Культура 3 фев 2021 4115

Иркутские хори-буряты – 2. Гушиты

Иркутские и забайкальские гушиты встретились спустя три века

 В километрах десяти к северу от посёлка Усть-Ордынский (по- бурятски Харгана) лежит село Гушит. Его жители от­носятся к хоринскому роду гушит. Благодаря шэрээтэ Усть-Ордынского дацана Зорикто ламе, иркутские и забайкальские гушиты нашли друг друга. Они во многом отличаются, в пер­вую очередь, по ментально­сти, и всё же общего у них больше. Возможно, недалёк тот день, когда гушиты из Усть-Орды, Ацагата, Бичуры и Усть-Орота в Забайкаль­ском крае соберутся на общеродовой сбор.

Гушитский род у озера Хүлэн

Предание о подлинном происхождении иркутских гушитов до сих пор сохрани­лось в памяти старожилов села. Оно совпадает с за­писями этнографа Сергея Балдаева: «Предком гушит­ского рода была шаманка. Она жила в Монголии. Там случился потоп, реки и озёра вышли из берегов и стали топить людей и живот­ных. Шаманка Бэр-бабушка силой своего волшебства осталась невредимой: она превратилась в птицу и по­летела, нашла остров и села. Остров находился во внеш­нем море – Газаада ехэ да­лайн гарим, тохомой шэнээн Тоймо улаан хада (Остров великого внешнего моря, величиной с потник, горка красная Тойма).

Бэр-бабушка имела сына, которого звали Боронут. Сына его звали Алагтаем. У Алагтая было два сына: Бальшахан и Балжахан. Имя сына Балжахана Яман, сына его – Заярян, сына его – Ярта, сына его – Эмэ, сына его – Эмхэн, сына его – Ханхалай, сыновей его – Хаhак и Саха­бали, сына Хаhака – Эмнэй, сына его – Егор (5 лет в 1937 году); у Сахабали детей нет. Жена, взятая им из Баргузи­на, из улуса Улут, не имела детей.

По другому преданию, Алагтай имел восемь сыно­вей, двое остались здесь, шесть уехали в Забайкалье и поселились в местности Баруун Хори. Потом они соз­дали Гушитскую инородную управу, платёжных душ было 370.

(Записано со слов 48-лет­него Сахабали Ханхалаева, улус Гушит Эхирит-Булагат­ского аймака Иркутской об­ласти, 25 августа 1937 г. (Бал­даев, 2012; 315)».

Гушитские фамилии

- У нас в селе 30 дворов, - рассказывает местный кра­евед Людмила Калиновна Александрова. - К гушитам относятся Александровы, Мухтеевы, Башаевы, Алагу­евы, Ханхалаевы, Башкеевы, Бобоевы, Бубаевы, а также выехавшие из села предста­вители фамилий Хамагано­вых, Шадгаровых, Буиновых, Николаевых, Шадаровых, Убугуновых.

Между собой гушитцы не женятся, на это существует строгий запрет. Раньше не­вест обычно брали из села Алужино и других соседних сёл, а двух женщин привез­ли из Баргузина.

Озеро Хулэн считается священным. На его берегу проводятся обряды, на кото­рых нельзя присутствовать замужним женщинам, а тем более купаться. О гушитцах говорят, что: «Они в самые лучшие годы не поднимутся, но и в самые худшие годы не опустятся». Живут всегда ровно, стабильно и сплочён­но. Со своими соседями гу­шитцы живут в мире и друж­бе, в основном, это булагаты, эхириты, а также сонголы, потомки киргизов в Дархате и Харануте, и русские.

О том, что гушитцы яв­ляются хоринцами, узнали, когда стали составлять родос­ловную и были очень удив­лены. Впрочем, большинство сельчан, занятых повсед­невными заботами, особого значения этому не придаёт: «А зачем тебе это? Жили и жили – не тужили! Для чего?» А я несколько лет ездила в Улан-Удэ, работала в архивах. Наш род и село упоминают­ся с 1830 года, в записях есть имена, состав семьи, к какому роду причислен человек.

Мужчины из Гушита сла­вятся в округе своим круп­ным телосложением. Не слу­чайно из села вышло много известных борцов. Анатолий Бобоев, 1947 г.р., был членом сборной Бурятии по воль­ной борьбе, участвовал во множестве российских и международных соревнова­ний, становился призёром и победителем. Николай Мухтеев, 1951 года рождения, стал мастером спорта по на­циональным видам спорта. Дважды становился абсо­лютным чемпионом окруж­ного Сурхарбана.

Рассказ Людмилы Кали­новны дополнила староста села Лилия Александровна Александрова: «У нас в селе два фермера, занимаются скотоводством и земледели­ем. Остальные живут за счёт личного подсобного хозяйства. Держат коров, овец, лошадей, свиней и домашнюю птицу. Конечно, огороды для лично­го пользования. В Иркутск на базар ездим. Молодёжь, как и везде, получает высшее об­разование и разъезжается по городам. Но на жизнь не жалу­емся! Саламат варим. Тогооной архи гоним из курунги. Пре­красно живём!»

Далёкая близкая родня

Иркутские гушиты нашли своих сородичей в Бурятии с помощью шэрээтэ Усть- Ордынского дацана Зорикто ламы Батуева, гушита по матери. Во время своих по­ездок в архивы Людмила Калиновна целенаправлен­но пыталась встретиться с ними. Оказалось, это уро­женцы Ацагата, и она с сы­ном побывала у них в гостях. Сородичи были удивлены и обрадованы нежданным гостям!

- Мы всегда знали, что пришли с Предбайкалья, - говорит уроженка Ацагата Ганжитма Жалсанова. - И что часть наших сородичей осталась там. О селе Гушит впервые услышала от пле­мянника Зорикто ламы и по­просила его устроить встре­чу. Так мы и встретились с Людмилой Калиновной и её сыном. Это была волнующая встреча в октябре 2018 года! Когда через три и более века встретились две ветки одного хоринского рода – за­байкальская и иркутская!

Сама Ганжитма Цырето­ровна много лет прожила в Аге. Она работала директо­ром школы в Судунтуе, но родину никогда не забывала и написала книгу «Ацагат – земля священная».

Это единственное село, где проживают в основ­ном только представители гушитского рода. По пре­даниям, их предки во главе с братьями Нэмхэ и Ноктэ в XVII веке перекочевали с Ольхона в Забайкалье. Остановились в долине Уды. Часть родовичей отправи­лась дальше в Бичуру. Дру­гие ушли в Мухоршибирь, но решили, что в местной речке не хватит воды для скота и укочевали ещё дальше. Они обосновались около Петров­ского завода и сегодня жи­вут в Усть-Оборе.

В Забайкалье род раз­делился на шара гушитов и хара гушитов. К шара гу­шитам принадлежал Хамбо лама Иролтуев. В Ревизских сказках от 1851-1858 гг. есть данные по гушитскому роду в долине Уды, в том числе и тех, кто принял христианство и стал карымами.

Хранительницы рода

Инициаторами и участ­ницами знаменательной встречи стали женщины. На фото, снятом Николаем Александровым, стоят слева направо: Людмила Алексан­дровна, Должит Цыбановна Жапова и Ганжитма Цырето­ровна.

Почему именно женщи­ны? Женщины всегда имели большой вес в монгольском мире. Достаточно упомянуть Бальжан хатан. А у Балдаева говорится, что: «Предком гушитского рода была ша­манка». Далее её называют как «Бэр-бабушка», а «бэрээ» - это невестка. Кто был её мужем, и чьей невесткой она была? Эта тайна осталась во тьме веков. Но, определён­но, между ней и этими тре­мя женщинами существует родственная и кармическая связь. Связь между храни­тельницами очага и рода гу­шит. Они мечтают собраться все вместе на встречу рода, и однажды это случится!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Людмилы Александровой