Культура 14 июл 2020 533

​Ойдоп Гармаев. Семейная сага. Избранные беседы

Нина Чугунова. Ангел саги. О постоянстве разума

 

Чугунова Нина Николаевна. Журналист. Родилась в 1953 году. Окончила факультет журналистики МГУ. Член Союза писателей. Работала в газете «Комсомольская правда», в журналах «Ровесник» и «Огонёк».

 

Сообщность есть глубь, особное бытие есть высь.
Карл Густав Юнг, «Семь писем к мёртвым»

 

Мне посчастливилось прочитать новую книгу писателя Ойдопа Гармаева. Первая, «Боксёрская сага», вышла несколько лет назад. Повествование о великих боксёрах, спортсменах-любителях из числа студентов Московского университета 1980-х годов. Автор — один из них.

И вот — «Семейная сага». Она разворачивается, как знамя рода. Есть примечание: «Для семейного пользования. Не подлежит широкому распространению». Сразу понятно. Но потом начинаешь думать и понимаешь больше. Тут была спрятана подсказка. Такое происходит с читающим хорошую книгу: человек следует по подсказкам, узнаёт то, что было с ним, вспоминает, что знал раньше. Книга возвращает утраченное им имущество.

 

О свободе, прилежности и утраченных словах

 

Писатель к этому специально не стремился. Он никакой вам не «инженер человеческих душ» (согласно «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона», «„инженером“ первоначально называли лиц, управляющих военными машинами»). Но общество часто назначает писателя на эту должность, потом даёт «мелкие хозяйственные задания»: например, быстро изготовить «человека-патриота». Или «освоителя новых земель». Если писатель соглашается или по своей воле берётся за это — что-то нехорошее происходит с его талантом. Зато, если останется свободным, его книга может стать хорошим спутником другого человека. Белинский утверждал, что на поэзии Пушкина «может прекрасно воспитаться юноша». А Пушкину самому было 24 года, когда он взялся за «Евгения Онегина», он «даль свободного романа ещё не ясно различал». Значит, тут действует другой механизм.

Какой?

Помните: профессор Преображенский говорит молодому ассистенту в «Собачьем сердце»:

— Я московский студент! («И Филипп Филиппович при этом горделиво расправил плечи».)

О чём он говорит на самом деле?

Ойдоп Гармаев, московский студент одного со мной года выпуска — но двух разных факультетов МГУ — взял и написал свободную книгу. Он её, как мне представляется, сразу всю увидел — и устремился к ней. Был осторожен, сомневался. Но я была бы рада узнать, что он ни с кем не советовался… Разве что делился замыслом. А работал один.

«Писатель творит в одиночестве, он по духу изгнанник», — сказал Владимир Набоков. «Замысел романа, — пишет он, — появляется сразу и весь целиком, другое дело, что нужно много терпения, прилежности и кропотливости, чтобы его исполнить. Но это как раз то, что я люблю».

Назову ещё одно качество этой книги, связанное со свободой, но также и надеждой, — воспитательность. Признаюсь, такого слова нет в словарях. Я его придумала по аналогии с другим — и раньше бывшим чрезвычайно редким, а сегодня совершенно забытым, — «учительность»*. Учительность означает не право, получаемое в результате назначения на должность учителя, а призвание, стремление освещать дорогу ученику, продиктованное только заботой и тревогой. Но мы знаем, что человек может всеми этими дарами владеть свыше и не иметь возможности применить их на пользу другим. А другой легко получает должность. Платон заметил: «Почему судят неумелые в том, о чём они судят?» Они, друг, назначены. Свободны ли? Нет, они лишь своенравны, поскольку бесталанны. А такие плодовитые выдумщики теорий!

Один молодой, но очень важный человек — глава дочерней компании крупнейшей промышленной корпорации России (правда «сын своего отца»: из книги Гармаева я узнала, что это высокая похвала у бурят, и так обрадовалась) сказал мне недавно в интервью: «Незнание основ энергетики ещё не даёт права создавать новые теории в энергетике». Какая гордость, сколько искренности. Сын своего отца! А может, уже и «задёрганная честь» (строка Арсения Тарковского).

 

* Я нашла слово «учительность» в Библии (сообщаю об этом только ради точности), где оно используется всего один раз: это первое послание Тимофею, III глава, Новый завет — в перечне добродетелей, обязательных для епископа, причём не во всех известных мне переводах указанного фрагмента. Другие переводчики Послания Тимофею использовали описательные обороты «способность учить других», «искусность в обучении». Вдумчивый человек сразу поймёт, что смысл меняется, если не искажается. Умелость, навык, полученный от других, заменяет собой одарённость. Право назначенного заменяет призвание. Тут есть место догадке.

Не было ли и это слово изобретением переводчика, стремившегося к точности, но не имевшего подходящего слова на русском? Так, в русском нет слова, схожего по смыслу с «представлением», но имеющего значение не только результата, но и длительного процесса. А в немецком языке оно есть! Отсутствие практического слова было большой проблемой переводчиков Рудольфа Штайнера, подчёркивавшего в своих трудах необходимость самостоятельного действия и единоличного процесса в познании. На чём, собственно, и основана Вальдорфская педагогическая школа. Я могу предложить куцее «представливание», но кто ж его поймёт? По той же причине — отсутствия применительной практики — в русском языке нет субстантивированного причастия «воспитательность» в значении педагогической одарённости, а есть прилагательное, знакомое нам по сочетаниям «воспитательные меры» и «воспитательный дом». В педагогической методичке, переиздававшейся с пятидесятых годов прошлого века вплоть до 1984 года, есть указание: «Помогите ребёнку поскорее изжить в себе его детство». Поэтому-то и отпали слова. Они оказались изжиты.

Однако гении-воспитатели во все времена появляются на свете и рано или поздно приступают к служению.

Я вижу автора «Семейной саги» в этой немногочисленной группе людей. Помните: «И он пошёл туда, где, судя по голосам, были такие, как он» (Финал «Приглашения на казнь»).

 

Одна книга — один читатель?

 

Автор начинает книгу с зарисовки: он садится перед компьютером, достаёт очки и протирает их платочком. Он сосредоточен и спокоен. Я имела честь знакомства с одним литовским философом. Встречаясь со мной ради нового разговора, в котором я была слушателем, он первым делом начинал протирать очки, и именно платочком. Это длилось пару важных для разговора минут.

Владимир Набоков (ну да, опять он!) в интервью израильской журналистке Нурит Берецки 19 января 1970 года на вопрос, что он больше всего ненавидит, ответил: «О, это отвратительное — диалог». Это следует постараться понять. Писатель занят другим — своим делом. Жизнь перед ним одним безгранично открыта вся разом, как светящийся древний замок на картине Чюрлёниса «Сказка королей». А читателя дело малое, детское: слушать, осторожно дыша… Такое уж расположение действующих фигур. Кстати, то интервью не было диалогом: Набоков письменно ответил на вопросы Берецки.

Вообще-то труд Ойдопа Гармаева адресован одной совсем маленькой девочке, его внучке, которая растёт быстро, но пока ещё в силу малолетства не умеет читать. И даже неизвестно, какой язык будет её родным — у неё их три на выбор! А будет, мы надеемся, владеть четырьмя. Малышка живёт с родителями в Японии. Писатель и заторопился, пока она ещё не выросла, рассказать ей про их большую семью: как все жили, где учились, как много работали, как крепко любили друг друга… И «как часто испытывали чувство выполненного долга»…

Как совпадает, смотрите: трактат «Об обязанностях» Цицерона (IV век до н. э.) обращён к сыну, также и посвящён ему! Другой перевод названия, более ранний, — «О должноствованиях» — сегодня могут неправильно понять, ведь в трактате речь не о служебных позициях во власти, а о должном в поведении человека. «Люди созданы для людей».

 

«…и избегнул бы рабства»

 

Слушателей писателя-учителя, этих одних читателей, может потом оказаться много. И это совершенно необходимо для обеих сторон, поскольку мы люди.

Только надо читателям, ради лучшего понимания и воспитания, сохранять в себе то, что Юнг называл отличимостью и особностью. «Отличимость ведёт к особному бытию. Особное бытие пpотивно сообщности. Один пусть в сообщности подчиняется другому, дабы тем сохранить сообщность, ибо есть у вас в ней нужда. В особном же бытии пусть один ставит себя выше другого, дабы каждый пришёл к самому себе и избегнул бы рабства».

Я понимаю это так. Особное бытие лишено понимания долга, поскольку не совершается в присутствии и ради других людей, соединённых с человеком (возможно, я ошибаюсь, и тогда личного понимания долга, без оглядки на общество и без страха его суда, достаточно для осмысленного его исполнения). Однако прочно соединённые, но не сохранившие свою отличность, не отдельные, не способны самостоятельно мыслить. И значит, не способны отдельно и особенно развиваться и развивать сообщность, о чём говорит в своём трактате и Цицерон. Свободный раб, бывает ли такое? Я знала несчастного, доброго и талантливого человека, который ради любви к моей маме захотел стать таким. Это был мой отец. Он решил, что это возможно…

 

О постоянстве разума

 

А вот в книге Ойдопа Гармаева все герои прочно-напрочно соединены друг с другом, и не только семейными узами, но и дружескими, и соседскими. При этом каждый человек — особенный, отдельный: он предан сообществу, но не подчинён ему рабски.

Сколько там героев! Целый народ наберётся разных национальностей… И все эти герои замечательные люди. Они не идут, а бегут друг другу на помощь. Они много и неустанно работают бок о бок. Они поддерживают друг в друге мечту о высокой судьбе и освещают ей путь. Любовь их сильна и нежна. Ребёнка они встречают с удивлением и счастливы видеть его. Они подмечают его новые качества. Они идут за ним.

«Ибо жизнь коротка: прощайте быстро, целуйтесь долго, смейтесь безудержно и никогда не жалейте о том, что было!»

Автор, будучи и сам таким необыкновенным человеком, в своём восхищении героями едва не заступает за черту реальности. Вот его описание духа Московского университета: «Просто здесь работают объективные, справедливые люди и нет предвзятого отношения к молодому человеку, решившему испытать себя. Знания, настойчивость и благовоспитанность — вот главные критерии при отборе студентов в МГУ». Я не хочу на это ничего возразить. Мне жалко разрушать такую красоту. Но мы ровесники. Мы учились в МГУ в одни годы… Причина — разные факультеты?

 

Как воспитывает книга Ойдопа Гармаева

 

Если вернуться к рассуждению Юнга об особном и сообщном после чтения «Семейной саги», можно ясно увидеть, что создатель саги собрался соединить в своих картинах особное бытие с сообщным. У него получилось. И ведь свои картины он не изготавливал, а писал с натуры.

Почему написанное им — сага? Строго соблюдён канон. В этом отличие от книг, которые были названы сагами по прихоти автора, не будучи ими. К примеру, величественная и всем известная «Сага о Форсайтах». Или «Семья Тибо». Насчёт «Ста лет одиночества» надо подумать. Возможно, сага. А «Война и мир»? Нет. «Манас», киргизский эпос — да. Русские былины — нет. Почему так?

Сага — не просто героическое масштабное полотно. Она учебник этноса. Поколения и поколения должны были склоняться перед этой «сказкой королей», накатывать новыми волнами на её камни.

И отсылаться волной в мир всеобщего уже подготовленными.

Ну, а как, спросят меня, осуществляется в обсуждаемой книге воспитательный процесс? Какие задействованы в ней средства? Отвечаю. Никак специально процесс не осуществляется и никакие специальные средства не задействованы. Сага — всегда матрица. Если она не фальшь.

В замечательной книге учёного В. Р. Дольника «Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей» (самом удачном в мировой литературе изложением энтологического подхода к поведению человека), переизданной в четвёртый раз в 2004 году, автор нас спрашивает: как птицы учат птенцов пению? И отвечает: да никак. Поют свободно сами, и пение впечатывается в птенца. Поскольку все птицы рода поют одинаково, птенец получает впечатлённую способность петь так же. Дальше совершенствуется сам. Тут и детки пошли.

Заметила: все дети в книге Ойдопа Гармаева от мала до велика и до склона лет талантливы, благовоспитанны, самостоятельны, трудолюбивы, почтительны к старшим и свободны. Почему? Да просто таковы их родители и деды. А у тех — их родители. А у тех — их.

Люди как птицы. Но не все. Автор считает, что раньше были почти все. Прав. Он же их знал.

 

Утраченное восстановимо: личная матрица

 

В силу выбранного образования, я должна была на третьем курсе факультета журналистики МГУ внимательно прочитать древние исландские саги. Таков был принцип обучения: читать текст, а не учебник и не литературоведческие статьи. Экзамен был прост и жесток: садись и пересказывай профессору книгу. В деталях! Как тут схитришь? По факультету ходили анекдоты, взятые из жизни конкретного курса. На нашем такой: «Елизавета Петровна, я „Человеческую комедию“ не всю прочитал. — Как? — восхищённо спрашивает профессор Кучборская, зная нашего брата и предчувствуя дальнейшее. — Но она же толстая. — Насколько? — Ну… вот такая примерно, — студент растопыривает ладонь».

Также проста и жестока была подготовка к экзамену. Сидишь в библиотеке по двенадцать часов в день: справа на полу, устланном ковровой дорожкой, стопа книг, достающая до плеча сидящего. Выходишь, сдав книги в завтрашний резерв, и плывёшь по жёлтой от огней Моховой, тогда Проспекту Маркса. И созвездий колымаги поворачивают вспять. Для облегчения самовоспитания я расчерчивала в библиотеке листок клеточками, по полчаса на клеточку, — и зачёркивала по истечении каждого получаса. Я и теперь это практикую, когда мой лучший друг летит в командировку: расчерчиваю лист клеточками по пять минут. Пять часов полёта — сколько клеточек? Тут смска: «Сели». Он меня такой терпит.

Саги на меня подействовали чрезвычайно! Можно даже сказать, в воспитательном плане. Вот герой Кухулин! Чтобы усмирить гнев (а ему постоянно приходилось в него впадать в силу героической жизни, и тогда он становился опасен для окружающих), он вскакивал в седло и мчался в горы, где удерживал себя в качестве заложника, пока гнев не пройдёт. Но случались у Кухулина моменты такого гнева, что горы были бессильны. И тогда жена Кухулина подбегала к нему и прижимала свои ладошки к его ушам.

Тут я сразу поняла любовь и жизнь: есть вот эти двое, а вокруг них дыбятся нарастающие волнами времена, лопается и расходится гигантскими черепками земная кора. Что смогла, то и поняла.

У меня же до Кухулина и его жены не было перед глазами ничего подобного. Родители воспитывали меня на славу в плане всемерного подчинения коллективу, получения педагогического образования, последующего тоскливого учительствования и предпочтительного замужества за кем-нибудь нелюбимым ради удобства бытовой жизни в том отвратительном, честно говоря, городе, где ни в одной библиотеке не было, как я узнала в 16 лет, ни одной книги Андрея Платонова (сейчас у меня коллекция, есть издание 1947 года).

Сейчас думаю: как я жива-то осталась, фигурально выражаясь?

Ах, да как же я забыла! Сейчас вспомнила! Ведь я с года до пяти лет воспитывалась у бабушки с дедушкой в деревенском посёлке. Бабушка была копия жены Кухулина. Дедушка был герой во всех отношениях. У него была гремучая жестяная коробка медалей. Но грамоте его обучила бабушка, выйдя за него замуж в их общие девятнадцать лет. Она была бесприданница-гимназистка, а он богатенький сынок, деревенщина. Он её любил безмерно.

Я в те годы имела все права свободного человека: выводить к пастуху небольшое стадо овец на рассвете, читать с четырёх лет, дышать воздухом пустыни и слушать рассказы дедушки о начале войны, пленении, концлагере, восстании в нём и штрафбате на броне танка. Во втором классе я их записала в подаренную им тетрадь. Ещё я записала про космонавтов. Думала, вдруг забудут.

Это ощущение, что ты часть рода, утратилось в связи с переездом к родителям.

После исландских саг утраченное восстановилось.

Я вспомнила всё это, читая книгу Ойдопа Гармаева.

«Семейная сага» по многим признакам равна жизни. Или равноправна рядом с ней. И даже может её изменить. Теперь пусть поскорее её прочтёт его внучка. Но там, судя по всему, хорошие родители.

 

 

Ойдоп Гармаев. Семейная сага. Избранные беседы 

(* Гармаев О. Ж. Семейная сага. Улан-Удэ: Изд-во «Буряад -Монгол Ном», 2020. — 192 с.)

 

Беседа № 24

Испытать ЧУвство ВЫполненного ДОлга

 

 Любимая внученька, зээ басагамни! Нашим беседам, как бывает с любыми начинаниями, подошёл конец. Они длились целый год, но с перерывом в восемь месяцев, по вышеуказанной причине. Ты, Мали, и твои двоюродные сёстры и братья, думаю, теперь имеете неплохое представление о своих Аба и Эжы, их родителях. В каких условиях они росли, учились, создавали семьи, трудились. Какими при этом принципами руководствовались. С кем дружили и дружат до сих пор. И как часто они испытывают чувство выполненного долга — ЧуВыДо…

Вот, например, я в данную минуту отчётливо испытываю это прекрасное чувство: начал и довёл до конца наш с тобой, Малика-Малайка, этот продолжительный и немаловажный разговор. Бери выше, разговор со всей семьёй — четырьмя нашими детьми и их супругами, семью внуками, а также десятью здравствующими на сегодня братьями и сёстрами, их многочисленными детьми и внуками. Познакомил я вас с хорошими людьми — наставниками в пору студенческой юности, коллегами по местам моей работы, настоящими друзьями, приобретёнными за годы учёбы и труда. Конечно, далеко не все имена здесь названы, которые этого заслуживают. Но достаточно, чтобы понять: в жизни твоего Аба встречалось множество людей, которых он с благодарностью вспоминает и которым желает доброго здоровья на долгие годы, а также, чтобы все они на склоне лет как можно чаще испытывали это высокое состояние души — ЧуВыДо!

Вот вчера, 22 января 2020 года, мы с моим другом Базаром Цыденовым — тем самым, кто в далёком 1978 году в Москве «дрался» с самим Мохаммедом Али — имели удовольствие приветствовать и поздравлять с днём рождения А. Г. Дубровского, брата знаменитого бурятского селекционера Анны Геннадьевны Дубровской. Помнишь, он ещё старинные шахматы ручной работы подарил твоему Аба?

Александру Геннадьевичу «стукнуло» 87 лет, но он бодр и полон оптимизма. Я привёз ему недавнюю публикацию в районной газете «Жизнь Иволги» с фотографией А. Г. Дубровской. Скромный, немногословный, задумчивый, он заметно оживляется перед висящей на стене небольшой географической картой, по краям которой висят несколько фотографий молодой красивой девушки на трапе суперсовременного воздушного лайнера. Выясняется, что это её внучка Валерия, вот уже несколько лет выполняющая в качестве пилота чартерные рейсы по всей России, а также некоторые международные — на днях, например, прилетела из Иордании. На карте обозначены маршруты, куда совершает рейсы его Лера. Глядя на карту и фотографии, дедушка наверняка испытывает ЧуВыДо — говорит, всегда поддерживал и поощрял увлечение своей любимой внучки самолётами…

Ну а мы с Базаром тоже испытали маленькое ЧуВыДо: я оттого, что «не съел» дату рождения Александра Геннадьевича, а Базар — оттого, что встретил меня на машине и повозил по городу. Так что для испытания этого хорошего чувства не так уж много и надо: главное, быть в нужном месте в нужное время и делать людям добро. Искренне, от всей души, без всякой задней мысли и меркантильного расчёта. На радость самому себе.

Малика моя! Ты случайно не больна небом в свои семнадцать лет? Не зациклена на авиации? Опасная профессия, конечно. Но где безопасно? Даже за рулём автомобиля нет никакой гарантии безопасности… Выбор, безусловно, за тобой. Но я бы очень хотел, чтобы ты ещё стала… боксёром! Мне кажется, у тебя это получится… А что, мы же с тобой видели, как галантны, смелы и благородны девчонки в кожаных перчатках. Наша Людмила Воронцова, за которую мы с тобой так яростно болели прошлой осенью в Йокогаме, теперь имеет все шансы попасть на Олимпийские игры в Токио. Придётся прилететь к вам, что ли… Но и в боксе никто не застрахован от опасностей. Так что не надо ничего бояться, внученька. За штурвал самолёта, так за штурвал самолёта, подумаешь. Только готовиться надо всесторонне — и морально, и интеллектуально, и физически, и духовно. И смело вперёд! Есть такое хорошее изречение: не боги горшки обжигают…

Так счастливого пути тебе по этой жизни, наша Малика-Малайка! И всем остальным нашим внучкам и внукам, сегодняшним и завтрашним. Делайте людям добро, всем без исключения — вот вам и формула счастья, когда все относятся друг к другу по-братски. И всегда берегите свою семью, своё здоровье, свою честь! А мы с Эджи постараемся перевалить за восемьдесят, принося вам всем только пользу. И будем испытывать ЧуВыДо! Не это ли счастье?

А что такое счастье, вообще-то? По мнению Далай-ламы: «Счастье — это способность мыслить и жить в мире со своими мыслями». Могу привести ещё пару кратких определений. Виктор Гюго: «Самое большое счастье в жизни — это уверенность, что тебя любят». Жан Маре: «Счастье — это жизнь без угрызений совести». А вот наш А. С. Пушкин считал: «Счастья нет. Но есть покой и воля». «Почему?» — спросишь ты. И не найдёшь ответа: кто знает, почему великий русский поэт в этом вопросе оказался пессимистом. Может быть, имел в виду, что покой и воля и есть это самое счастье…

Тут в старом блокноте, датированном январём 2005 года, наткнулся на целый ворох крылатых выражений от самых разных авторитетов, начиная от древнегреческих философов и кончая нашими доморощенными «мыслителями» типа Бориса Кривогорницына и Ойдопа Гармаева. Как думаешь, твой дядя Дима, работающий над вёрсткой наших с тобой «Бесед», поместит их в конце книги, в виде приложений? Ведь много лет я их собирал по крупицам и хранил, старался ими руководствоваться. Глядишь, кто из наших возьмёт некоторые актуальные положения на вооружение…

 

Беседа №25

Дополнительная. Вынужденная

 

Сегодня 14 февраля 2020 года. Вынужден опять протирать очки. Ровно две недели назад завершил наши с тобой беседы, Малайка, и передал по назначению — твоему дяде Диме, на предмет оформления в виде книги. Облегчённо вздохнул, испытал ЧуВыДо и даже отметил это дело с прибывшими на следующий день друзьями, в том числе с феерической — в смысле, волшебной, сказочной — исполнительницей бурятских народных песен Бадма-Хандой Аюшеевой и её подающей надежды дочерью Уян, студенткой из Москвы на каникулах. Но прошло две недели, за которые выявились неожиданные обстоятельства, приведшие к отнюдь не риторическому вопросу: «Быть или не быть».

Даже не знаю, как это тебе объяснить. Да, высказанные в первой же нашей беседе опасения, будет ли в итоге книга, или только рукописи (твой Аба использовал тогда незнакомое тебе слово «самиздат», помнишь?), оказались не напрасными. Доводы твоих родителей и других «экспертов» из ближайшего круга родственников и в самом деле представляются серьёзными.

В этой связи давай с тобой поразмышляем. Пофилософствуем, гэел даа (надеюсь, помнишь значение этих бурятских слов?).

Вот люди рождаются на этой грешной планете по имени Земля. Или всё-таки на прекрасной Земле? От нас же зависит, от землян, каков наш дом. Дом как жилище отдельно взятой семьи и Дом как Земля, среда обитания для всех её жителей. Получается, имеем Дом локальный и Дом глобальный. Что первично, как думаешь? Скорее всего, ты над этим ещё не размышляла. Почему люди так недальновидны, что сплошь и рядом рубят сук, на котором они сидят? Или восседают.

Непонятно? Тогда будем брать быка за рога! Вот человек живёт на земле каких-то семьдесят-восемьдесят лет. В среднем. И какой бы он ни был, он обречён. То есть рано или поздно умрёт. Но лучше поздно, чем рано. Согласна? С выходом на пенсию надо успеть порадоваться жизни, начиная от лепета внучек на твоих коленях и кончая путешествиями, знакомством с дальними странами, узнаванием уклада жизни их обитателей. Да просто красотами окружающей нас природы, будь то она на тункинском Аршане или в еравнинском Ербыгыре, в Инчхонском парке или у подножия вулкана Фудзи… Нет же, надо употреблять алкоголь и наркотики, воровать и убивать, до последнего вдоха думать о своих накоплениях, недвижимости, яхтах и прочих благах, которые, по большому счёту тлен, да и только. Одно только мздоимство, взяточничество в сегодняшней России какой размах получило, свидетельствуя об алчности и корыстолюбии воротил бизнеса, госчиновников разных мастей! Недавно в газете «МК в Бурятии» приводились данные: «Размер коррупции в России не снижается и измеряется триллионами рублей» (Алексей Кудрин, Председатель Счётной палаты РФ).

Кому нужны эти несметные богатства? Миллионы долларов и миллиарды рублей в одних руках в условиях, когда рядом люди страдают и умирают от голода и болезней, убивают друг друга и убиваются на «убитых» дорогах в результате ДТП и т. д., и т. п. Жизнь и в самом деле коротка. Как писал русский поэт эпохи Просвещения и действительный тайный советник в одном лице Гавриил Державин: «Жизнь есть небес мгновенный дар».

А человек этого не понимает. И зарабатывает себе рак, беспрестанно думая о приумножении своего капитала, переживая, как бы кто не опередил его или не обманул, не ограбил. Или денно и нощно размышляя, как самому опередить конкурента, обмануть его! Вспомнилось, слава богу, под руку одно изречение богатейшего из богатых — Билла Гейтса, если не ошибаюсь: «Когда нет денег, думаешь о деньгах. А когда есть деньги (много денег, надо полагать — О. Г.) — думаешь только о деньгах!». Вот тебе и результат — или конкурент тебя «укокошил», или ты онкозаболевание заработал в результате постоянного стресса… Ну, а вывод напрашивается сам по себе: человек не только слаб (по Б. Кривогорницыну), но ещё и глуп (по мне).

Понимаешь, сегодня человечество находится перед опасностью экологической катастрофы, банальной нехватки здоровой пищи, террористических угроз, неизлечимых болезней, наконец. И несмотря на всё это, продолжается гонка вооружений, создание новых видов смертоносного оружия, отвлекая значительную часть бюджетов высокоразвитых государств.

За примером далеко ходить не приходится. В соседнем с нами, да и с вами тоже, Китае, в настоящее время не по дням, а по часам распространяется смертельно опасная коронавирусная инфекция. По свежайшим данным — сегодняшнего утра! — здесь этой страшной болезнью охвачены уже около 70 тысяч человек. Погибли более полутора тысяч инфицированных. Пневмония уносит жизни не только в многомиллиардном Китае, но и во многих других странах.

Не является исключением и Япония. 14 февраля здесь появилась первая жертва. На эту дату уже две недели в порту Йокогамы стоял на карантине круизный лайнер Diamond Princess, на борту которого зарегистрирован 61 пассажир, заражённый коронавирусом. Всего здесь «заточены» около 4000 человек, среди которых 24 гражданина России, в том числе один бурят.

 Пассажирам приносят еду прямо в номера. Это необходимость, ведь практически всё время люди должны находиться в номерах. «Узникам» лайнера, у кого в каютах нет окна или балкона, разрешили ежедневно выходить из номеров — в семь вечера. Они должны надеть маски и сохранять расстояние с другими пассажирами не менее одного метра. Когда люди возвращаются в каюту, им нужно обязательно помыть руки в течение двадцати секунд — так рассказывал об этом наш земляк. Вот такие дела. Особенно остро воспринимается, когда свежи в памяти наши совместные прогулки на этом самом месте в морском порту Йокогамы…

Приведу, пожалуй, ещё один убедительный пример бренности мира, уязвимости и краткосрочности человеческой жизни. В первую субботу февраля в республиканском лицее-интернате №1 г. Улан-Удэ традиционно проводится вечер встречи его выпускников. В этом году дата пришлась на 1 февраля. Приходит любой желающий выпускник этого одного из ведущих средних учебных заведений Бурятии — бывшей знаменитой Бурятской национальной школы-интерната №1. Но особенно в этот день здесь ждут тех своих выпускников, у кого круглая дата после ухода в свободное плавание — по пятилетиям. И чем старше «юбиляры», тем они почётнее. Всех угощают в своей столовой горячим чаем с рисовой кашей, сдобными булочками и шоколадными конфетами. Выпускники группами посещают музей интерната, проводятся интересные встречи в старших классах.

В этот раз на торжественной части после небольшого, но ёмкого доклада директора об успехах и достижениях лицея был дан красочный концерт силами талантливых ребят-лицеистов. Затем на сцену пригласили ветеранов. Наш класс, 1970 года выпуска, оказался самым востребованным. А как же, 50 лет минуло, полстолетия! Старше нас выпускников пришли мало, можно сказать, единицы… Так что вместе с воспитательницей, классным руководителем и учительницей русского языка и литературы в одном лице, заслуженным учителем РСФСР Н. Б. Базарон мы оказались в центре внимания… Но нас присутствовало всего 13 человек, включая всеобщую нашу любимицу Нину Бальжиновну. Окончили школу 33 ученика, а в живых на сегодня остались 19 человек. И те не все в состоянии прийти в родную школу, даже находясь в городе и близлежащих районах — здоровье не позволяет. Печально было осознавать, что из 15 парней нас осталось всего пятеро…

Закономерно возникает вопрос: почему мы не поднимаемся выше достигнутого уровня? Скорее, опускаемся вниз. Во взаимоотношениях между собой, например. В отношении к своему здоровью. Ведь все равны перед суровой истиной. Бессмертия нет. Но прожить подольше у кого-то получается. Не такая уж и редкость перешагнуть за 90. Ты обратила, конечно, внимание: в наших беседах за №3 и №4 о твоих прадедах по Эжы и Аба приведены сведения, согласно которым они (прадеды) умерли на 94-м и 90-м годах жизни соответственно. В Бурятии кто-то доживает и до 100 лет, но это уже редкость.

В целом по России, по официальным статистическим данным, в 2019 году средняя продолжительность жизни составила 73,6 года. Казалось бы, приличная планка, особенно на фоне пятилетней давности, когда этот важнейший демографический показатель лет на шесть был ниже. Но истина, как известно, в деталях. И в сравнении. Сколько лет прожил средний россиянин-мужчина в прошлом году, как думаешь? Всего 68,5 лет! Получается, по этим меркам твоему Аба осталось маршировать по земле всего полтора-два года. Теоретически, конечно. А практически может всякое быть. И этих двух лет может не хватить. Но сам он нацелен как минимум на пятнадцать годков: а как же, должен же я стать свидетелем взросления любимых внучек Малайки и Лайжитки. Увидеть своими глазами, какие вы у нас красивые и умные, добрые и трудолюбивые выросли! Немаловажно, вернее, любопытно также узнать, какое направление в жизненном пространстве вы выбрали, кем хотите стать. Жутко интересно!

В прошлом году средняя продолжительность жизни женщин в Российской Федерации составила 78,5 лет — ровно на десять лет дольше мужчин прожили наши женщины. Вот и подтверждение того печального факта, что после окончания школы пятьдесят лет назад до наших дней дожили всего пятеро из 15 ребят. Тогда как, слава богу, здравствуют 14 девчат, при четырёх потерях. Имей в виду, нам пока по 66-67 лет, до среднероссийского уровня ещё дожить надо…

А вот у вас в Японии совсем иная картина в этом щекотливом вопросе. В вопросе, которым задаются все здравомыслящие люди преклонного возраста. Так вот, в Стране, где восходит солнце, среднестатистическая представительница прекрасного пола в настоящее время живёт 86 лет, мужчина — 80 лет. То есть наши дорогие женщины «не доживают» до японок около восьми лет, а доблестные российские мужчины (мужики!) уступают «самураям» более 11 лет. Наша страна заметно уступает и по численности своих граждан, достигших столетнего рубежа: год назад в России проживали 20,6 тыс. разменявших вторую сотню лет, тогда как в Японии — 61,0 тысяча. Как видишь, у нас в три раза меньше долгожителей данной категории — столетних дедушек и бабушек… «Почему?» — сразу спросишь ты, я это знаю. А причин много. Долгая история рассказывать. В обобщённом виде разве что. Тут и проблема бедности, с вытекающим из неё плохим питанием и болезнями. И многочисленные дорожно-транспортные происшествия. И криминальная составляющая, когда лишает жизни ближнего не только матёрый преступник, но и супруг, а зачастую и супруга (еженедельные наши газеты пестрят на эту тему, да ну, не будем приводить статистику).

Самые важные моменты всё-таки затронем, Малайка. Ты сама знаешь, в Японии еда для пожилых людей, отборная и специально приготовленная, стоит в магазинах на отдельных полках. На специальных полках, в наиболее удобных местах! Она в основном в виде желе, твёрдая еда здесь отвергается. Равно как и мясо: пожилой японец предпочтёт ему рыбу, морепродукты. Особо ценится сёмга (которая, увы, не по кошельку рядовому россиянину)

Здесь на национальном уровне ведётся беспощадная борьба с потреблением соли: её допустимая доза для «великовозрастных» уменьшена до 10 граммов в сутки против 30–40, как было в совсем недавние времена. Просто в еду для стариков добавляют меньше соли, вот и вся «философия».

В отличие от нас, в Японии культивируется постоянная учёба людей в возрасте. Как Отче наш, японец ежедневно не менее часа читает книги и журналы, справедливо считая, что причиной многих болезней, в том числе Альцгеймера и деменции, является «застой мозга», его безделье. Он мало смотрит телевизор и много ходит пешком. Как правило, каждый день — и не меньше часа. А телепередачи смотрят не более получаса в день.

В качестве ещё одного немаловажного фактора долголетия здесь рассматривается… встреча с друзьями! Японские аксакалы общение со сверстниками используют в качестве обязательного условия благополучной и нескучной жизни. Вместе ходят в театры, на выставки, в кафе. Вот в доме, где размещается твоя английская школа, на первом этаже есть такой клуб, где встречаются и общаются сплошь седовласые ветераны. Это они тогда сидели недалеко от вашей школы в кафе, на станции Тоцука, однако. Помнишь, Малайка, когда мы вчетвером зашли туда отведать суши? У мамы спроси, она наверняка подтвердит мою правоту.

На совместной российско-японской конференции «Жить до ста лет: секреты долголетия японцев» (Москва, 2019) отмечалось, что здесь реализуется государственная система долговременного ухода за пожилыми людьми на дому. Медицинский и социальный уход осуществляется в домашних условиях, и это позволяет существенную часть нагрузки по уходу за престарелыми родителями снять с родственников и переложить её на социальных работников. В Японии также реализуются государственные программы по борьбе с гипертонией, диабетом, раком, деменцией. «Основная задача программ здорового долголетия — сократить разрыв между общей продолжительностью жизни и её активным периодом», — констатировали на этой конференции. Речь идёт о том, чтобы человек не просто долго жил, а оставался при этом активным членом общества и по мере сил участвовал в жизни страны, своей малой родины, села, например, или семьи, в конце концов. Чем не пример для подражания? Молодцы твои японцы, Мали!

У нас в России, некогда великой, пожилым людям, увы, предписано сидеть дома и ждать своей кончины. Резко сказано, конечно, но это так. Хрен (это не ругательство, а возмущение!) поможет «скорая», если человеку за восемьдесят. Доктор, скорее всего, разведёт руками: «А что вы хотите, возраст»!

Давай некоторые из этих условий долголетия попробуем рассмотреть в приложении к твоему Аба. Правильный ли образ жизни он ведёт под углом зрения «японского рецепта»? Во-первых, в части питания. Какой бурят (или россиянин) добровольно откажется от мяса? И я не исключение. Особенно, когда оно поджаренное и с жирком, разве устоишь? Умом понимаешь, а гены требуют… А когда твоя Эжы подаёт на стол еду без соли, Аба демонстративно сыплет туда солидную порцию «белой смерти». Почему так? Что, он сам себе враг? Вопрос есть, будем думать и во имя нашей встречи с тобой, надеюсь, уже студенткой МГУ имени Ломоносова, бэеэ барихалдаа… (что-то вроде «надо победить самого себя»).

Во-вторых, насчёт постоянной учёбы и систематической ходьбы на свежем воздухе. Здесь твой Аба выглядит прямо отличником! Он не только один-два раза в неделю усиленно тренирует мозг посредством игры в шахматы, но регулярно с удовольствием разгадывает кроссворды. Помнишь, я часто уединялся у вас в нашей с Эжы комнате с ручкой и газетой в руках? Так это я разгадывал эти самые кроссворды, которые специально взял с собой полтора десятка штук… Изредка ещё стихи понравившиеся выучиваю наизусть. Прочитать тебе по памяти? А что? Давай эти замечательные строчки от Расула Гамзатова. И посвятим их нашей Эджи (для меня она именно Эджи, с претензией на её единичность, неповторимость, уникальность! А для тебя просто Эжы).

Рождаются же иногда светлые мысли, оригинальные идеи: сегодня ведь день влюблённых! Думаю, твоя Эжы будет довольна. Знаешь, она до сих пор верит в мою искренность. Итак, великолепный Гамзатов:

Ты во всем вершина совершенства.
Ты — земная красота сама.
В каждом шаге, в каждом взгляде, жесте —
Женственность, сводящая с ума…

 Ты не смейся, Мали, но вся эта высокая поэзия на бурятский язык переводится одним словом — гэмгуй, что означает «ничего», а если дословно, то вовсе «не виновна», то есть «верна»! А всё дело в том, что у бурят не принято хвалить свою жену…

 

Эрхим тэнэг hамгаа магтаха.
Дунда тэнэг бэеэ магтаха.
Адаг тэнэг морео магтаха. 

Глуп, кто занят хвалою коню своему.
Дважды глуп, кто поёт дифирамбы себе самому.
Всех глупее мужчина, что хвалит жену.

 В общем, с так называемыми интеллектуальными нагрузками на головной мозг у меня в пределах нормы, если не выше, согласна? И в части регулярного общения с друзьями и родственниками всё в порядке — одни только встречи ветеранов бокса по средам в Доме спорта БГУ чего стоят. Хотя в этом аспекте всё-таки имеется один крупный изъян. Японская «формула долголетия» отвергает продолжительный просмотр телепрограмм, рекомендует ограничиваться тридцатью минутами в день. А мы с Эджи заядлые, если не сказать законченные, любители телефильмов. По вечерам просиживаем перед телевизором по три-четыре часа подряд, а иногда и все пять, включая просмотр новостных программ. Притом практически ежедневно! Кстати, ещё в бытность москвичами мы очень любили ходить в кино. Каждые выходные по газетным анонсам выбирали объект очередного просмотра. При этом ещё коллекционировали… кинотеатры! То есть выбирали не только новый художественный фильм, но и кинотеатр, где ещё не бывали. Порой к «черту на кулички» ездили с пересадками — с трамвая на автобус… Кстати, у Эджи в этом плане двойная нагрузка: она ещё должна успеть передать суть сказанного героями фильма, отвечая на мою мольбу «что сказали?» Да, со слухом у Аба не всё в порядке…

Что же касается движения, ходьбы, этот пункт требований к долголетию у твоего Аба успешно выполняется. С помощью моего стародавнего друга Дика вместе с твоим щенком Паппи за последний, истекший после вынужденного завершения трудовой деятельности период — то есть без малого за десять лет — ежедневно прохожу в среднем четыре километра. При любой погоде, даже в тридцатиградусные морозы. Спасибо нашим четвероногим друзьям: порой так неохота выходить на проторённую дорожку вдоль опытных полей своего Бурниисха, но псы наши, круглосуточно находясь на привязи, после утренней трапезы с нетерпением ждут ежедневной своей прогулки. Правда, в один из выходных дней с удовольствием уступаю эту функцию Эджи — ведь ей тоже надо двигаться после пятидневного сидения за рабочим столом у себя в лаборатории. Хотя погоди, она же ходит на работу пешочком, а это 700–800 метров в один конец, четыре раза в день — уже 3 км (зимой по утрам завожу машину и отвожу её на работу строго в определённые дни — когда на улице –30°С и ниже, а таких дней в году не так много).

Но вернёмся ко мне, самому интересно произвести небольшой математический расчёт. Итак, в среднем по 4 км пять раз в неделю — итого 20 км. В месяце четыре недели (два-три дня спишем на прогулы — например, весь октябрь прошлого года мы прогуляли с внучкой Мали в окрестностях станции Тоцука в Йокогаме) значит — в месяц 80 км. В году 12 месяцев, стало быть, уже 960 км пешей ходьбы. Остаётся умножить на 10 лет, и вот тебе итог — 9600 км. Как минимум. Получается, в Москву пешком сходил, туда и обратно!

Немного не хватает, но этот зазор с лихвой перекрывается за счёт регулярных вечерних прогулок с собаками, в соперничестве с Эджи. Правда, всего пятнадцать-двадцать минут гуляем, недалеко от дома — то есть проходим в пределах одного-двух километров. Но зато ежедневно, как того требует медицина. Ещё в свою пользу надо указать ежедневные, за редким исключением, утренние зарядки, включающие обязательные 20 приседаний и 20 отжиманий от пола. И обязательное десятикратное доставание пальцами обеих рук до пола, в наклоне вперёд — на гибкость… Благодаря всему этому, а также умеренному приёму пищи, её минимизации в вечернее время, нам до сих пор удаётся удерживать вес на два-три кг ниже, чем было до поездки к вам в Йокогаму. Да, с вашим уклоном на морепродукты, мы, после месячного пребывания в Японии, прибыли домой «исхудавшими», и теперь с переменными успехами сражаемся «за форму». Мне, например, за счёт питания и посещения парилки, где каждую неделю оставляю более килограмма веса, удаётся удерживать плюс-минус двести граммов вокруг 70 кг. Что же касается Эджи… Опасно разглашать её абсолютный вес! На пару кг меньше, чем до поездки к вам, гэел даа. Но всё равно она всё ещё стройна, как двадцать-тридцать лет назад, хотя тогда, родив четверых детей, уже не была столь изящной, как в студенческую пору…

Таковы краткие выводы нашей дополнительной беседы, Мали. И рекомендации самому себе на ближайшие десять-пятнадцать лет:

 

1. В целях сохранения когнитивных способностей мозга продолжать давать ему необходимые нагрузки. К шахматам, кроссвордам и стихам добавить регулярное чтение книги (начать с гранда — Федора Достоевского?).
2. Маршрут утренней прогулки довести до пяти километров, то есть ходить с собаками не 45–50 минут, а не менее одного часа.
3. Минимизировать употребление жирного мяса, твёрдой и пересоленной пищи. В рационе питания резко увеличить долю рыбных блюд. По согласованию с Эджи четверг сделать рыбным днём (как в советские времена). Заставить себя больше пить воды.
4. Продолжать активно общаться с друзьями, и не только за шахматной доской. При этом на столе должно стоять исключительно доброе грузинское вино. Сухое красное. В разумных объёмах — не более одной бутылки на троих. Максимум двух, и то в особых случаях.
5. Усилить шефскую работу в группе своих подопечных. Наставничество должно быть нацелено на обретение уверенности в себе дочерями, внучками, племянницами и другими членами нашей команды из 16 человек. Знакомить их между собой, собирать вместе в каникулы, предусмотреть и осуществлять культурную программу, встречу с интересными, состоявшимися людьми из числа родственников и друзей. 

В завершение последние новости, моя Малика. Ситуация складывается так: на сегодня вы дома с мамой вдвоём. Наушад уже месяц как в командировке в США. На этот раз он и специалисты компании сотрудничают с американскими коллегами в Чикаго, ещё полмесяца работать. Скорее всего, говорит твоя мама, в марте он побудет дома и в апреле опять уедет, вернее, улетит в Штаты, будь они неладны. Ведь нашей Оле предстоит завершать учёбу в докторантуре, а она вдвоём с тобой не наездится в Токио. И дома по вечерам, и на выходные дни, в отсутствие папы, всё время с тобой. Следовательно, нам в ближайшее время Шри-Ланки не видать, как своих ушей.

А мы надеялись на встречу с вами на родине зятя уже в начале мая. Наушаду же отпуск светит не ранее осени. Что делать? Таиланд отпадает, там опасно с этим коронавирусом. К вам махнуть? Но мы уже много раз созерцали восход солнца вблизи — я трижды, а Эджи — четырежды. Было бы замечательно встретиться где-нибудь в третьей стране и этим «убить двух зайцев».
 

Ладно, поживём — увидим. Наушад пусть вернётся. Если опять засобирается по делам фирмы за океан, что ж, мы должны будем лететь к вам на подмогу. Опять будем ходить с тобой в школу, в бассейн, гулять в детских парках. Ты будешь петь нам песни. Недавно узнали, что ты у нас выучила ещё одну бурятскую песню, на этот раз «Ярууна» — гимн малой родины Аба. Завлекаешь его, небось! По Скайпу ещё очень обрадовала нас, посчитав до десяти не только на русском, английском и японском языках, но и на бурятском. Более того, бурятские названия пальцев на руке безошибочно научилась считать: барбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса, биши-и-и-ихан шигшидээ… Молодец! Мы приедем к тебе, Малайка. Как только позовёт твоя мама. Так до скорой встречи, дорогая наша зээ басагаашка!

Напоследок всем, кому посвящаются эти двадцать пять бесед с внучкой Мали, хочу оставить одно бурятское с глубоким смыслом благопожелание: «Удэр бури хэхэ ажалтай, hуни бури унтаха нойртой энэ наhандаа ябахатнай болтогой!». То есть всем вам желаю, чтобы всю жизнь каждый день трудились и каждую ночь спокойно спали. (Молодежи: учёба — это тоже работа!) Спали без угрызения совести, не опасаясь за мнимые богатства, за свою жизнь, за благополучие семьи. «Болтогой» — да будет так!