В километрах десяти к северу от посёлка Усть-Ордынский (по- бурятски Харгана) лежит село Гушит. Его жители относятся к хоринскому роду гушит. Благодаря шэрээтэ Усть-Ордынского дацана Зорикто ламе, иркутские и забайкальские гушиты нашли друг друга. Они во многом отличаются, в первую очередь, по ментальности, и всё же общего у них больше. Возможно, недалёк тот день, когда гушиты из Усть-Орды, Ацагата, Бичуры и Усть-Орота в Забайкальском крае соберутся на общеродовой сбор.
Гушитский род у озера Хүлэн
Предание о подлинном происхождении иркутских гушитов до сих пор сохранилось в памяти старожилов села. Оно совпадает с записями этнографа Сергея Балдаева: «Предком гушитского рода была шаманка. Она жила в Монголии. Там случился потоп, реки и озёра вышли из берегов и стали топить людей и животных. Шаманка Бэр-бабушка силой своего волшебства осталась невредимой: она превратилась в птицу и полетела, нашла остров и села. Остров находился во внешнем море – Газаада ехэ далайн гарим, тохомой шэнээн Тоймо улаан хада (Остров великого внешнего моря, величиной с потник, горка красная Тойма).
Бэр-бабушка имела сына, которого звали Боронут. Сына его звали Алагтаем. У Алагтая было два сына: Бальшахан и Балжахан. Имя сына Балжахана Яман, сына его – Заярян, сына его – Ярта, сына его – Эмэ, сына его – Эмхэн, сына его – Ханхалай, сыновей его – Хаhак и Сахабали, сына Хаhака – Эмнэй, сына его – Егор (5 лет в 1937 году); у Сахабали детей нет. Жена, взятая им из Баргузина, из улуса Улут, не имела детей.
По другому преданию, Алагтай имел восемь сыновей, двое остались здесь, шесть уехали в Забайкалье и поселились в местности Баруун Хори. Потом они создали Гушитскую инородную управу, платёжных душ было 370.
(Записано со слов 48-летнего Сахабали Ханхалаева, улус Гушит Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области, 25 августа 1937 г. (Балдаев, 2012; 315)».
Гушитские фамилии
- У нас в селе 30 дворов, - рассказывает местный краевед Людмила Калиновна Александрова. - К гушитам относятся Александровы, Мухтеевы, Башаевы, Алагуевы, Ханхалаевы, Башкеевы, Бобоевы, Бубаевы, а также выехавшие из села представители фамилий Хамагановых, Шадгаровых, Буиновых, Николаевых, Шадаровых, Убугуновых.
Между собой гушитцы не женятся, на это существует строгий запрет. Раньше невест обычно брали из села Алужино и других соседних сёл, а двух женщин привезли из Баргузина.
Озеро Хулэн считается священным. На его берегу проводятся обряды, на которых нельзя присутствовать замужним женщинам, а тем более купаться. О гушитцах говорят, что: «Они в самые лучшие годы не поднимутся, но и в самые худшие годы не опустятся». Живут всегда ровно, стабильно и сплочённо. Со своими соседями гушитцы живут в мире и дружбе, в основном, это булагаты, эхириты, а также сонголы, потомки киргизов в Дархате и Харануте, и русские.
О том, что гушитцы являются хоринцами, узнали, когда стали составлять родословную и были очень удивлены. Впрочем, большинство сельчан, занятых повседневными заботами, особого значения этому не придаёт: «А зачем тебе это? Жили и жили – не тужили! Для чего?» А я несколько лет ездила в Улан-Удэ, работала в архивах. Наш род и село упоминаются с 1830 года, в записях есть имена, состав семьи, к какому роду причислен человек.
Мужчины из Гушита славятся в округе своим крупным телосложением. Не случайно из села вышло много известных борцов. Анатолий Бобоев, 1947 г.р., был членом сборной Бурятии по вольной борьбе, участвовал во множестве российских и международных соревнований, становился призёром и победителем. Николай Мухтеев, 1951 года рождения, стал мастером спорта по национальным видам спорта. Дважды становился абсолютным чемпионом окружного Сурхарбана.
Рассказ Людмилы Калиновны дополнила староста села Лилия Александровна Александрова: «У нас в селе два фермера, занимаются скотоводством и земледелием. Остальные живут за счёт личного подсобного хозяйства. Держат коров, овец, лошадей, свиней и домашнюю птицу. Конечно, огороды для личного пользования. В Иркутск на базар ездим. Молодёжь, как и везде, получает высшее образование и разъезжается по городам. Но на жизнь не жалуемся! Саламат варим. Тогооной архи гоним из курунги. Прекрасно живём!»
Далёкая близкая родня
Иркутские гушиты нашли своих сородичей в Бурятии с помощью шэрээтэ Усть- Ордынского дацана Зорикто ламы Батуева, гушита по матери. Во время своих поездок в архивы Людмила Калиновна целенаправленно пыталась встретиться с ними. Оказалось, это уроженцы Ацагата, и она с сыном побывала у них в гостях. Сородичи были удивлены и обрадованы нежданным гостям!
- Мы всегда знали, что пришли с Предбайкалья, - говорит уроженка Ацагата Ганжитма Жалсанова. - И что часть наших сородичей осталась там. О селе Гушит впервые услышала от племянника Зорикто ламы и попросила его устроить встречу. Так мы и встретились с Людмилой Калиновной и её сыном. Это была волнующая встреча в октябре 2018 года! Когда через три и более века встретились две ветки одного хоринского рода – забайкальская и иркутская!
Сама Ганжитма Цыреторовна много лет прожила в Аге. Она работала директором школы в Судунтуе, но родину никогда не забывала и написала книгу «Ацагат – земля священная».
Это единственное село, где проживают в основном только представители гушитского рода. По преданиям, их предки во главе с братьями Нэмхэ и Ноктэ в XVII веке перекочевали с Ольхона в Забайкалье. Остановились в долине Уды. Часть родовичей отправилась дальше в Бичуру. Другие ушли в Мухоршибирь, но решили, что в местной речке не хватит воды для скота и укочевали ещё дальше. Они обосновались около Петровского завода и сегодня живут в Усть-Оборе.
В Забайкалье род разделился на шара гушитов и хара гушитов. К шара гушитам принадлежал Хамбо лама Иролтуев. В Ревизских сказках от 1851-1858 гг. есть данные по гушитскому роду в долине Уды, в том числе и тех, кто принял христианство и стал карымами.
Хранительницы рода
Инициаторами и участницами знаменательной встречи стали женщины. На фото, снятом Николаем Александровым, стоят слева направо: Людмила Александровна, Должит Цыбановна Жапова и Ганжитма Цыреторовна.
Почему именно женщины? Женщины всегда имели большой вес в монгольском мире. Достаточно упомянуть Бальжан хатан. А у Балдаева говорится, что: «Предком гушитского рода была шаманка». Далее её называют как «Бэр-бабушка», а «бэрээ» - это невестка. Кто был её мужем, и чьей невесткой она была? Эта тайна осталась во тьме веков. Но, определённо, между ней и этими тремя женщинами существует родственная и кармическая связь. Связь между хранительницами очага и рода гушит. Они мечтают собраться все вместе на встречу рода, и однажды это случится!