В этом году выдающемуся деятелю искусства и педагогу, воспитавшему не одно поколение талантливых учеников, исполнилось бы 80 лет. На приуроченной к этой юбилейной дате выставке представлено более 30 работ из частных коллекций, часть из них впервые демонстрируется для широкой публики, сообщает газета "Бурятия".
Людям, не близким к искусству, наверняка хорошо знаком его знаменитый монумент «Олени», установленный в пригороде Улан-Удэ над Селенгой. Здесь же можно увидеть работы из кедра, сосны и лиственницы, а также более ранние произведения из бивней мамонта и костей кашалота. Экспозиция дополняется видеофильмами и презентацией о жизни и творчестве скульптора.
К сожалению, из-за ограничительных мер торжественное открытие с присутствием большого количества гостей пришлось отменить. Но, несмотря на это, 16 июля на выставку пришли вдова Геннадия Георгиевича, заслуженный деятель культуры Бурятии Татьяна Васильева, а также друзья и коллеги по Союзу художников.
ДОБРЫМ СЛОВОМ
Дочь одного из основателей Союза художников республики Филиппа Балдаева Вера подводит нас к скульптуре, изображающей Байкал.
- Посмотрите, какое доброе у него лицо. Хотя обычно этот образ ассоциируется с суровостью, мощью. Моя мама была хранителем музея и часто говорила: «У Гены Васильева скульптуры похожи на него, такие же маленькие, кругленькие и добродушные», - смеется Вера Филипповна.
По словам искусствоведов, его работы привлекают внимание своей энергией, скрытой силой и зачастую неприкрытой светлой иронией, которые дают возможность окунуться в замысел автора и увидеть в каждой работе что-то свое. Добрая улыбка, легкий юмор, круглая пластика форм и внутренняя одухотворенность роднит его с традициями бурятской народной скульптуры.
Тем временем, наша собеседница вспоминает случай с Зандан Жуу (Сандаловым Буддой). Статуя долгое время находилась в здании Одигитриевской церкви, и когда ее отвезли в Эгитуйский дацан, то обнаружили, что у нее отсутствует палец.
- Позвали Гену, чтобы он вырезал палец и «пришил». Считается, что статую делали еще при жизни Будды, и кто-то сказал тогда, что она родилась в Индии, но будет жить на севере. Так и получилось. Очень переживали, что Будда не примет этот палец, но он «прижился», что символично, - говорит Вера Филипповна. - Одна из последних работ Гены - это памятная доска на доме, где жил мой папа. Это был его подарок к столетию отца в 2009 году. Красивая, из белого мрамора. Очень благодарны ему за нее.
Художник и мастер-оформитель Бато Мэрдыгеев приходится ему двоюродным братом. Мужчина вспоминает родственника как человека добрейшей души, своей искренностью и талантом притягивавшего людей вокруг себя.
- У него было множество учеников. Он обучал Даши Намдакова, прежде чем отравил его в Красноярск. В интервью Даши всегда подчеркивает: «Геннадий Георгиевич - мой учитель», - добавляет Бато Андреевич.
«С ЛЮБОВЬЮ К ЖИЗНИ»
- На этой выставке много из того, что он успел сделать незадолго до своего ухода. Конечно, очень жаль, что мы не имеем возможности открыть ее и пригласить людей. Велась большая предварительная работа, но об ужесточении правил узнали буквально за 2 дня, - выразила сожаление вдова скульптора Татьяна Андриановна.
По словам супруги, говоря о муже, нельзя не сказать о его огромной любви к жизни. В его мастерской всегда собиралось множество людей. Заходили и просто так - поиграть в теннис, шахматы, в своем камине он даже жарил шашлыки. Наведывалась и молодежь из лесотехникума, которых Геннадий Георгиевич обучал резьбе.
- Ушел он рано. Есть осознание того, что уже сделано, но реализовать он хотел еще многое. Например, поставить памятник Исаю Калашникову. В то время мы все, деятели культуры, были близки и общались, причем не только из Бурятии, - отмечает женщина.
Татьяна Андриановна признается, что сошлись они и прожили долгую совместную жизнь, несмотря на все предсказания о том, что двух людям творчества вместе не ужиться. Она занималась музыкой, а он - своим любимым искусством. Никогда никого не оскорбит, грубого слова не скажет. Выдержанный, корректный, любящий людей - так о нем говорят все, кто его знал. Только когда такой человек уходит, мы понимаем, как невосполнима эта утрата. Особенно для близких. Супруги Васильевы воспитали двух дочерей, у них уже взрослые внуки. Дочь Лариса пошла по стопам отца, в свое время участвовала в международной выставке по скульптуре, заняв второе место.
- Ее увлечение я сначала всерьез не воспринимала, она закончила музыкальную школу, но по пути музыки, как я, не пошла. В те сложные времена работала в Москве, им заказывали мебель, а она делала фигурные подлокотники. Например, с головой львицы с разинутой пастью, ей тогда помогал Даши Намдаков. На выставку она представила Амурчика в облаках, тоже у Даши отливали. Сейчас она доделывает некоторые работы отца, - добавляет Татьяна Андриановна.
ЗА КАЖДОЙ - ИСТОРИЯ
На экспозиции, как уже было сказано, можно увидеть ранние работы мастера - небольшие скульптуры, шкатулки, украшения из бивней мамонта, зуба кашалота, эбонита, выполненные в период, когда Геннадий Георгиевич только приехал с учебы из Архангельской области.
- Бусы изготовил для матери, которая затем передала их мне. У него много таких украшений, подаренных родственникам и друзьям. Но тогда кости было очень сложно достать, их присылали из Якутии, приходилось долго ждать, - вспоминает супруга.
Работая в краеведческом музее им. Хангалова в 60-е, он в процессе реставрации буддистских скульптур обратился к работе с деревом. Именно этот материал стал его любимым, способным своей принадлежностью к миру живой природы подчеркнуть замысел художника. Васильев работал с сосной, лиственницей, но предпочтение отдавал кедру. Крупные пластические формы, намеренно избегающие подробной детализации, стали его отличительной чертой как мастера, который старался выразить не конкретные человеческие характеры, а определенное душевное состояние, подводя образ к символу. Вдохновение черпал из самой жизни: что видел, то и изображал.
- Помню, мы ехали в деревню на машине, и я увидела, как по улице идет маленький мальчик, в таких неказистых штанишках с булкой в руке. А за ним - собака. Говорю мужу: «Смотри!» Он притормозил. Мальчик булку откусил и приподнимает руку, а собака подпрыгивает и пытается ее у него отобрать. Выражение лица ребенка, пытающего спасти свой хлеб, особенно запомнилось. Гена запечатлел его в пластилине, а затем и в кедре. Получилась известная скульптура «Мальчик с птичкой», на мой взгляд, самая шикарная его работа. Куда она только ни съездила, во Франции побывала, - вспоминает Татьяна Андриановна.
Однажды скульптора попросили создать копию «Вечнозелёной Тары» из кедра, а в тот момент у него было много другой работы. Супруга сомневалась, что он ее выполнит, тем более, техника совсем другая, много тонких деталей. А он справился. Помогла и дочь Лариса, которая раскрашивала скульптуру.
Одна из его монументальных работ - памятник Доржи Банзарову на родине ученого в Джидинском районе. Он был изготовлен по заказу ламы и поэта Матвея Чойбонова, с которым скульптор дружил. Изготовлен памятник из бетона, специального крепкого состава, выработанного самим Геннадием Георгиевичем в процессе творческих изысканий. Там же, в Джиде, стоит памятник величественному Бурин Хану высотой 5,5 м, олицетворяющему образ священной горы, почитаемой буддистами. Скульптура изображает могучего всадника с конем. Ее открытию предшествовало соблюдение множества ритуалов. Так, чтобы конь был сытый, долго стоял и нес охранную функцию покровителя этой земли, ламы провели специальный обряд и, прежде чем заделать бетоном, положили в то место, где расположен желудок коня, еду.
- В то время я мало разбиралась в обрядах и их значении. Но сейчас, когда мне уже за 70, приходит понимание. То, о чем говорили наши родители, а мы лишь отмахивались и смеялись, особенная мудрость. Как долго мы к этому идем: молодость такова, что все ей подвластно, и лишь не хватает зрелости. А у Гены это понимание уже было, - признается Татьяна Андриановна.
О чем речь
Геннадий Георгиевич Васильев родился в с. Додо-Илька Заиграевского района. В 1959 году поехал учиться в Архангельскую область. Успешно окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости.Член Союза художников СССР, почетный художник Бурятской АССР, заслуженный художник РСФСР. Член-корреспондент Академии художеств СССР, в разные годы - председатель Союза художников Бурятии, с 2007-го - действительный член Российской академии художеств.
Автор: Антон ИРШУТОВ
Фото: Алексей Жилин