Культура 1 ноя 2019 3669

​​Голос степей – Дугаржап Дашиев

Дугаржап Дашиев

Фото с сайта минкульта РБ

- Он не просто пел, а дарил, отда­вал себя без остатка, - вспоминают современники Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР. Недаром уже на закате своей яркой жизни он часто повторял: «Пока я дышу, я пою!». О жизни и судьбе великого бурятского тенора в материале газеты "Бурятия".

- В детстве я любил петь, танцевать, читать стихи, - рассказывал о себе Дугар­жап Дашиев в 1994 году в интервью, что записал Николай Логачев, режиссер Бу­рятского академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России. – Учителя уже тогда заметили, что у меня был дискант, высокий детский голос. Огромное влияние на меня в те годы оказали часто звучавшие по радио голоса моих любимых певцов - Цырена Хоборкова и Цыремже Уладаевой.

В этом году он мог отметить 80-летие, мог бы жить и жить, любимый своим на­родом, своими поклонниками, которых и сейчас очень много.

- Он родился 15 мая 1939 года в селе Улзар Джидинского района, - рассказыва­ет Эрдэни Жалцанов, худрук театра кукол «Ульгэр», автор документального фильма о Дугаржапе Дашиеве. – И первым его педагогом была родная степь. Чуткий, очень внимательный от природы, он тон­ко ощущал голоса степи, чувствовал, как естественно переплетаются звуки родной природы. Такими были его первые уроки музыки. Так песня становилась его жизнью, едва ли не с самого рождения.

- Для меня дорога раздольная и мо­гучая красота бурятской песни на одном дыхании. От нее кружится голова, она, как ветер, звенит в ушах, когда скачешь на коне. Бурятская песня уносит меня в годы детства и юности, - рассказывал Ду­гаржап Дашиев.

Заложники искусства

- Я не очень разбираюсь в голосах, но в юности, когда слышал, что поет Дугар­жап Дашиев по радио, невольно замирал, - рассказывает улан-удэнский поэт Арка­дий Перенов.

От природы Дугаржап Цыренович был наделен уникальным чутьем, чувством ритма природы, мы это называем поэтикой.

- После 10 класса я работал в колхо­зе и, решив заработать большие деньги, мечтал стать шахтером, - рассказывал певец. - Поехал в Гусиноозёрск и там в Доме культуры увидел объявление о на­боре молодежи в хор ансамбля «Байкал», в связи с подготовкой ко второй декаде искусств и литературы в Москве. Я оста­вил мечты о больших деньгах, поступил в хор, где солистом был мой певческий кумир Цырен Хоборков. Ему я подражал, на него хотел быть похожим. Однажды на гастролях по Украине я заменил забо­левшего Хоборкова. А он ведь не только пел, но и замечательно говорил, играл на сцене. Я с увлечением следовал прекрас­ному певцу-артисту в национальной му­зыкально-танцевальной сюите…

К поступлению в Свердловскую кон­серваторию его готовила народная артистка России Чимита Шанюшкина. От­правился он в Свердловск с ее письмом к профессору Зое Васильевне Щелоковой, любившей заниматься с национальными певцами: якутами, тувинцами, монгола­ми, хакасами, бурятами, сибиряками-рус­скими. Дугаржап Дашиев спел романс «Белеет парус одинокий», две бурятские песни, среди них - «К любимой» Балдако­ва, и был принят без музыкального образования на подготовительное отделение. Через два года он стал студентом Сверд­ловской консерватории.

Всё лучшее

- Были и неудачи, и слезы, но я всегда трудился, - читаем мы воспоминания Ду­гаржапа Дашиева, - коллеги уходили из театра в 9-10 вечера, я порою оставался до 12 ночи. И занимался до хрипоты, си­поты, без этого нельзя. Старался учиться у своих коллег, бывал на спектаклях. И тут, надо сказать, я, внимательный че­ловек, замечаю, как певец двигается по сцене, носит фрак, поворачивает голову, направляет взгляд. Бывает, что как певец - неважный, зато как актер – прекрасный, и наоборот. Я пытался совместить в себе все лучшее, и ради этого часто что-то за­имствовал.

Каждая роль удивительным образом раскрывала очередную грань таланта Дугаржапа Дашиева. Важным рубежом в профессиональной карьере певца ста­ла партия Радамеса в «Аиде» Джузеппе Верди. Как писал музыковед Олег Куни­цын, «жизненная естественность сцени­ческого поведения певца доказала, что вокальные трудности партии им прео­долены – ведь только на основе полной вокальной свободы можно создать до­стоверный оперный образ». Еще одним ключевым этапом в жизни артиста была партия заглавного героя в первой бу­рятской национальной опере «Энхэ Бу­лат–батор» Маркиана Фролова. Именно здесь бурятский зритель в полной мере ощутил особую магию голоса Дугаржапа Дашиева. Это был голос родной культу­ры, голос степей.

Дугаржап Дашиев в роли Отелло

Фото с сайта минкульта РБ

Певец народа

Друзья и коллеги Дугаржапа Цыре­новича часто вспоминают один эпизод. Группа артистов ехала в село с концерт­ной программой. Вдруг певец попросил остановить автобус на краю пашни. Вскоре к группе артистов приблизился трактор. В его кабине была женщина-ме­ханизатор с сыном-подростком. И Даши­ев запел для двух зрителей, посреди бес­крайней степи.

- В том и назначение искусства – быть добрым спутником и помощником чело­веку труда. Потому всегда охотно высту­паю на предприятиях, в хозяйствах. Меня как артиста и как человека очень обога­щают такие встречи, - рассказывал певец.

- Он всегда откликался на просьбы выступить, - вспоминал ветеран бурятской журналистики Ревомир Гармаев. - Молодежь просит – надо, ветераны приглашают – святая обязанность, кол­лективы просят – он мог отпроситься из больницы, спеть и вернуться в палату. Он старался порадовать их высоким искус­ством, был готов петь всегда и везде.

Многие журналисты часто спрашива­ли о том, как ему удается запасть в душу, овладевать чувствами слушателей? На что исполнитель отвечал: «Когда пою, стараюсь представить, почувствовать то, о чем говорят слова, музыка. Когда исполняю песню на бурятском языке о ма­тери, представляю ее образ, как она пьет чай, готовит еду, ласкает нас в детстве. И голос становится теплее, нежнее, появ­ляются новые, более тонкие душевные интонации. Но главное, конечно, как зритель относится к пению, музыке, может ли понять и сопереживать. Если он рав­нодушен, откуда возьмутся слезы?».

Жаргал Батуев, председатель Совета землячества Джидинского района:

- Такого голоса, каким обладал Дугаржап Дашиев, на мой взгляд, ни у кого не было и нет. Это, действи­тельно, несравненный голос. Навер­ное, пела его душа. Песни, которые он исполнял, никого не оставляли равнодушными. Они будоражили, волновали, затрагивали самые глу­бокие душевные струны. Я благода­рен судьбе, что был знаком с этим за­мечательным человеком - простым в общении, добрым, открытым...

В 2006 году в Петропавловке прошел I районный фестиваль-кон­курс вокалистов имени народно­го артиста СССР Д.Ц. Дашиева, дан благотворительный концерт в фонд конкурса. Жюри, возглавляемое на­родной артисткой СССР, профессо­ром ВГАКИ Галиной Шойдагбаевой, прослушало 42 участника, среди которых отметили очень хорошие голоса. Самым же лучшим призна­ли солиста театра оперы и балета Намхайна Мунхзула, ныне народно­го артиста РБ.

Дугаржап Цыренович – уникаль­ный человек, настоящий самородок, славный сын джидинской земли, Бу­рятии, России. Через всю жизнь он пронес огромную ответственность перед народом, своими земляками, коллегами и единомышленниками, с которыми трудился плечом к пле­чу, добросовестно и честно служил Отечеству. Он жил для людей, ради их благополучия. К нему в полной мере относятся крылатые слова - «сущность человека - в нужности людям». Он, как настоящий мужчи­на, не бросал слов на ветер, всегда выполнял то, что обещал, никогда никого не подводил.

В год 80-летия со дня рождения Дугаржапа Цыреновича проводятся различные мероприятия на уровне республики и города Улан-Удэ. От имени земляков-джидинцев благо­дарю всех, кто принимает активное участие. Дугаржап Цыренович всег­да в нашей памяти. 

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ