Культура 20 авг 2021 1374

​Печать большого мастера

© фото: Фото предоставил Баир Дондоков

Композитор Юрий Ирдынеев  -  одна из крупнейших фигур в музыкальном искусстве Бурятии.

Он родился в 1941 году в селе Амгалантуй Бичурского аймака. Ученик Дандара Аюшеева и Бау Ямпилова в Улан-Удэнском музыкальном училище,  затем поступил в Новосибирскую консерваторию, блестяще окончив класс композиции профессора Е.Н. Иванова.

Стиль композитора

Список сочинений Ирдынеева огромен и охватывает все основные музыкальные жанры. О масштабе творческой личности композитора и его значении в истории бурятской национальной музыки можно получить представление хотя бы по простому перечню того, что он сделал первым.  Он создал первую бурятскую симфонию, первые инструментальные сонаты (для фортепиано, для скрипки и фортепиано), его струнный квартет, концерты для камерного оркестра, а еще многое другое  -  тоже первые. При этом сочинения эти - не робкий опыт, проба сил в самых сложных музыкальных формах. Они представляют собой великолепные, классически совершенные произведения, которые, несомненно, относятся к лучшему, созданному бурятскими композиторами. По прошествии времени это становится все более очевидным.  Блестящий успех новой постановки в Бурятском оперном театре балета «Лик богини», партитуры, созданной более 40 лет назад -  наглядное тому доказательство.

Более того, музыка Ирдынеева в силу ее значительности, содержательности и оригинальности выходит далеко за региональные и национальные границы. Композитор обогатил мировую культуру невиданными до него новыми образами и героями, запечатлел в своей музыке мироощущение художника, впитавшего культуру бурятского народа, восхищенного красотой своей родины, человека, пережившего потрясения и катаклизмы своего века.

Оригинальность мышления Ирдынеева видна даже в названиях, которые он дает своим сочинениям: «Поэма по прочтении о реабилитации репрессированных (1937)» - для симфонического оркестра; «Sinfonia piccola» -  маленькая симфония для детей; «Элегические стансы» - струнный квартет памяти поэта Дондока Улзытуева; «Сарказмы Будамшу» - кантата для тенора и симфонического оркестра на слова Д. Жалсараева; «Из лирики калмыцкого златоуста» - хоровой цикл на слова Д. Кугультинова.

Невероятно смелые, даже дерзкие названия - «Героическая симфония» и оратория «Аппасионата»  -   прямая отсылка к Бетховену. Думаю, это было ясное понимание композитором своей силы, мастерства, совершенства своей музыки, своей принадлежности к вечному.

 Наследие во всех жанрах

Блестящий мастер, Ирдынеев работал много и быстро, писал обильно и щедро. Он знал, скрупулезно изучал доступную в то время новейшую музыку, смело применял в своих произведениях самые новые средства музыкальной выразительности, вплоть до радикальных - тоже впервые в Бурятии. В этом смысле он был на самом острие современной музыки.

Надо отметить, что технологичность - важнейшая составляющая музыки ХХ века. Новые способы организации звукового материала часто становятся большим соблазном для композиторов. «Склонность не сочинять, а мастерить музыку», - писал об этом Теодор Адорно. По мнению немецкого философа, именно сложность, изощренность современной музыки привела к разрыву между произведением и публикой, возникновению печальной ситуации, когда «новую музыку рассматривают как специальную область для специалистов».

Но это не относится к музыке Ирдынеева, которая всегда открыта слушателю, ярко эмоциональна, при том, что рациональное, интеллектуальное начало играет в ней большую роль. Богатейший технический арсенал композитора не заслоняет эту экспрессивность, а,  наоборот, вносит новые, необычные яркие краски, позволяет автору обрести свободу самовыражения. Рукописи его партитур (ни одна из них не издана), написанные тушью каллиграфическим почерком, восхищают чистотой стиля, безупречным вкусом, великолепной композиторской техникой, выверенностью каждого штриха и каждой ноты, от первой до последней. Его музыка полнокровна, в ней нет вялости, она, как сгусток мощной энергии, не только в крупных, но в небольших произведениях.

Произведение искусства невозможно создать одним умом или только эмоциональным импульсом. Необходимо еще то, что называют божественной искрой. Именно она одухотворяет музыку Ирдынеева, заставляет сжиматься сердце слушателя, трогает глубокие струны души.

Музыкальное произведение  -  всегда автопортрет, в котором личность автора предстает такой, какая она есть на самом деле, без социальной обертки. В музыке слышна фальшь, если она есть, слышно, что кто-то умен, кто-то простоват, бывает, что кто-то просто не научен.  Ирдынеев, в жизни всегда спокойный, сильно близорукий, в своей симфонической музыке и в ораториях предстает пламенным оратором, яростным трибуном, в камерных сочинениях он - уединенный мыслитель, отшельник, глубоко погруженный в созерцание. А, например, замечательная опера «Арюун тангариг» полна простодушного народного юмора.

Музыка -  огромный и сложнонаселенный мир. В ней много областей, в которых можно существовать всю жизнь, специализируясь в чем-то: есть хоровые композиторы, кто-то предпочитает камерную музыку, есть работающие в самом популярном жанре песни, есть классики духового оркестра, авторы, пишущие прекрасную музыку для театра, есть великолепные кинокомпозиторы, кто-то пишет так называемую духовную музыку. Редко кому удается быть плодотворным и успешным во многих жанрах. Ирдынеев благодаря своему исключительному таланту и поразительной работоспособности оставил огромное наследие почти во всех жанрах.

Самыми плодотворными для композитора стали 70-80 годы  прошлого века, которые были золотым временем для всего бурятского искусства. Первое поколение основоположников-первопроходцев заложило мощный фундамент. И следующее поколение, поколение Юрия Ирдынеева, получив отличную профессиональную школу, раскрылось ярко и сильно. Этому способствовала насыщенная творческая жизнь Улан-Удэ: деятельность театров (не только оперного - Ирдынеев написал замечательную музыку ко многим спектаклям Бурятского драматического театра), филармонии, музыкальной редакции радио, строгая, но в конечно счете благожелательная администрация культурной отрасли, обеспечивавшая хорошие заказы, целая плеяда блестящих певцов, писателей, поэтов -  все это способствовало творчеству.

Звучащий мир

Особое место в творчестве Ирдынеева занимает жанр песни. Он сочинил более 200 песен, которые можно представить как своеобразный суперцикл: они легко группируются по темам, исполнительским составам, при желании из них можно выстроить какой-либо сюжет. Я бы провел аналогию с монументальной картиной монгольского художника Шарава «Один день Монголии», в которой на одном полотне изображено множество эпизодов и характерных ситуаций повседневной жизни страны, показана жизнь человека во многих ее аспектах.

В песнях Ирдынеева так же, как в знаменитой картине, запечатлена обширная панорама жизни Бурятии последней четверти прошлого века. В них есть признания в любви, добрые напутствия, благодарность матери, родителям, детские образы, посвящения друзьям, шутки, проводы в армию; есть песни по праздничным поводам, юбилеям, магтаалы-прославления храмов, молитвы, песни-размышления о трагическом прошлом, о войне, в песнях воспевается любимая родина, ее сёла, прекрасная природа -  в них целый мир. 

Казалось бы, песня - незамысловатый, простой жанр, тем более для Ирдынеева, автора огромных монументальных произведений.  Но «по когтю узнаешь льва» («Ex ungue leonem pingere») -  в его песнях всегда видна печать большого мастера.  Композитор превращает в красивую мелодию любую интонацию, любой первоначальный мотив; в аккомпанементе может появиться, на первый взгляд, странный, но разбивающий стандартную схему аккорд, или промелькнет почти незаметная полифоническая имитация; в мелодии вдруг - неожиданная синкопа, подчеркивающая важное слово, или мелодия плавно выходит за пределы традиционной бурятской песенной пентатоники, приобретая неповторимое обаяние.

Однажды композитор поделился дорогим для него воспоминанием о том, как он любил утро в деревне, на родине, как сладко было просыпаться под тихий разговор бабушек, слышать их льющуюся, журчащую, как ручеек, ласковую речь. Не оттуда ли его бережное, чуткое отношение к интонации родного языка, к звучащему слову? В своих песнях он не подчиняет текст музыке, не подгоняет слова под ее метр и ритм, а всегда сочиняет мелодию, в которой удобно и словам, и голосу.   

Ирдынеев очень требовательно относился к текстам, звучащим в его произведениях, в его песнях нет случайных слов. Тонкий знаток поэзии, он работал с настоящими мастерами, поэтами, которые были его друзьями - М. Чойбоновым, А. Ангархаевым, Г. Чимитовым, Г.-Д. Дамбаевым и другими. Композитор писал на стихи не только бурятских и русских поэтов, но и - в переводах -  калмыцких, якутских. В его хоровых произведениях звучит монгольский, тибетский язык, санскрит. Многие песни он сочинил на свои собственные стихи.

Песня -  это не только нотные знаки на бумаге, прежде всего, это голос певца, от таланта которого зависит ее успех и дальнейшая судьба. Для меня песни Ирдынеева звучат голосами Дугаржапа Дашиева, Болота Бороева, Натальи Будаевой, Хажидмы Аюржанаевой, Клима Миткинова, Гуржапа Эрдынеева, Михаила Елбонова. «Венок бурятских народных песен» - уникальный цикл обработок старинных песен - живет в прекрасной записи Лхасарана Линховоина.

Песни Ирдынеева - бесценный дар новым поколениям бурятских певцов и широкой публики. Среди них есть настоящие шедевры, которые могут украсить концертный репертуар любого исполнителя, например, «Ерэхээ яагаш», завоевавшая недавно соцсети и крупнейшие залы Китая.

В 90-е годы, несмотря на отсутствие всякой поддержки со стороны рухнувшего государства, Ирдынеев продолжал сочинять музыку, как всегда мощно и сильно. Вот что пишет, к примеру, пораженный его «Бурят-монгольскими духовными песнопениями» новосибирский музыковед: «Это произведение … выходит за мыслимые пределы хорового цикла: в сочинении более 60 номеров, часть из которых в свою очередь подразделяется на несколько номеров и представляет своеобразные мини-циклы».

К сожалению, сейчас музыка Ирдынеева практически не звучит, хотя она, и, прежде всего, его симфоническая музыка, достойны не просто исполнения, а интерпретации лучшими музыкантами, лучшими оркестрами, мощными дирижерами. До сих пор не поставлена опера «Арюун тангариг» на либретто Абиды Арсаланова, ждут своего исполнения великолепные хоровые произведения, в высшей степени оригинальные камерно-инструментальные сочинения. Неизвестными публике остаются Концерт-пикколо для скрипки и оркестра, Детская симфония, другая музыка для детей и многое другое. Не существует даже полного каталога его произведений, а ведь созданное композитором - богатейший и благодарный материал для ученых - музыковедов, историков искусства, культурологов.

Юрий Ирдынеев - заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Госпремии Республики Бурятия. Сейчас, спустя годы, очевидно, что его музыка - этот живой, наполненный чувствами и страстями прекрасный звучащий мир - классика, драгоценное достояние бурятского народа.

Баир Дондоков, композитор

О чем речь
Стиль композитора

Уже в сочиненной студентом консерватории Фортепианной сонате видны характерные черты индивидуального композиторского стиля Юрия Ирдынеева. Это сочетание железной логики и яркой экспрессивности; последовательное   развитие, требующее протяженной формы; нестандартное построение цикла из нескольких контрастных частей, сплавленных в итоге в единое высказывание; интонационная опора на бурятский мелос - в сонате народное одноголосие как-то удивительно естественно прорастает - по горизонтали и по вертикали - в богатую полифонию и в чистую, ясную гармонию; противопоставление глубокой рефлексии (несомненно, буддистской природы) и жесткого, активного, агрессивного выплеска энергии.

Фото: Фото предоставил Баир Дондоков