Культура 27 янв 2021 1129

​Доржи, сын Банзара: Чем ценен фильм и моноспектакль о первом бурятском учёном

© фото: пресс-служба Буряад театра

Буряад театр впервые представил зрителям двойную премьеру по одной теме в разных жанрах. Два премьерных дня в театре Бурдрамы прошли на «ура» - билеты на моноспектакль «Дорж» и одноименный документальный фильм раскупили все до единого.

Режиссером моноспектакля и автором документального фильма стал известный режиссер Олег Юмов. - Для меня очень странно, что возникает вопрос о том, почему мы обратились к личности Доржи Банзарова, как будто у нас таких выдающихся деятелей очень много. Доржи Банзаров - первый бурятский ученый с европейским образованием, этим мы должны гордиться и культивировать у себя его личность. Почему до сих пор в Бурятии ни у кого не возникало мысли о создании спектакля о таком выдающемся человеке? Я считаю, что в этом плане Доржи Банзаров - незаслуженно забытый человек. Сама его личность мне, как режиссеру, интересна, мне важно было выяснить, какой он - человек, как состоялся в качестве ученого, - рассказывает Олег Юмов.

ФИЛЬМ ОБ УЧЁНОМ

Первым его шагом к познанию личности ученого стал документальный фильм, снятый творческой группой по заказу Администрации Главы и Правительства РБ. Еще в прошлом году Олег Юмов обратился в комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив с проектом о создании документального фильма о Доржи Банзарове и получил на его реализацию поддержку.

- В 2022 году исполняется 200 лет первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. Для многих личность Доржи Банзарова стала неким клише, что он - первый бурятский ученый. Мы должны наполнить его имя смыслом, что такое первый бурятский ученый, что стоит за этими словами, какой его вклад в науку. Ведь в те годы получение высшего классического образования, подтвержденного ученой степенью, и вхождение в такой не большой круг российской интеллигенции было эволюционным и прогрессивным шагом. Учитывая, что высшее образование было недоступно практически всем народам, живущим в Российской империи, в том числе и для огромного количества русского народа, - говорит замруководителя Администрации Главы и Правительства РБ - председатель комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Михаил Харитонов.

Сама работа над фильмом шла в сентябре-октябре прошлого года. Проект сразу стал командным - не только творческим, но и научным. Создатели документального фильма побывали на родине Доржи Банзарова в селе Нижний Ичетуй Джидинского района, в Кяхте, где он получил первое образование в Троискоцавской русско-монгольской войсковой школе. Творческая группа снимала в Казани, Питере, Иркутске, с которыми связаны разные годы жизни Доржи Банзарова. Вся работа носила во многом научно-исследовательский характер.

Удалась в фильме и художественная часть. Например, в картине показана землячка Доржи Банзарова Юлия Цыдыпова - аспирантка Казанского федерального университета. Уместны такие моменты, как создание барельефа учёного скульптором Баиром Сундуповым, само открытие мемориальной доски Доржи Банзарову на здании Казанского федерального университета.

- Фильм получился абсолютно не дежурным, его смело можно демонстрировать в образовательных учреждениях республики, прокатывать на местных и федеральных телеканалах, показывать соседям в Иркутской области, Забайкальском крае, Монголии. Отснят качественный материал - съемки велись в Эрмитаже, ведущих российских научных институтах и архивах, - считает Михаил Харитонов. - Доржи Банзаров был не просто основоположником научной школы монголоведения, одним из выдающихся востоковедов России. Он был человеком, который смог за свою очень короткую жизнь показать великий пример служения науке, государству и снискать уважение и признание научного сообщества. Это в фильме показано.

ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ

- Роль, значение, фигуру Доржи Банзарова можно рассматривать в контексте монголоведческих, буддологических исследований первой половины XIX века. Он занимает одно из достойных мест в летописи истории российского монголоведения, буддологии, европейских монголоведческих, буддологических исследований - говорит в интервью в фильме Рамиль Валеев, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета.

Учёный-монголовед, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН Ирина Кульганек отмечает сильный характер Доржи Банзарова, который позволил ему, единственному из четырех бурятских студентов, завершить учебу в Казани и стать ученым. Любопытно и то, что она рассказывает об исследованиях нашего известного бурятского краеведа Виктора Харитонова, который открыл завесу появления статьи Доржи Банзарова о Белом месяце в столичной газете «Северная пчела», его предположении о том, что он был шаманистом.

- Можно сделать предположение, что Доржи Банзаров, описывая черную веру шаманов, сам владел в какой-то степени этим даром. Этот дар повлиял каким-то образом на его жизнь, скорую кончину, - считает Ирина Кульганек.

Доржи Банзаров прожил недолгую жизнь - всего 33 года, но незаурядную. Проживи до преклонных лет, какие открытия он еще бы сделал. Но все его труды, как отмечает ученый Рамиль Валеев, являются фундаментальными, к ним до сих пор обращаются востоковеды и монголоведы мира.

ОТЕЦ О СЫНЕ

Уже в процессе работы над фильмом режиссеру Олегу Юмову пришла задумка о создании спектакля на сцене Буряад Доржи, сын Банзара Чем ценен фильм и моноспектакль о первом бурятском учёном. Пьесу о Доржи Банзарове написал актёр театра Бурдрамы Чимит Дондоков. Он же исполнил главную и единственную роль в моноспектакле «Дорж».

- Моноспектакль, на мой взгляд, гораздо сложнее делать, чем большой спектакль, потому что нужно через одного актера передать историю, чтобы она была интересной, увлекательной, содержательной, - говорит Олег Юмов. Это не первый его опыт постановки моноспектакля. Зрители помнят его «Старик и море»,где главную и единственную роль сыграл народный артист Бурятии Баста Цыденов.

Чимит Дондоков рассказывает, что провел несколько месяцев в библиотеках, изучая труды Доржи Банзарова, отзывы его современников о первом бурятском ученом. При написании пьесы он ссылался на научные труды  известного бурятского востоковеда, доктора исторических наук Николая Цыремпилова. Долго работал над переводом текста с литературного бурятского языка на сартульский диалект.

- Мне было приятно узнать, что фильм послужил толчком для создания этого спектакля. Тема Доржи Банзарова достойна еще многих открытий, - говорит Михаил Харитонов.

Здесь мы видим не только повествование отца Боргоной Базара о своем сыне, но и открываем для себя параллельные темы. Это бурятское казачество, нравы и обычаи тех далеких лет, народный фольклор, где-то фоном звучит тема Чингисхана. Здесь показана семья, причем многодетная, дружная, где все дети состоялись - ведь у Доржи Банзарова два брата служили в дацане, а еще два занимались мирскими делами. Понятия долг и честь тоже проходят красной нитью в моноспектакле, а переживания отца за сына за все годы его учебы в Кяхте и Казани и гордость за него не оставляют равнодушным зрителя.

СПУСТЯ ПОЛВЕКА

Есть и дискуссионные моменты. Можно критиковать за преклонение перед Николаем I, но он - царь, которого в то время принимали как наместника Бога на земле. Можно говорить о декорациях, как например, о юрте из решетки. Но мы должны понимать, что это не юрта в чистом ее понимании, это художественный образ, святилище казака. Там висят сабля, стремена и другие атрибуты повседневной жизни человека того времени. Таким художник увидел пространство.

Учёный-литературовед, доцент БГУ Лариса Халхарова уточняет, что образ Доржи Банзарова был предметом творческого вдохновения многих бурятских писателей.

«Еще в начале ХХ века, в 1912 году бурятский ученый и писатель Б. Барадин написал стихотворение о Доржи Банзарове. Ч. Цыдендамбаев посвятил первому бурятскому ученому роман-дилогию «Доржи, сын Банзара» (1953-1958), Н. Дамдинов написал пьесу «Доржи Банзаров» (1969), поэму «Песня о Доржи Банзарове» (1970)», - напоминает она на своей странице в Facebook.

Нам же остается констатировать, что спустя полвека после первых воплощений образа Доржи Банзарова в художественных произведениях теперь это случилось на сцене театра, и даже на большом экране.

За это надо отдать должное режиссеру Олегу Юмову, автору моноспектакля и актеру Чимиту Дондокову и тем, кто поддержал эти идеи делом, на уровне властей республики. Ведь эта тема обращена, в первую очередь, к молодежи и думающим людям, в чьих руках будущее бурятского народа сегодня. Кто такой Доржи Банзаров для своего народа - тогда и сегодня, что породило его феномен, и что мы должны сделать для сохранения его памяти как объекта гордости и примера для подражания.

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Источник: пресс-служба Буряад театра

Фото: пресс-служба Буряад театра