Поэт на скамейке в солнечном городе. Вот-вот из-под его пера родятся ёмкие, глубокие по содержанию строчки. Гениального бурятского поэта в прошлом году изобразил художник Артём Маганов. Талантливо изобразил не просто на холсте или ватмане, а на стене почти в самом «сердце» Улан-Удэ. Так в переулке имени Намжила Нимбуева появился новый арт-объект, сообщает газета «Бурятия».
Начавший рисовать с той поры, как он себя помнит, Артём принадлежит к когорте художников, специализирующихся на профессиональной художественной росписи стен, фасадов зданий, интерьеров. На редкость откровенное интервью Артёма – о его творчестве, мировоззрении и многом другом проходило в кофейне «Триста-Бариста».
- Значительную часть своей жизни вы, Артём, прожили в Баргузине…
- Я чувствую неразрывную связь как с малой родиной не то, чтобы с поселком Баргузин, а в целом с Баргузинской долиной, местом силы. Когда я слышу слова «малая родина», представляю обширную местность, по которой течет, петляя, река Баргузин. Мне ближе природа, чем социальные взаимоотношения.
- В школьные годы чудесные, вы были пай-мальчиком или наоборот сорви-головой? Какие предметы предпочитали?
- Я в школе учился отвратительно. Для меня никогда не была критерием успешности хорошая учеба. Есть мои одноклассники, которые учились в школе на одни «пятерки», а сейчас они, к примеру, работают продавцами в магазинах. В школе я был очень буйным ребенком, можно сказать хулиганом. Учился я во всех параллельных классах: меня, чтобы приструнить, переводили в другие классы.
- А мечта в школе у вас была?
- Концепция школьной мечты мне совсем не близка. Может быть, мечтал стать рок-звездой. Но я об этом не помню. Мне всегда нравилось быть тем, кто я есть. Меня никогда не прельщала мысль – жить в парадигме будущего. Если говорить о моих увлечениях в детстве, то я в основном рисовал. Какое-то время занимался музыкой, но не достиг в этом успехов, и с тех пор музыку только слушаю.
В армию пошел намеренно
- А давайте, Артём, мыслями перенесемся в, так называемые, лихие 90-е годы. Вы ведь тогда учились в школе?
- У меня постоянно есть такое ощущение, что я живу в стране, в которой все могло быть лучше. Слава Богу, мои родители в 90-е годы были достаточно сознательными людьми и обеспечивали нам достойную жизнь, и мы никогда не прозябали. Поэтому я не могу сказать, что мое детство было омрачено девяностыми годами.
- Во ВСГУТУ вы учились на отделении «Связи с общественностью». Почему пошли именно в технологический?
- Это все советская парадигма моих родителей о том, что высшее образование важно. Раз родители так считают, я просто взял и спокойно пять лет отучился: у меня не было никаких «академов», но и больших успехов тоже не было.
- После окончания вуза вы пошли служить в армию? Не было желания, как говорится, «откосить»?
- В армию я пошел намеренно, потому что мне хотелось изолироваться, сменить обстановку. У моего отца хорошим приятелем был военком. И у меня была возможность посмотреть, куда призывают. Мне принесли список городов, я выбрал самый далекий – служил в Петропавловске-Камчатском в ракетных войсках.
- Говорят, что армия – хорошая школа жизни. Что вам дала армейская служба?
- У меня есть несколько мыслей по этому поводу. Во-первых, раз уж призыв существует (а вообще я против призыва), то он должен быть в более зрелом возрасте – призывать надо людей от 20 лет, потому что у 18-летних парней (по сути – это дети), честно, в армии сносило башню, они творили такую ерунду. Во-вторых, многое зависит от того, в какую часть попадешь. Мне в этом плане очень повезло. В нашей части были офицеры, которых можно назвать настоящими офицерами. В частности, был такой замполит Прохоров, который рассказывал о военной истории лучше, чем все историки, которых я знаю.
Нулевой рекламный бюджет
- Чем вы стали заниматься после армии?
- Есть в нашем городе типография и дизайн-фирма «Зебра», которую возглавляет Рома Филиппов. Еще до армии он попросил расписать им офис без всяких притязаний, сказав «нарисуй, что хочешь». Я нарисовал сюрреалистичную графику. Когда пришел из армии один приятель позвал меня что-то нарисовать, потом – другой. Постепенно я начал этим заниматься.
- А потом вы создали арт-группу «Изо»?
- Было такое. А сейчас я никак не называюсь. Мне вся эта коммерческая история не очень интересна. Это мое средство к существованию. За всю историю моей коммерческой деятельности мой рекламный бюджет – ровно ноль. Все работает на уровне сарафанного радио: люди передают друг другу, что я это делаю. Есть коммерческие проекты, которые мне очень понравились. Но, по большей части, я к этому отношусь не как к моему творчеству, а как к тому, что это принадлежит моему заказчику. Мне платят – я делаю. При этом у меня есть определенные табу вещей, которые я не рисую – это вещи религиозной и политической направленности. Если приходит заказ от политической партии, то я тоже это не делаю.
- Я правильно вас понял: вы занимаетесь любимым делом и получаете за это деньги?
- Ну, да. Но внутри этого тоже есть разделение. Было бы идеально, если бы люди позвали меня в свой ресторан расписать им стену и сказали: «Артём, мы хотим, чтобы ты нарисовал нам свое, авторское». У меня есть несколько прецедентов, когда было именно так. Но, как правило, это не так.
- У вас складываются нормальные взаимоотношения с заказчиками, не так ли?
- В этом отношении я – очень везучий человек. У меня не было фиаско в контактах с ними.
- Один из ваших известных арт-объектов – это ваши авторские работы по мотивам стихотворений Намжила Нимбуева.
- Эта работа полностью некоммерческая. Я её сделал совершенно бесплатно по собственной инициативе в свободное время. Сестра Намжила Нимбуевна – Любовь Ширабовна – подарила мне его книгу стихов. Я открыл ее где-то в середине и, там было стихотворение «Взглянула из толпы, газелеока…», я подумал, что этот парень был гением. Меня поразила его способность погрузиться в коллективный разум человечества. Круто, что 23-летний человек смог написать это с точки зрения опыта, которым он не обладает.
Диктофон выключен. Мы с Артёмом подходим к стене Намжила Нимбуева.
- Я попытался соблюсти орнаментность, и эта работа полностью сделана точками, – поясняет он.
Художник Маганов уходит по своим делам, оставив меня наедине с Намжилом Нимбуевым. Я подумал, как писал поэт-гений, навсегда оставшийся 23-летним, что, скоро «зеленые сентябрьские звезды» прольют на землю «свой прохладный свет», и тогда Артёма озарит новая идея, которая воплотится в нашем городе на ожившей стене.