Культура 19 авг 2020 650

​Бэби-театр в Бурятии, или Право ребёнка на искусство

Русский драмтеатр им. Н.А. Бесту­жева в рамках творческой лаборато­рии для детей «Территория РОСТа», которая проходит при поддержке Правительства РБ и Министерства культуры РБ, начал работу над пер­вым бэби-спектаклем «Микрохи», сообщает газета «Бурятия».

Для участия в проекте в Улан-Удэ прилетели режиссер бэби-театра, практический психолог Алмаз Садриев, режиссер по пластике Евгений Якимов и художник Павла Петрушова. Мы встретились с постановочной коман­дой, чтобы выяснить, чем же отличается бэби-театр от других детских спектаклей, в чем его особенности и почему он так важен детям.

– Расскажите, как давно вы зани­маетесь бэби-театром?

Алмаз: Бэби-театром я професси­онально стал заниматься с 2015 года. За год до этого я принимал участие в образовательной программе «Школа театрального лидера» московского Цен­тра им. Мейерхольда. Там нам рассказы­вали о форматах современного театра и, в частности, про театр для самых малень­ких, где зрители – дети до трёх лет. Мой интерес как режиссёра драматического театра вызвало то, что может существо­вать полноценный театр, в котором нет текста, драматургии, конфликта и сюже­та. С тех пор я стал исследовать эту тему. Со мной приехала опытная команда. Мы сотрудничаем давно, в рамках творче­ской группы «Путь 7 локтей». Есть ряд проектов в работе, для детей постарше и для взрослых, связанных с националь­ной культурой и современной формой её подачи.

Павла: Это моя вторая постановка в формате бэби-театра, в этот мир меня втянул Алмаз.

Евгений: С Алмазом я познакомился лет шесть назад. Он пригласил меня на свой бэби-спектакль «Гармония». С тех пор мы вместе.

– Чем вас привлекает бэби-театр?

П.: Возможностью заниматься имен­но искусством, и оно воспринимается. Меня этим купил бэби-театр.

Е.: Привлекает в бэби-театре некая ткань символизации, где простая деталь вызывает массу интерпретаций. Ребенок с удовольствием погружается в этот мир, где он, как рыба в воде. С возрастом все это уходит от нас в прагматику быта.

– Чистое искусство?

А.: Вообще, да. Мы занимаемся те­атром, а не развлекательным шоу, поэ­тому не можем расслабляться, так как должны отдать детям всё возможное. И питать их воображение через театр, в котором многообразие художественных языков.

П.: Как будто нет никаких ограниче­ний. Их намного меньше, чем когда дела­ешь Чехова, например.

А.: Бэби-театр основан на других, неклассических принципах театра. Он не находится в плоскости спектаклей ТЮЗа, театра кукол и основан на совершенно иных принципах восприятия самым ма­леньким зрителем. Мне показалось это интересным с точки зрения новых ощу­щений, открытия собственных граней, развития через погружение в возмож­ности этой структуры: бессюжетной, бесконфликтной, бестекстовой. Потому что для восприятия маленькими деть­ми спектакля форма драматического театра не подходит. Они не способны ещё воспринимать сюжет, конфликт, текст, дидактику. Бэби-театр – одна из форм не интерпретационного театра, когда мы не опираемся на порой огра­ничивающую нас сюжетную структуру, написанную драматургом, не привязы­ваемся к произведениям, которые напи­саны в прошлом и позапрошлом веке, а черпаем вдохновение здесь и сейчас. Мы ищем свои собственные сюжетные реализации, и в этом плане гораздо сво­боднее.

– Как родителям объяснить, что такое бэби-театр?

А.: Лучше один раз увидеть. Этот опыт не опишешь словами. Это театр для самых маленьких, причем он гораз­до ближе к современному театру, этим он уникален. И необходимо водить туда детей, потому что у них есть право при­общаться к искусству с рождения.

П.: Право на эстетическое воспита­ние.

 А.: Во всем мире это право давно успешно реализуется. А у нас по старин­ке считалось, что дети способны при­общаться к театру только после трех лет. Однако сейчас, на основе многолет­него международного опыта постано­вок, сформировалось понимание, что театральными зрителями могут стать дети и самого младшего возраста. Ты только родился и имеешь право ходить в театр, для тебя специально создается искусство. Это важно.

– Что воздействует на ребенка?

П.: Бэби-театр – это сплав визуально­го театра, театра предмета, пластическо­го и фигуративного театра.

А.: Мы погружаем ребенка на время в пространство, которое полностью эсте­тизировано, гармонично, красиво, безо­пасно, и таким образом развиваем в нем восприятие такого гармоничного, краси­вого, безопасного мира, стимулируя его импульсы к творческому развитию, к ис­следованию и эксперименту. И при этом в процессе знакомим его с искусством, которое он воспринимает в чистом виде, у него нет шаблонов, как надо, как не надо, он воспринимает и впитывает.

– И пластика особенная в бэби-театре?

Е.: Да, это ближе к современному тан­цу, который в основе своей строится на исследовании собственного тела, поиске в себе своего «Я». Бэби-спектакль требу­ет особой пластики для разговора с ма­леньким человеком, она должна быть не просто искренней, но и доверительной, чтобы ребенок не испугался и мог скон­центрировать внимание. Она связана с открытостью к миру. Человека видно сразу, если он открыт для мира, ребенок туда безбоязненно идет. Эту пластику не просто нащупать. В процессе работы с актерами это всегда эксперимент, но ин­тересный и увлекательный.

– Как опровергнуть миф, что детям театр до трех лет не нужен?

А.: Смотря какой театр. Если это театр сродни театру для взрослых с сюжетом, драматургией и конфликтом, то такой те­атр не нужен до 3 лет. Но есть множество театральных форм, которые успешно во всем мире развиваются, и они очень ему интересны, как показывает практика. Так почему мы должны лишать ребенка этого чувственного развития? Зачем три года ждать и только потом начинать? Ребенок до трех лет развивается так, как потом за 30 лет не разовьется, и в этот период знакомить его с искусством очень важно. Это искусство специально для него, про­фессиональный театр на его языке – это тоже ценно, это важная, духовно разви­вающая и психологическая среда для ро­ста ребенка.

– Зрители готовы к такому театру?

А.: Как только приходят и смотрят, сразу готовы. Пока не пришел и не уви­дел сам, никто не готов.

П.: Этот страх, что все не готовы к со­временному театру, ничем не обоснован.

– Часто аниматоры ездят по шко­лам и детсадам, называя себя теа­тром, и родители думают, что этого достаточно.

П.: Наверно, это общероссийская проблема, корни которой кроются в несерьезном отношении к детям. На детские спектакли и бюджеты меньше, думают: «ну, давайте, какой-то задник за­валявшийся поставим». Почему-то никто не хочет вкладываться в будущее.

А.: Это еще и несерьезное отношение к себе родителей. Если они считают, что профессиональный взрослый театр им не нужен и ничего не способен дать, не готовы работать над собой духовно, об­разовываться культурно, то тем более они не считают нужным предлагать это детям.

Е.: Воображение ребенка заряжено на восприятие эстетики, красоты, но по­степенно мы его заглушаем и переводим в пространство взрослой бытийности.

– А если родители переживают, что ребенок заплачет?

А.: Бэби-театр делается так, чтобы пол­ностью завладеть вниманием ребенка и познакомить его с искусством. Спектакль простроен настолько бережно, нежно, ду­шевно, трепетно, субтильно и красиво, что такое же воздействие он оказывает и на мам. Для них – это как посетить релакс-ме­роприятие: красивая музыка, все красиво, они расслабляются в пространстве радо­сти и нежности. Бэби-театр предлагает культурный досуг для матерей в период декретного отпуска, им тоже очень важ­но не быть оторванными от культурного мира после появления ребенка. К тому же для родителей бэби-спектакли тоже открытие, потому что это новый опыт по познанию театра, его объема, возможно­стей и форм существования.

– Расскажите о спектакле, который вы ставите в театре Бестужева «Ми­крохи».

А.: В проекте «Микрохи» наша задача – впервые познакомить местного зрите­ля с мировым форматом бэби-театра. Это спектакль о погружении в особый мир, ещё более маленький, но со своей эсте­тикой, со своим искусством и незнакомы­ми переживаниями. Это некий манифест приобщения детей к театру с рождения и приглашение их окунуться через театр в мир загадочного и прекрасного. Важный для нас момент, мы хотим подчеркнуть уникальность этого места, где мы сейчас находимся, близость к Байкалу, подчер­кнуть значение этого озера для мира, природного начала, важности его суще­ствования здесь. Так что «погружаемся в Байкал» и в прямом и в художественном смысле. Как сверхзадачу ставим перед собой также познакомить и европейско­го зрителя, через спектакль, с таким уни­кальным природным явлением – озеро Байкал.

Юлия ФЕДОСОВА