Культура 23 фев 2022 3112

Азиатки и «голова-глобус»: о прозаических штрихах от Эдуарда Лимонова к образу Бурятии

«По рекомендации поэта Аркадия Перенова познакомился с романом Эдуарда Лимонова «Монголия». В нём есть большой отрывок об Иркутске и поэте Амарсане Улзытуеве», - пишет Александр Махачкеев в своей авторской колонке в газете «Бурятия».

© фото: pixabay

Сначала цитаты об иркутянках: «…Бросились в глаза и женщины города. Среди них добрая половина были высокие и смелые азиатки, с жесткими длинными волосами».  Азиатки в  Иркутске - это в основном бурятки, и не правда ли, весьма лестное мнение о наших девушках составил маститый, ушедший из жизни два года назад писатель? И вот ещё о них: «…азиатские девки притягивали внимание больше архитектуры. Мужик, даже если он азиат, его рассмотришь во вторую очередь, а женщина, если она азиатка, бросается в глаза тотчас. Впрочем, судя по росту и стройности, эти азиатские female были, скорее, полукровки, китайского типа лица были водружены на русские тела, которые выше китайских либо корейских каркасов».

Лимоновское повествование живо напомнило мне эпизод из автобиографического романа  Ильи Стогоff - «mASIAfucker». Он классно передал атмосферу 90-х в Бурятии через эпическую драку блондинки, её парня, пьяного бурята с полногрудой буряткой: «Бурятка допила второе пиво, положила книжку на стол, встала и с разворота ударила девицу кулаком в нос. Кулак у азиатской барышни был немного крупнее моего». За блондинку вступается её парень. И тут «…выскочили сразу несколько круглоголовых бурятов. Парня повалили на пол, обрушили ему на голову деревянную скамейку… Скоро дракой было охвачено все кафе».

Далее в «Монголии» Лимонов описывает свою первую встречу с Амарсаной: «Внимание привлёк явный монгол с головой как глобус. Он утверждал, что Чингиз-хан держал всех «вас», русских,  крепко в рабстве и т.д. и т.п. Дело в том, что если дальневосточный монгол или друг степей калмык или алтаец хочет эпатировать русских, то всегда возникает Чингиз-хан».

Писатель тут же вступил в дискуссию с головой-глобусом, а это и был Амарсана (у него и вправду, как у всех бурят, крупная голова): «Впоследствии с головой-глобусом мы сдружились. Он оказался отличным оригинальным поэтом, сыном тоже поэта - «бурятского Пушкина», как он сам рекомендует отца. Глобус отзывается на имя Амарсана, а фамилия его Улзытуев. Летом он живет в Улан-Удэ и окрестностях, а зимой эпатирует в Москве интеллигенцию».  

О Чингисхане Лимонов подметил точно. Представители тюрко-монгольских народов любят говорить о нём, из ностальгии по великим временам или чтобы самоутвердиться в современном мире. При этом каждый тянет одеяло на себя. Казахи утверждают, что Чингисхан казах, халха-монголы молча делают на нём бизнес, китайцы включили в пантеон своих императоров. Не отстаём и мы, жители Бурятии, у нас есть романы «Жестокий век» и «Тэмуджин», фильм «Первый нукер Чингисхана» и спектакль «Чингисхан». Ну и,  конечно, у нас в подсознании все время сидит «монголо-татарское иго». Нам не дают забыть об этом. Сам слышал об этом в Москве на экскурсии от гида.

Что касается эпатажа интеллигенции. Да, безусловно, в московском поэтическом бомонде Амарсана смотрится экзотично. Тем более, что иногда он включает в себе шамана и читает в технике горлового пения. Впадая в транс. В этот момент на него страшно смотреть. Вены вздуваются, из горла рвутся низкие, гортанные звуки, словно «утробное рычание встревоженного медведя». Как описал это Лимонов: «Ну, конечно, он не дикарь никакой, только внешне диковат намеренно, он просвещён и начитан, но читает свои шекспировского напора стихотворения в манере горлового пения».

Впрочем, манера исполнения вторична, а первичны всё же стихи. Амарсана же прочно закрепился в десятке лучших русских поэтов. Эпитет «гениальный» при этом самый расхожий. Другой писатель и политик Захар Прилепин называл его имя среди лучших «пятидесятилетних» поэтов России. Но вернёмся к Лимонову. Он таки приехал к нам и его принял, конечно, Амарсана.

«Вот побывал я в Бурятии, был дико удивлен и восхищен тем, что увидел. Все эти пастбища, боры, холмы, люди совершенно другой расы, очень мне они симпатичны», - поделился потом писатель. И это главный итог его пребывания у нас. Такие известные и популярные люди и создают привлекательный образ нашего региона в мире. Ведь помним же мы бессмертное Чехова: «Верхнеудинск - миленький городок»!?

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: pixabay