Культура 12 апр 2019 1877

​​«След памяти»: известный бурятский краевед о легионе тех, кто не сошёл с литературной стези

Евгений Голубев – частый гость редакции журнала «Байкал». Писатель, журналист, краевед, заслуженный работник культуры России, кандидат философских наук, неутомимый общественник – он никогда не приходит с пустыми руками.

Его статьи о краеведении, о малоизвестных исторических фактах, связанных с Бурятией, вызывают неизменный интерес у читателей журнала. А бывает, что Евгений Александрович радует сотрудников редакции плодами, выращенными своими руками в саду и огороде… Таков этот всегда улыбчивый, бодрый и подтянутый человек, в буквальном смысле прошедший «огонь, воду и медные трубы» журналистики.

И сегодня у Евгения Голубева – подарок не только для редакции, но и для всех, кто неравнодушен к судьбам замечательных людей, с которыми Евгению Александровичу довелось встретиться на своём жизненном пути – встретиться и описать самые выдающиеся моменты их жизни. Это новая, только что вышедшая из печати книга «След памяти».

«Былого память возвращая»

- Евгений Александрович, о чём ваша книга?

– В мою книгу вошли почти шестьдесят очерков и статей, написанных в разное время и опубликованных на страницах республиканской прессы. Она состоит из пяти разделов, названия которых тематически объединяют материалы. Это: «Былого память возвращая», «Строки, опалённые войной», «Жизнь в творчестве», «Летописцы жизни народной», «Лиры пламенная сила».

- Вы рассказываете о событиях далёких лет, которые, по законам памяти, вновь возвращаются к нам.

- Да. Как сын солдата, считаю своим прямым долгом рассказывать о ратных подвигах наших земляков. Ведь основой и смыслом слова «памятник» является память. Для нас памятником минувших дней и столетий стали старые дома и храмы, шедевры деревянного и каменного зодчества, полотна живописцев, творения скульпторов, книги и рукописи литераторов и учёных. Но есть и другой вид памяти, который нельзя увидеть или потрогать, – это то, что хранится в памяти народной, передаётся от поколения к поколению, благодаря трудам и поискам историков и краеведов. Это имена когда-то известных людей, живших в нашем городе, в нашем крае, сделавших очень многое для развития общественного сознания и культуры Бурятии, всего Забайкалья, но, увы, как это нередко бывает, забытых или подчас малоизвестных.

«Золотой фонд» журнала «Байкал»

- Евгений Александрович, вам посчастливилось лично знать многих писателей, о которых вы рассказываете в книге.

- Это Константин Карнышев, Раиса Белоглазова, Владимир Бараев, Виталий Зоркин и многие другие. Повести и рассказы этого поколения литераторов вошли в «золотой фонд» журнала «Байкал», ведь большинство их произведений были впервые опубликованы именно на его страницах.

- Вы расскажете нам что-то особо запомнившееся, что-то личное. Например, об Исае Калашникове?

– Мне хорошо запомнился тот день, когда, переступив порог редакции газеты «Молодёжь Бурятии» в качестве «новоиспечённого» сотрудника, я впервые увидел Исая Калашникова и впервые пожал его большую натруженную руку. Это было 6 августа 1956 года. Много времени прошло с той первой встречи, и хотя были после этого и годы совместной работы в «Молодёжке», и частые общения на различных собраниях, активах, читательских конференциях и просто дружеских вечеринках, день знакомства с Исаем Калашниковым остался в памяти таким, словно это произошло совсем недавно. Помню, тогда, сильно тряхнув мою руку, Исай сказал: «Ничего, не тушуйся. Не пугайся трудностей. Коллектив у нас дружный, молодой. Если что – ребята помогут».

Остался в легионе

- Каким вы запомнили нашего выдающегося писателя?

- Скромным, с большим внутренним достоинством и обаянием, не любящим пустословия и зазнайства. Он пользовался большим авторитетом среди собратьев по перу, был настоящим примером для молодых авторов, которым всячески, порой не считаясь со временем, помогал. Пожалуй, ни у кого из своих коллег я не встречал такой настырности, такого упорства в работе, как у Исая. Он был требовательным к себе и вставал из-за письменного стола только тогда, когда глаза белели от усталости.

Добавлю, что через многогранное творчество Калашникова стремительно и жестоко прошёл ХХ век. Прошёл, пробуя писателя, как металл, – на разрыв и на прочность. И писатель выдержал, выстоял, остался в легионе тех, кто не изменил своей нелёгкой профессии, не предал и не разменял её высоких принципов и идеалов, не сошёл с литературной стези. В течение 15 лет Исай Калашников был одним из руководителей писательской организации Бурятии, длительное время работал ответсекретарём Союза писателей.

Есть люди, без которых трудно представить наше время. Они являются своеобразными генераторами идей и замыслов, бродильными дрожжами наших нелёгких и бурных дней. Вокруг них всегда кипела и кипит жизнь, само время как бы преломляется в их творчестве. И именно они определяют собой и своими делами наш век, наше время. Об этом моя книга – да и вообще, если говорить в целом, – весь труд моей жизни.

– Ну что же, нам остаётся только пожелать ещё многих и многих лет активного творчества и неизменного сотрудничества на страницах журнала «Байкал», где вам всегда рады!

Фото Юрия Невского

Автор: Юрий НЕВСКИЙ