Экономика 30 май 2017 1273

​​Рост тарифов на передачу электроэнергии в Бурятии один из самых низких в стране – РСТ по РБ

По данным Республиканской службы по тарифам РБ, рост тарифов на передачу электроэнергии в Бурятии является одним из самых низких в стране и с 1 июля 2017 года составит всего 1,3 %. С 2010 года на федеральном уровне ежегодно принимаются решения по снижению стоимости электроэнергии для потребителей республики. По мнению специалистов РСТ, если бы эта работа не проводилась, то в настоящее время цена на электричество в Бурятии была бы выше существующей в два раза, сообщает ИА Буряад Yнэн.

Недавно в СМИ прозвучало мнение о том, что борьба за снижение тарифов не дала ощутимых результатов. В связи с этим РСТ сообщает, что действующие тарифы на передачу электрической энергии для прочих потребителей в Бурятии находятся на уровне ниже средних стране. Так, республика заняла 30 место из 85 регионов по величине тарифов на передачу электрической энергии, т.е. у 55 регионов тарифы на передачу электрической энергии выше, чем в Бурятии.

Министр энергетики России Александр Новак в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, состоявшемся 12 апреля 2017 года сообщил, что тариф на услуги по передаче электрической энергии в Бурятии не превышает 50% от общей стоимости электрической энергии.

Согласно действующему законодательству предельные уровни тарифов устанавливаются Федеральной антимонопольной службой, и утверждение тарифов выше или ниже этого уровня является нарушением. РСТ подчёркивает, что еще ни разу минэнерго России и ФАС России не указывали им на превышение затрат регулируемых организаций в тарифах.

Отметим, что основные показатели деятельности электросетевых компаний, включаемые в тарифы, в т.ч. потери электроэнергии, полезный отпуск и операционные затраты филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», утверждаются приказами минэнерго России и ФАС России, а не Республиканской службой по тарифам.

При этом, с 2011 года рост затрат Бурятэнерго составил всего 20%, хотя инфляция за указанный период - 60%. Наряду с этим, по всем статьям затрат компания ежегодно принимала решения об их обоснованности со стороны ФАС России и судебных органов.

Вместе с тем затраты на содержание сетей Бурятэнерго на одну условную единицу выше, чем у прочих территориальных сетевых организаций РБ. Данная ситуация обусловлена тем, что у компании на обслуживании находятся сети высокого уровня напряжения, требующие особого содержания. При этом 80% всего сетевого комплекса линий электропередачи и подстанций Бурятии обслуживает Бурятэнерго.

Кроме того, в штатную численность филиала Бурятэнерго, обслуживающего воздушные линии 35-110 кВ, включены многочисленные диспетчерские службы с обязательными штатными единицами и прочими расходами. При этом для прочих ТСО, обслуживающих воздушные линии до 35 кВ, диспетчерские службы не предусматриваются.

Также у филиала Бурятэнерго на обслуживании находятся самые протяженные воздушные линии, а также линии, расположенные в труднодоступной местности, что приводит к дополнительным высоким затратам на вырубку просеки, ГСМ, содержание спецтехники и другие расходы. При этом, в состав затрат Бурятэнерго включаются мероприятия по реконструкции и модернизации сетей за счет амортизации, чего нет у прочих ТСО.

Вместе с тем прочие ТСО, как правило, обслуживают сети, компактно расположенные в населенных пунктах республики и для их эксплуатации не требуются затраты как для Бурятэнерго.

Необходимо отметить, что ФАС России проведено сравнение экономической эффективности электросетей по территории России по затратам на содержание одной условной единицы электрооборудования, согласно которому затраты на содержание одной условной единицы в Бурятии почти на 40% меньше, чем в Иркутской области и на 45% меньше, чем в среднем по России.

Кроме того, Бурятии, за период с 2011 по 2017 годы за счет мероприятий по энергосбережению в электросетевом комплексе фактические потери электроэнергии снижены с 1190 млн кВтч (24,1%) до 860 млн кВтч (18,92%), что повлияло на сдерживание роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Также в результате анализа, проводимого Республиканской службой по тарифам, из тарифных заявок всех территориальных сетевых организаций ежегодно исключаются экономически необоснованные затраты до 7 млрд руб. Дальнейшее снижение расходов на обслуживание и ремонт электросетевых объектов приведет к снижению надежности электроснабжения потребителей.

Снижение стоимости электроэнергии для прочих потребителей, а это промышленность и малый и средний бизнес, возможно только за счет снижения нерегулируемой цены покупки электроэнергии на оптовом рынке. Соответственно правительство РФ приняло решение о включении Бурятии в зону свободного перетока Сибирь.

Республиканская служба по тарифам отмечает, что Бурятэнерго и прочие ТСО не согласны с их решениями в части определения расходов, и постоянно обращаются в судебные органы и ФАС России для обжалования её решений. При этом в основном все заявленные требования остаются без удовлетворения, что подтверждает правильность решений, принятых тарифной службе, считают в РСТ.

Сотрудники службы поясняют, что тарифные решения принимаются не на простых встречах, а на коллегиях РСТ РБ на основании решений судебных органов и ФАС России. И все взаимоотношения тарифной службы с регулируемыми организациями (коих около 500) определяются действующими регламентами и правилами, утвержденными на федеральном уровне. И при этом все организации подают предложения в два-три раза превышающие размер, утвержденный РСТ РБ. Абсолютно у всех предприятий РСТ ежегодно не принимает экономически необоснованные расходы, в том числе у Бурятэнерго.