтаргана» получила старт в 1990 году в Дадал сум Хэнтийского аймака с конкурса бурятской народной песни. Движителем его стал легендарный монгольский исполнитель, знаменитый оперный бас, этнический бурят Дэмбэрэлын Жаргалсайхан из Дорнод аймака. Идея была востребована, поскольку позади были десятилетия намеренного забвения всего национального, следуя терминологии идеологов советского периода — пережитка феодализма. С тех пор прошло больше трети века и «Алтаргана» все больше обретает сложносочиненный формат под единым девизом «Быстрее, выше, сильнее».

© фото: из архива

Булган расстарался!

За два дня до начала бурятского нашествия город Булган, центр одноименного аймака, представлял собою тихий провинциальный городок, где неспешно передвигались люди и автомобили, будто размышляя «надо ли им это». Но по всему городу уже висели гигантские баннеры, а на стадионе стояли фуры, откуда выгружались конструкции для сцены, звук и свет. За территорией стадиона наперегонки устанавливали представительские юрты Агинский округ и Бурятия. Ровно через два дня Булган было не узнать! Начались пробки — и людские, и автомобильные. Продавцы и рестораторы, будто глотнули адреналина, обслуживали «понаехавших» с удвоенной скоростью.

Мой скепсис по поводу «продержатся ли» цеплялся за меня до последнего. Еще по пути в Булган, а путь был длинный (аж через Арахангай с фестиваля «ARAFest»), столичные монголы пожимали плечами «что ты там в Булгане потеряла», монгольские буряты тоже не сдерживались от иронии «шадаха юм гуу». Шадаа!

Гигантский палаточный город на берегу небольшой речушки в итоге оказался импровизированной food-court зоной и бесконечными торговыми рядами. Чего здесь только не было! Съехались сюда торгаши со всех окрестных аймаков, городов Эрдэнэт, Дархан и Улан-Батор. Потрясающей красоты гунгарба в комплекте с тумбой обошлась бы покупателю в тысяч пятьдесят российских. Тонкая резьба по металлу тянет не меньше, чем на произведение искусства, которое будут передаваться поколениям. А изделия из серебра, будь то украшения, мундштук или табакерка, явно претендуют на звание музейной редкости. Очень много сувениров из кости рогов оленя. Это промысел цаатанов — монгольских эвенков с Хубсугула. Один ножичек в ножнах из той же кости попал в коллекцию моего супруга.

«Репертуар» монгольской кухни тоже не описать. Привычные цуйван и хуйца уже не так трогали душу, а рождали желание скооперироваться и заказать хорхог — мясо, приготовленное на раскаленных камнях. И тут вдруг плов и русская речь. Молодые азиаты говорили на нем, как на родном и предлагали его, безошибочно угадывая в нас россиян. Оказалось, студенты РУДЕН из Монголии и в одном лице сотрудники ресторана «Орда», представили умения в своеобразном гастрономическом состязании. Пока мы справлялись с культурным шоком к нам подсел Дамдин Дашиев — совладелец бурятского бизнеса в Москве.

«Зачем конкурировать с монголами в монгольских блюдах. Решили удивить узбекским пловом», — улыбается автор затеи. Тем временем, местные таксисты возили счастливых бурят всего мира по разным площадкам десятков конкурсов на тему «кто кого круче».

В тот момент таки сложилось ощущение, что булганцы справятся с нуждами многотысячной орды пришельцев.                

Быстрее, выше, сильнее!

Чтобы оббежать, объехать и обойти все площадки творческих конкурсов и спортивных состязаний надо обладать недюжинной силой и скоростью, а поскольку этими прекрасными качествами обладает не каждый, пришлось довольствоваться тем, что попалось на пути.

Накануне моего забега в Центре спорта состоялся конкурс «Дангина». По рассказу очевидца, это было достаточно унылое действо, в котором бурятские красавицы состязались в вокале и самопрезентациях.

«Кое-как дослушали концерт из шестнадцати исполнений, где половина красавиц откровенно фальшивили», — грустил мой собеседник.

«А зачем они пели? Они же красавицы?!— недоумевала я.

Дальше мы пофилософствовали на тему, в чем суть конкурса красавиц и что с ними делать после конкурса, а затем сошлись во мнении, что неплохо было бы их делать лицом гуманитарных миссий по бурятскому миру. Хотя бы. Кстати, конкурс «Дангина» вызвал массу эмоций, когда решением жюри в финал не попали девушки с Булганского аймака. Булганские мужчины были настроены решительно, да так? что пришлось прибегнуть к помощи цагда. И это стало событием номер один фестиваля.

Буквально одним глазом удалось взглянуть на конкурс дизайнеров, что в контексте моды на все бурят-монгольское показалось любопытными, но не более. Зато поход окупился знакомством с знаменитым бурятским дизайнером Игорем Сарапуловым — членом жюри конкурса. При близком контакте Игорь оказался прекрасно говорящим на родном языке человеком, умным и талантливым. Не случайно его работы так востребованы не только в Бурятии, но и за ее пределами. Вторым глазом удалось наблюдать за открытием конкурса «Один день бурята» в местном Доме культуры. Узкое пространство зала вынудило запихнуть свою летящую душу в границы тела и усадить в ряды. Немного скомканное начало, и первое выступление от бурят из Дорнод аймака. Соплеменники проделали путь длиной больше тысячи километров, чтобы продемонстрировать свою особую ауру, еще это называют «аутентичность» или естественность. И это тронуло… Учитывая, что это обычные жители небольшого селения, они без режиссуры и особых затей рассказали и показали, как и чем живут буряты в далеких степях Монголии. Вторыми выступили кижингинцы из Бурятии и почему-то сомнений в их победе не было изначально. В этом «почему-то» много составляющих, одна из них — гордость за малую родину.

И, наконец, конкурс улигершинов. То, что хотелось ощутить, что называется, собственной кожей. Ощущения оказались мне незнакомыми. На одних исполнителях мозг погружался в иную атмосферу и начинал рисовать причудливые картины, на других откровенно отказывался прилично себя вести. Открытием для меня стало, что улигершинами бывают и женщины. Одна из них их Хоринского района, произвела-таки впечатление. Но награды достались другим исполнителям. Виктор Жалсанов, член жюри, с которым мы в теплых и доверительных отношениях сказал: «По большому счету нужно официальное сообщество, роль которого — определить перспективы, формат и некие правила. И поддержка сообщества. Иначе содержание, а значит и смысл, грозят уйти…»

Форма и суть. Что первично?

Разговоры о том, что «Алтаргана» стала состязанием под девизом «путь к медалям» ведутся давно, и я в этом деле не пионер. Более того, я была в гуще организационных событий фестиваля в 2006 году (я была директором фестиваля), когда «Алтаргана» впервые проводилась в Бурятии. Понятное дело, «чтобы за державу обидно не было», были брошены все силы. Не ели, не спали, чтобы достойно выглядеть в глазах бурятского мира. И кому как не мне понимать тех, кто занимается организацией масштабных мероприятий. Но! Самые искренние слова благодарности звучали тогда от жителей палаточного городка. Расположился он тогда напротив ипподрома, и благодаря воле и организаторскому мастерству Валентины Цыреновой (тогда 1-й замминистра культуры РБ), он (городок) удался на славу! Умывальники, туалеты, подвозная питьевая вода, освещение, охрана — походная инфраструктура тогда стала условием достижения сути фестиваля — люди познакомились и подружились.

Поскольку благодаря своему ремеслу я бывала во всех местах проживания бурят, самый грустный вопрос — как уже через несколько поколений найти родственников. Сэмуун саг, когда тысячи этнических бурят вынуждены были покинуть свои родные земли, осталось в истории вековой давности. Но люди продолжают искать. И даже если не находят, они стремятся попасть на встречу соплеменников в надежде согреть свои души в разговорах с единокровцами. А вдруг… Помню душераздирающий рассказ шэнхэнских бурят, когда представители старшего поколения в дни Саагалгана выходили к подножию священной горы и обращая взоры на запад, утирая слезы молились родной земле.               

… Мы сидели у костра на берегу маленькой речушки. Вдали светился огнями праздничный Булган, гремели салюты, а мы вели бесконечные разговоры о том, что для нас составляет смысл. Мы не встречались много лет: Эрдэни Жалцанов - «Карабас-Барабас» всея Бурятии и, местами, вся Руси, Елена Ширибон, журналист и продюсер и я. Вспоминали первые годы фестиваля «Белый месяц», множества проектов, где мы все были «и швец, и жнец, и на дуде игрец», и оказалось, что все они были «имени бурят». Но основной вывод, к которому мы не стремились, но все же пришли: встречи эти должны быть на земле. В буквальном смысле. Трудно не согласиться, что «один день бурята» органичнее войдет в сознание через дыхание степи. Я уж не говорю про исполнителей улигеров и народных песен. Представьте себе картину: гигантская степь, тысячи юрт и палаток, запах костра, финальный многотысячный хор исполнителей народной песни «Алтаргана», а улигершины свои сказания увязывают в одну историю о далеких временах...

 А бетон и стекло способны задушить душу (странная тафталогия, да?), равно как и подсчет баллов истощает саму идею. Можно долго размышлять, спорить, соглашаться или не соглашаться в поиске ответа на вопрос «в чем суть этой гигантской встречи бурят всего мира». По некоторым подсчетам, в Булгане побывало более 70 000 гостей и участников, что близко к истине. Но самое трагикомичное, что в момент буйства праздника, основные интересанты бились за награды. Много ли знакомств и душевных бесед состоялось среди приехавших за тысячи километров, да так, чтобы на следующую встречу быть готовым дойти хоть пешком…

Фото: из архива