Культура 5 июн 2023 2322

К 75-летнему юбилею Н.Ц. Цибудеевой

7 июня 2023 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения Надежды Циденовны Цибудеевой - кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, члена Союза композиторов Российской Федерации, музыковеда, доцента кафедры хорового дирижирования, звукорежиссуры и вокального искусства ВСГИК.

Светлой памяти Надежды, ее друзья и коллеги создали великолепный фильм. Во время работы, съемочная группа канала «Цырен Интертейнмент», во главе с Гурсэд Пурэвдоржем и  Татьяной Мункуевой, отсняла обширный материал, который, к сожалению, не весь вошел в итоговый хронометраж. Поэтому в честь 75-летнего юбилея Н.Ц. Цибудеевой, на основе  отснятых интервью, были подготовлены воспоминания о Надежде, подругах и коллегах, близких ей по духу, которые представлены в данной статье. 

— Галина Майорова, коллега, режиссер театра оперы и балета, ветеран, Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия: «Когда в семье Цидена Цибудеевича родилась маленькая Надюша 7 июня 1948 года, ее 35-летний опытный, серьезный отец, прошедший через войну, видевший кровь и смерть своих друзей и товарищей, познавший все ужасы борьбы с  фашистами, уже не чаял обрести такое неземное счастье - иметь свое родное дитя. Он рассматривал это как чудо, и всю свою жизнь благодарил судьбу за этот подарок. Мама Цыцык  Григорьевна была центром и средоточием сохранения семейных традиций в обычной жизни. Отец много рассказывал подрастающей Надюше о ратных делах, всегда подчеркивал незыблемую и твердую позицию как у солдат, так и у командного состава в своей победе. И так на протяжении всей жизни Надежда видела в своем отце кумира и идеал  мужчины - отца, воина.

После окончания музыкального училища Надежда с первого раза поступила в Московский музыкальный институт им. Гнесиных и с успехом его закончила, получив профессию музыковеда, преподавателя теории музыки. За время, пока она работала в музыкальном училище, мы с ней не так часто пересекались. Больше возможности пообщаться у нас появилось, когда она  поступила в Оперный театр работать концертмейстером. Надежда Циденовна была человеком с незаурядными данными, дарованными ей от Бога. Обладая абсолютным музыкальным  слухом, она успевала работать не только концертмейстером, но и педагогом. Теория музыки весьма сложный для восприятия предмет и Надежда, обучая студентов, не просто рассказывала о гармонии музыки, но и подтверждала сказанное блестящей игрой на фортепиано, и делала это классно. Ее стиль преподавания и общения с учащимися, однако был непонятен многим,  потому что не всем под силу была такая форма подачи материала.

Вся эта сложная работа в музыкальном училище и институте культуры педагогом, концертмейстером в театре и детской музыкальной школе оказала влияние и на формирование ее  творческого мировоззрения. Она отличалась не только исключительным музыкальным дарованием, данным ей свыше. Она умела заглядывать надолго, искала подходы, истоки. Это  отразилось во всех ее фундаментальных трудах. Я считаю, что «Сандаловые четки» - это одно из громадных приобретений бурятского народа, эта антология поможет не только будущим бурятским композиторам, но и тем, кто будет пытаться искать новации, новые мелодии, новое прочтение для создания произведений большого плана – опер, ораторий, симфоний. Труд Надежды Циденовны послужит основой для развития хорошего музыкального образования народа Бурятии.

Надежда не оставалась в стороне, когда происходили события, так или иначе касавшиеся музыкальной культуры республики. Она пыталась познать смысл, внутренний посыл того или  иного события. Я поражалась ее трудолюбию. Она не тяготилась работой и находилась в постоянном поиске, исследуя развитие духовной культуры Бурятии от древности к оперному академическому театру, которым владеет республика сейчас. В последней ее работе по истокам зарождения культуры в Бурятии она заглянула в глубину веков, показала на основе изучения более 200 источников истоки возникновения музыкального искусства в Верхнеудинске, Троицкосавске, Новоселенгинске, Баргузине. Её устремления и планы в дальнейшем, как  предполагалось, касались не только сегодняшних свершений, но и дали анализ огромному пласту знаний о прошлом, которые могли дать мощный толчок к последующему развитию. Ссылки участников декабрьского восстания 1825 г., приезд в Сибирь образованных, воспитанных и деятельных, не умеющих сидеть без дела семей Бестужевых, Кюхельбекеров и других сподвижников разогнали застоявшуюся воду неспешных, тихих форм купеческой жизни этих городков. Именно этими периодами жизни наших сибирских поселений, развитию и раскрытию жизни населения занялась в своих изысканиях Надежда Циденовна. Это ведь интересное исследование – музыкальная культура в провинциальных городах, соединение высококлассного европейского музыкального образования центра России и древнего звучания песнопений бурят и других поселенцев. Из этой мешанины звуков Надежда Циденовна старалась вытянуть нити будущих музыкальных настроений, найти истоки к появлению академического оперного вокального искусства. Задача как необычайно интересная, но невероятно трудная. 

Как истинная дочь бурятского народа, она с её божественным даром стремилась к сохранению и развитию национальной музы. И все, что мешало этому, угнетало, бесконечно тревожило, беспокоило ее творческую, ищущую натуру. Её многочисленные статьи не могли не привлекать внимания и зрителей, и читателей. Её статьи ждали, их обсуждали, часто соглашались, иногда спорили. Во всяком случае, публикации Надежды Цибудеевой в республиканских СМИ были заметным явлением.

Надежда Цибудеева в нашем музыкальном бурятском искусстве личность весьма значительная, весьма незаурядная. Память о ней должна сохраниться надолго, потому что ее мысли, ее  отношение к музыке, ее заинтересованность в развитии музыкальной культуры Бурятии неординарны. Я считаю, что ее уход - это большая потеря для музыкального искусства, потому что  ее критические статьи – это тоже очень хороший трамплин для того, чтобы двигаться дальше. Таких музыкантов, таких заинтересованных личностей в нашей республике немного, а когда  никто не критикует, никто ничего не знает, никто ни о чем не волнуется - развития на самом деле не происходит. И заслуга Надежды Цибудеевой в том, что она поставила данный ей свыше  дар, полученные ею знания на службу бурятскому народному искусству. 

К сожалению, на сегодняшний день у нас нет ей достойной смены. За время после ее ухода состоялись премьеры оперы «Бальжан Хатан», оперетты «Мистер Икс», балета «Земля веры-Баргуджин-Тукум», творческие концерты Д. Линховоин, В. Усовича и др., но откликов в прессе нет. Все эти события прошли только в новостном формате.

Считаю, что необходимо разработать и, главное, реализовать перспективный план развития системы выявления талантливой  творческой молодежи, создать координационный совет по поиску во всех музыкальных образовательных учреждениях республики и последующей поддержке молодежи, проявившей выдающиеся способности - открытых окружающему миру особым мировосприятием, с высоким уровнем интеллектуального развития, глубокими знаниями и ярко выраженными интересами в области культуры, способных к анализу усвоенных знаний и склонных к их осмыслению, отличающихся способностью порождать новые идеи».

— Лариса Санжиева, коллега, Почетный деятель Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, Председатель Союза композиторов Республики Бурятия, доцент  ВСГИК, член ЮНЕСКО РОСИСМЕ, член Международной академии современного искусства, член Российского музыкального Союза, лауреат международных и  всероссийских конкурсов: «Надежда Циденовна – моя коллега по институту культуры. Она являлась доцентом и членом Союза композиторов Бурятии и России. Родители вложили немало  сил в ее воспитание. Все самое ценное взяла она от своих родных, и очень много почерпнула из семьи. Она великолепно играла на фортепиано. Ее антология «Сандаловые четки» пользуется большим спросом у студентов ВСГИК, музыкального училища, педагогического колледжа, музыкальных школ не только в Бурятии, но и в Иркутской области, Забайкальском крае,  Монголии.

Ценность антологии в том, что Надежда Циденовна гармонизовала целый ряд популярных песен, и исполнители на разных конкурсах основываются именно на ее сборнике, потому что очень удобно играть, так как есть и вокальная и фортепианная строчки. Ею создано очень много трудов – это методические пособия, монографии. Она создала целый ряд учебных пособий по истории вокального исполнительства, оперного искусства. Она умела заинтересовывать, влюбляла в музыку студентов, которые изучали ее предмет. Очень много исследовала творчество  бурятских композиторов, ее волновали и произведения современных российских композиторов. Она часто делилась впечатлениями от их произведений. Мне очень понравилось, как она, например, провела глубинный творческий анализ духовных песнопений Юрия Ирдынеева.

Надежда Циденовна была неравнодушным человеком. Она делилась своей энергией, опытом, выезжала в районы, проводила методические семинары, когда не каждый соглашался выезжать  в сельскую местность. Как представитель жюри она освещала такие конкурсы как «Белый месяц», «Звуки Евразии», «Кубок Байкала». Являлась членом трех творческих союзов одновременно, это не каждый может. Очень много она написала статей о нашей музыкальной культуре. Ее волновали проблемы, связанные не только с вокальной музыкой, но и с инструментальным мастерством, бурятским фольклором. Работая в Китае, она, делая сравнительный анализ, изучала особенности китайской музыкальной культуры. Сейчас очень трудно  назвать музыковедов, которые смогут так глубоко и многогранно исследовать как творческий портрет композиторов, так и фольклор, современную музыкальную культуру, классическое оперное искусство, вокальное и инструментальное мастерство.

Не всем нравились ее критические статьи, но она могла выявить болевые моменты. Не каждый может брать на себя функцию неутомимого оратора, способного сделать глубинный срез  культурной жизни республики. Ей это удавалось. Мы будем помнить ее вечно. Светлая память такому умному исследователю».

— Татьяна Хандажапова, коллега, Преподаватель колледжа искусств им. П.И. Чайковского: «С уходом Надежды Циденовны произошло новое осмысление ее личности. Ее высочайший  профессионализм основан на глубинных природных корнях. Во-первых, природа дала ей богатейший дар. Во-вторых, родители, отец – фронтовик, главный редактор республиканской  газеты, мать – бессменный референт Обкома партии. Плюс ко всему знания, которые она получила у своего московского педагога Натальи Сергеевны Гуляницкой. Можно много говорить о ее профессиональной деятельности, но Надежда Циденовна была, в первую очередь, державным, государственным человеком. Что такое Россия? Это многонациональная страна,  своеобразный венок национальных культур, и Надежда Циденовна внесла в этот венок свои драгоценные цветы, которые вплелись в российскую музыкальную культуру. И своими трудами она создала себе памятник. Сейчас очень сильно ее не хватает. Ее статьи на все музыкальные события, которые у нас происходили, особенно в оперном театре, широко обсуждались, потому что за последнее двадцатилетие, когда рушилась наша культура, особенно пострадал такой жанр как опера. Она всегда давала шикарный анализ постановок, спектаклей.

Я не вижу равных ей, ее интересовало не только музыкальное профессиональное искусство, но и политика. И с ней было интересно обсуждать все, что происходило в мире. Она находила какие-то исторические аналогии, проводила параллели. Уникальный человек с очень парадоксальными взглядами, умевший делать интересные выводы. При этом роскошный музыкант. Феномен. Профессионал. Талант. Как человек, как профи».

— Валентина Мадагаева, коллега, Заслуженный работник культуры Республики Бурятия, Преподаватель колледжа искусств им. П.И. Чайковского: «Мне бы хотелось особо остановиться на научно-исследовательской деятельности Надежды  Циденовны. Ее профессиональное становление как ученого происходило при тесном соприкосновении с такими мэтрами, как доктор искусствоведения, ведущий профессор Музыкальной академии им. Гнесиных Н.С. Гуляницкая, известнейший  бурятский ученый, доктор искусствоведения, профессор В.Ц. Найдакова. Научное наследие Н.Ц. Цибудеевой масштабно и объемно. Ее монументальные труды, такие как монография о бурятской вокальной школе, которая легла в основу ее  диссертации, очерки об истоках становления музыкальной культуры Бурятии сразу стали летописью бурятского искусства. Уникальность последней монографии состоит в том обширном историческом разрезе, в котором Надежда Циденовна  исследовала, проанализировала и обосновала связь этногенеза бурятского народа с этногенезом Центральной Евразии и Азии. Данная монография является своеобразным научным завещанием, которое она оставила для нас, для будущих поколений».

— Олег Огнев, коллега, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Бурятия: «Наше знакомство с Надеждой Циденовной состоялось, когда она пришла работать к нам на кафедру концертмейстером. Она блестяще играла на рояле с очень хорошим концертмейстерским качеством, потому что можно быть прекрасным пианистом, но не быть  концертмейстером, а ей это хорошо удавалось. И потом в процессе постоянного общения мы познакомились с ней как с  музыкальным критиком, прекрасным музыковедом со своим собственным взглядом и мнением. Она сразу нас поразила обширными знаниями истории музыкальной культуры, особенно оперного искусства, вокального искусства. У нее была богатая память, она владела информацией широкого круга. Она часто рассказывала такие моменты из творчества певцов, музыкантов, композиторов, дирижеров, что мы поражались ее энциклопедическими знаниями. Ее взгляд как критика мы  оценили, когда она стала писать про наш оркестр. Мне всегда было интересно услышать ее мнение о том или ином концерте, мероприятии. Не всегда наши взгляды совпадали, но Надежда Циденовна была очень доброжелательным, приятным, общительным человеком, которого было приятно слушать, и чье мнение всегда было интересным». 

— Эржена Алешина, ученица, директор МБУ ДО ДШИ № 8 г. Улан-Удэ, кандидат педагогических наук: «В 80-годах прошлого столетия Надежда Циденовна преподавала в музыкальном училище теоретические предметы, сольфеджио, гармонию.Мы, ученики, всегда ориентируемся на своих преподавателей. Каждый педагог, транслируя ценности, передает их будущему поколению. Она была для нас примером. Я благодарна ей как педагогу, потому что она вкладывала в своих студентов  профессиональные ценности, указывала направление. Она была великолепным педагогом, необычным человеком. У нее на все был свой собственный взгляд. Она по-своему видела явления, события, которые происходили в республике. И конечно ее  целью было сформировать из нас, молодых студентов, настоящих профессионалов. Она поддерживала нас не только в учебе, но и после окончания колледжа. Став преподавателем теоретических дисциплин, я обращалась к ней за помощью. Надежда Циденовна подарила мне несколько учебников, подбодрила меня, сказав, что у меня все получится».

— Елена Красикова, ученица, преподаватель МАУ ДО ДШИ № 3 г. Улан-Удэ: «С Надеждой Циденовной я познакомилась очень давно, юной девушкой, будучи студенткой музыкального училища им. П.И. Чайковского. Она осталась для меня на всю жизнь другом, наставником, к которому всегда было можно обратиться за советом, теоретическими познаниями. Человек всегда был открыт, искренен и старался помочь. Надежда Цибудеева – верная дочь своего народа. Она собрала по крохам песенный репертуар бурятского фольклора. Дружила многие годы с детской школой искусств № 3, потому что видела творческий потенциал людей, которые работали в этой школе. А все талантливое, профессионально сделанное ее всегда  привлекало, потому что она была истинным музыкантом. Много ее статей осталось к юбилейным датам нашей школы, а также монография о творчестве заслуженного работника культуры России В.М. Галактионовой, которая проработала много лет в нашей школе хормейстером, руководителем хоров «Озорняшки» и «Кантилена».  Как истинная дочь своего народа она сильно болела за культуру Бурятии, особенно за судьбу оперного театра. Очень много острых статей, критики, потому что она болела за правду, за справедливость. И это меня всегда в ней удивляло. Она была очень совестливым, невозможно трудолюбивым человеком. Она говорила мне: «Лена, пиши! Каждый день пиши! Хоть по строчке! Ты себя заставляешь и приходит вдохновение!». Вот еще одна правда жизни от Надежды Циденовны. С уходом Надежды Цибудеевой уходит эпоха творчески одаренных людей, воспитанных советской музыкальной школой, их место занять некому. Пока. Уходит эпоха, но я считаю, что имя Надежды Циденовны останется в веках потому что она увековечила его в своих книгах, статьях. Сколько интересных работ она написала о музыкантах Бурятии, певцах, композиторах, народных сказителях! Вечная память ей! Надежда Циденовна для меня эталон доброго,мудрого человека. Свою любовь к творчеству, к музыке она передала мне. И я стараюсь также мудро подходить к детям, чтобы у них не пропал интерес к обучению музыке».

— Вера Васильева, ученица, Заслуженная артистка РБ, Преподаватель колледжа искусств им. П.И. Чайковского: «Надежда Циденовна была очень своеобразным, ярким человеком. Я ее открыла для себя как педагога, наставника, друга. В любой ситуации у неенаходилось доброе слово, моральная поддержка. Когда ты нуждался в трудную минуту Надежда Циденовна могла пойти с тобой до конца. Добрейшей души человек. Умница. Она всепоглощающе посвятила себя музыке в разных  аспектах – и как пианистка и как теоретик. Мы с ней сотрудничали на разных мероприятиях. Не жалея своих трудов, своих  знаний, она делилась своими изысканиями очень щедро, подсказывая, направляя. Неустанная труженица, она выполнила для Бурятии огромный пласт работы, за который не каждый возьмется». 

— Дарима Цибудеева, сестра, кандидат географических наук: «Все закладывается в детстве, в юности. Надежда очень тепло вспоминала детские и юношеские годы, потому что в советские годы строилась экономика Бурятии, развивалась ее культура. Надежда на редкость умела быть благодарной, недаром, одна из первых ее монографий в 2003 году была посвящена любимой учительнице в музыкальной школе Агнии Захаровне Федоровой. Антологией «Сандаловые четки» она отблагодарила за свой дар родителей. В своем бесценном труде о бурятской вокальной школе она выразила признательность уже преподавателю московской Гнесинки Наталье Сергеевне Гуляницкой, пестовавшей ее в Улан-Удэнском институте культуры Валентине Цыреновне Найдаковой и доценту из Санкт-Петербурга Екатерине Борисовне Костюк. За выход в свет последнего своего культурологического исследования Надежда выразила благодарность министру культуры Республики Бурятия Дагаевой Соелме  Баяртуевне и председателю Союза композиторов Бурятии Санжиевой Ларисе Николаевне. По натуре своей являясь очень искренним, непосредственным человеком с активной жизненной позицией, она живо интересовалась тем, что происходило вокруг. Ведь каждый день в мире, в стране, в республике, в городе, в институте происходит что-то заслуживающее внимания. Ей были интересны не только новости в области культуры, но и политические или экономические события, сведения из  мира науки. Это желание знать и познавать, заинтересованность в самых различных проявлениях человеческой жизни, тягу к просветительской деятельности, несомненно, привили ей родители. Папа очень любил своих дочерей. Каждый вечер онвыгуливал нас на прогулках и постоянно что-то рассказывал. А по вечерам они с матерью читали газеты «Правда», «Известия», «Советская Россия», журналы «Огонек» и «Крокодил». Будучи фронтовиком, отец о войне рассказывал скупо. Смотря фильмы о войне, он говорил, что это – кино. А на войне - настоящая мясорубка. Не знаешь, где наши, а где немцы. Он служил артиллеристом, и не всегда был на передовой. И вот как-то, когда разбили их орудия, стали они выходить к своим. У папы как у командира была карта, по которой он выводил отряд. Но двое бойцов через несколько дней не поверили ему, сказали, что он ведет к немцам и ушли из отряда. И папе было интересно, куда же они вышли в конце концов – к нашим или к немцам. Особенно остро ощущаешь эту правду о войне в наши дни. У нас в семье бережно хранится один из фронтовых дневников отца. Здесь можно найти сведения о личном составе, из которого видно, что воевала вся многонациональная страна - русские, украинцы, татарин, бурят, чуваш, но среднее образование имели только командир и отец. Остальные малограмотные – 3, 4, 5 классов образования. И для своих бойцов отец в перерыве между боями вел просветительские беседы, передавая те знания, которые он, деревенский парнишка, получил, обучаясь в учебных заведениях страны. Из дневника видно, о ком и о каких произведениях он рассказывал - Ломоносов, Гончаров, Толстой, Островский, Некрасов, Достоевский, Грибоедов и многие другие. Есть разбор поэмы «Евгений Онегин» Пушкина и слова Гоголя: «Придет время, что Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, а за покупкой мудрости». Так писал Гоголь в 1846 году. Находясь под огнем, отец нес знания людям. Очень тепло вспоминала Надежда детские и юношеские годы. Потому что в советские годы строилась экономика Бурятии. Трудом многих людей, не кичившихся богатствами и деньгами развивалась промышленность, культура Бурятии. Все лучшие оперные и балетные спектакли были созданы и поставлены в советское время. Какие таланты воспитала советская Бурятия! Певцы Абида Арсаланов, Ким Базарсадаев, Бадма Балдаков, Владимир Буруев, Дугаржап Дашиев, Клим Миткинов,  Саян Раднаев, Чимита Шанюшкина, Леонард Шоболов. Композиторы Анатолий Андреев, Дандар Аюшеев, Гур-Дарма Дашипылов, Юрий Ирдынеев, Сергей Манжигеев, Базыр Цырендашиев. Деятели культуры Дандар Бадлуев, Валерий Галсанов, Галина Майорова, Валентина Найдакова. Актеры Ирина Кузьмина, Николай Литвинов. И для всех у Надежды нашлись добрые и профессиональные слова! Надежда прожила очень плодотворную жизнь. Она любила свою страну и малую родину, любила свою профессию, семью и друзей.

Подытоживая все сказанное выше, не лакируя действительность, скажем, что Надежда была неординарной, кому-то неудобной личностью, но она была живым человеком, ею восхищались одни и ненавидели другие, ее портреты писали художники, в ее честь писали стихи. И в жизни Надежды было все – счастливое детство и безоблачная юность, большая любовь и страшная трагедия, бескомпромиссная борьба с недоброжелателями и бесценная дружба с близкими по духу людьми, трогательная забота о близких и постоянные закулисные игры. Но беспрестанно самосовершенствуясь, она неизменно служила родной республике, ее музыке и культуре, работая и в музыкальном училище, и в институте культуры, и в оперном театре. Являлась членом трех творческих общественных организаций – Союза композиторов России и Бурятии, Союза журналистов Бурятии, Союза театральных деятелей Бурятии. Таких уникальных личностей в республике не было, нет, и, скорее всего, нескоро появятся. Ее нет, но она будет жить вечно в своих многочисленных публикациях. Благодаря ее трудам наши потомки будут узнавать, как мы жили, чем дышали, что нас волновало».