45 лет отдав театру, заслуженный артист России Владимир Барцайкин говорит, что из 120 ролей у него не было ни одной проходной и считает себя счастливым человеком, который всю жизнь посвятил любимому делу.
- Владимир Фёдорович, почему вы решили стать актером, и когда пришло понимание того, что жизненный выбор сделан?
- Я родился 70 лет назад и с детства восхищался великими актерами театра, кино, эстрады. В те времена театр, как и другие виды искусства, вдохновлял людей, давал стимул к жизни, заставлял задуматься о важных вещах. Театр вел за собой, учил доброте. Наше поколение было самым счастливым, было много хорошего, видели «взлет» театрального искусства. Сейчас времена изменились, поменялись взгляды на многие вещи, но я надеюсь, что в скором времени, театр вновь будет воспитывать в человеке только хорошие черты.
- Какая Ваша роль, когда только начинали, запомнилась Вам на всю жизнь?
- В то время для меня все роли были главными. Так случилось, что менялось поколение актеров в театре, и я за свой первый театральный сезон сыграл 16 ролей. Меня пригласила режиссер Зинаида Филипповна Внукова, и мы с головой ушли в работу. Нас приехало трое молодых ребят, и мы сразу начали вводиться в спектакли. Из шестнадцати ролей, четыре я начинал в новых спектаклях, это были мои, можно сказать, первые, сделанные с листа, роли. Сказать, что какая-то работа важнее, а что-то уже забылось, не могу. Для меня каждая роль – это бесценный дар и опыт, который помогает двигаться вперед.
Например, была такая хорошая пьеса Надара Думбадзе «Не беспокойся, мама, о солдате». Считаю, что сыграл там хорошую роль, и хоть она небольшая, но дала мне многое. Было достаточно ролей в детских спектаклях и сказках. Я был загружен очень хорошо, по ночам учил роли, утром – репетиция, днем и вечером – спектакль.
Все роли для меня дороги, они выстраданы бессонными ночами, репетициями. Я рассказал своим знакомым, что за год сыграл 16 разных спектаклей, мне просто не поверили. И, это не говоря о том, что со спектаклями я проехал всю республику, а первые мои гастроли были на Камчатку. Так совпало, что это был и первый большой выезд театра. Я был каждый день счастлив, и другого счастья мне не надо было.
- Вы вместе играли на сцене со многими великими актерами. Пожалуйста, расскажите, как это было?
- В нашем театре в те времена был замечательный коллектив. Сразу же вспоминается Алексей Николаевич Благовестов, он – потрясающий актер, конечно, семья Танковых, Клавдия Тимофеевна Никулина. Ныне здравствующая Лиличка Архипова меня сразу покорила, когда я посмотрел спектакль «Трамвай «Желание». И о ней я могу сказать, что она – актриса «высшего пилотажа». Мне повезло, работать с великим поколением артистов.
Не могу не сказать о режиссерах, с которыми мне пришлось не только творить, но и дружить. Ведь вся наша актерская судьба зависит от того, к какому режиссеру мы попадем. Были режиссеры, которые обладали исключительным педагогическим талантом. Это Зинаида Филипповна Внукова, Николай Ефремович Логачёв – потрясающе эрудированный человек, он сразу же понимал, на что способен артист.
Сергей Болдырев – исключительный режиссер. В нашем театре он поставил несколько запоминающихся спектаклей, среди них «Мария Стюарт», о котором до сих пор вспоминают с восторгом. Вся наша работа, успехи и неудачи – это совместный труд актера и режиссера, а талантливых режиссеров можно по пальцам пересчитать.
- Владимир Фёдорович, вспомните несколько ролей, которые для Вас «попали в точку»?
- Для меня роль – это также, ну, как спросить: а какой палец любимый? Все! Потому что каждая роль для тебя основная, все они нужны, даже если у тебя что-то не получилось.
Я всегда любил спектакль «Скамейка» в постановке режиссера Николая Логачева. Его не сразу приняли, но прошло совсем немного времени постановку полюбили, и «Скамейка» всегда проходила на «ура». Мы его показывали даже на плавбазах, на морских кораблях, прямо в море, побывали даже на Курильских островах. С этим спектаклем меня очень многое связывает.
Была «болевая» роль в спектакле «Тартюф», я мечтал о роли Аргона. И, так получилось, что буквально за три дня до премьеры меня позвали помочь «прочитать» текст актерам во время репетиции. Я ничего не подозревал, вышел и «прочитал», а вечером режиссер Горбачевский объявил, что я играю в этом спектакле. Первая реакция – испугался! Меня, стыдно сказать, трясло, не мог от волнения выучить текст. Коллеги посоветовали, чтобы я положил листок с текстом в Библию, с которой постоянно ходит мой герой, а я забыл этот листок в гримерке… Как только не пытался отказаться от этой роли, но, примерно на четвертом-пятом спектакле успокоился. Оказалось, что его готовили на большой театральный фестиваль, что это очень ответственно. Тогда я испытывал такие эмоции, но они дали мне многое в актерской профессии. Эту роль я запомнил на всю жизнь!
- Помню, как я ходил на новогоднюю елку в театр, и Вы были «моим» Дедом Морозом! Общение с детьми всегда уникально, поделитесь своими воспоминаниями?
- Уже лет десять я не Дед Мороз, свое уже «отдедоморозил»! Но я всегда любил с детьми возиться, разговаривать с ними, пытаться понять их. Это сейчас на праздники работает целая команда, а в те времена были только Дед Мороз и Снегурочка, и они делали все сами. Это было, мне кажется, немного добрее и искреннее. Я получал огромное удовольствие и радость от того, что делал детям праздник, который как, Иван, ты сам говоришь, запомнил, хотя прошло уже немало времени.
Несколько лет назад со мной произошел невероятный случай. Мне нужно было срочно лететь в Самару, но не было билетов. Мне повезло, друзья сказали, что в одной из компаний, которая торгует билетами на самолет, работает женщина, которая сохранила обо мне детские воспоминания как о Деде Морозе, может она чем-нибудь поможет. Я пришел, и не поверите, а она и говорит: «А как же я Деду Морозу не дам билет». Рассказала мне свою историю, дала билет, когда никто не мог помочь. Разве это не чудо и счастье?
- Владимир Фёдорович, что бы Вы хотели сказать сегодняшнему поколению актеров и режиссеров, и что бы Вы пожелали театру?
- Сейчас, по моему мнению, состояние Государственного русского драматического театра в Улан-Удэ непростое. Нужно поднимать вопросы, а они касаются и творчества, и администрации. Не нужно забывать, что мы – государственный театр, и мы должны воспитывать в людях самые лучшие качества. Не нужно уподобляться новомодным тенденциям, когда иногда бывает только одна задача – рассмешить, но не задуматься о том, что тебя окружает. Я уверен, что сейчас нужны спектакли, пьесы, актеры, которые бы объединили поколения зрителей, чтобы каждый, кто приходит к нам в театр, находил для себя самое важное. К нам в гости должны приходить люди от самого юного возраста, заканчивая моими ровесниками, и даже старше.
Я принял решение уехать, нас «стариков», почти не осталось. Считаю, что нужно расширять рамки театра, искать ту «ниточку», которая бы связала поколения. Сейчас, в подавляющем большинстве, все для молодежи. Меня волнует проникновение пошлости в театр, на эстраду, в кино. К сожалению, зачастую, и театры потворствуют этому проникновению. В жизни этого хватает, так еще и в искусстве.
У всех театров проблемы схожие, каждый ищет свою дорогу. Но не нужно забывать о классическом репертуаре, а главное – не превращать великие пьесы и литературные произведения в фарс. Деликатнее надо быть.
- Владимир Фёдорович, Вы – счастливый человек?
- Да, на все 100 процентов, от первой моей роли в театре, от моих первых воспоминаний, вообще, по жизни, мне сопутствовала удача. Я много работал, я счастлив в профессии. Бывало всякое, но я всегда был в работе, я благодарен тем людям, которые повстречались мне в жизни и многому меня научили. У меня были неудачи, но, прежде всего, это неповторимый опыт, они меня закалили.
Мне 70 лет, из них 45 – я посвятил любимой профессии и мне дорог каждый день. Я не знаю, как мне это объяснить, чтобы понял каждый, я – счастливый человек.
- Спасибо, за интервью и за то, что на протяжении десятилетий дарите людям радость, помогаете задуматься над тем, что происходит вокруг, и спасибо за то, что мы - Ваши современники.