Основатели и хозяева мастерской этнической мебели «Сундуки Бурятии» Чингис и Елена Дугарон встретили меня у ворот своего дома и предложили съездить в транспортную компанию «Энергия Забайкалье», а заодно поговорить об их предприятии, которому нынче исполнилось пять лет, сообщает газета «Бурятия».
За этот период творческие, инициативные и предприимчивые супруги прошли путь от никому неизвестных любителей до истинных профессионалов. Путем проб и ошибок, открытий и находок они в одном из микрорайонов Улан-Удэ наладили уникальное производство.
О героях этого рассказа можно с уверенностью сказать: они обрели успех, нашли свое место под солнцем благодаря тому, что в своем деле оптимально объединяют новые знания, технологии и старые традиции, которые корнями уходят в далекое прошлое.
- Сейчас мы едем в транспортную компанию, чтобы отправить гунгарба (домашний алтарь) в Иркутск, - начинает разговор Елена. - Мы работаем по заказам, и это для нас принципиальный тип труда. Домашние алтари - это одна из наших основных производственных линеек, и они требуют индивидуального подхода. Дело в том, что по гунгарба особых канонов нет. По этому поводу мы консультировались в дацанах. Спрашивали, какого размера они должны быть, какие пропорции надо соблюдать при изготовлении алтарей. Ламы сказали, что есть некоторые правила, как всё (изображение божеств, атрибутика) должно быть размещено внутри, а главное, сам алтарь надо сделать так, чтобы было удобно. Поэтому с домашними алтарями чаще мы работаем на заказ. А этот конкретный гунгарба - большой, высотой один метр 70 сантиметров, с тумбой и верхней алтарной частью.
НАЧИНАЛОСЬ С СУНДУКА
Если говорить, как создавалась мастерская, то поначалу домашних алтарей не было: все начиналось с сундука. Более пяти лет назад к программисту Чингису Дугарону обратились его знакомые с просьбой разобраться с фрезерным станком с числовым программным управлением (ЧПУ). Надо было испытать его возможности: стояла задача - вырезать что-то из дерева. Супруга Чингиса предложила смастерить бурятский сундук и отдать его детям под игрушки. Он, играючи, нарисовал на компьютере чертеж с бурятским орнаментом и вырезал его на дереве. Результат впечатлил Елену: сундук получился на загляденье. Затем предложила показать сундук в социальных сетях. Знакомым он понравился.
- Потом заказали сундук невесты, и пошло-поехало, - вступает в разговор Чингис Дугарон. - Буквально через месяц после этого пришел заказ на комплект сундуков.
Но Москва не сразу строилась. В то время для супругов Дугарон изготовление мебели в национальном стиле было просто увлечением. У инженера-системотехника Чингиса, обучавшегося на электротехническом факультете ВСТИ, был небольшой бизнес: он специализировался на поставках копировальной техники и комплектующих по госзаказам. Его супруга, выпускница юрфака ВСГУТУ, преподавала на юридическом факультете, занималась наукой, а в свободное от основной деятельности время размещала фотографии сундуков в интернете и вела переписку с клиентами. Дальше - больше. Елена создала в соцсетях страницу «Сундуки Бурятии», обратилась к организаторам бурятских свадеб и попала точно «в десятку». Одна из фирм проводила торжественное мероприятие, попутно снимала документальный фильм о традиционной бурятской свадьбе, и ей нужны были сундуки для реквизита. После сундуков невесты пошли заказы на домашние алтари. Большой рост на спрос мебели - сундуки, божницы, кровати, столы, стулья - в мастерской «Сундуки Бурятии» произошел в 2017 году. Постепенно супруги Дугарон оставили привычную работу в офисе и университете и полностью переключились на изготовление и реализацию резной бурятской мебели.
ИЗ РОДА ДАРХАНОВ
Понятно, Чингис и Елена вовремя сориентировались и заняли свою нишу, много и напряженно работали, чтобы достичь успеха в своей сфере деятельности, совершенствовались. Но, думаю, что многое объясняется генами, предрасположенностью.
Мама Чингиса и отец Елены родом из села Бургуй, из горной Закамны. Так, деды Чингиса как по отцовской, так по материнской линии искусно столярничали, работали с деревом. Огромное влияние на становление Чингиса как мастера оказал его дядя, Николай Дарицыренович Батуев, народный художник РБ, автор государственного флага Республики Бурятия.
Предки Елены - знаменитые мастера-умельцы Тубшиновы (Тубшин-дархан, Дархан-таабай, Бато-Мунко Галданович Тубшинов) славились умением изготовлять фигурки божеств, женские украшения из серебра. Не случайно в 1940 году изделие легендарного бургуйского чеканщика Галдана Тубшинова - мужской пояс с резными узорами - подарили самому Иосифу Сталину.
- Мы любим свое дело, всерьёз увлечены нашим ремеслом, потому и пошел наш бизнес, - говорит Елена. - Сейчас наша продукция востребована. В республике потребность в наших изделиях высокая, и, кроме того, они интересны для других регионов России, например, для Калмыкии, Тывы, Забайкальского края, Иркутской области, Санкт-Петербурга, Москвы. Наши первые изделия - сундуки. Но наш ассортимент стал быстро расширяться - сегодня сундуки составляют лишь 10 % от всей линейки нашей продукции, причем, что удивительно, по желанию заказчиков.
НАПРЯМУЮ С ЗАКАЗЧИКАМИ
Чем же отличаются изделия мастерской «Сундуки Бурятии» от творений других мебельщиков республики? В республике, по словам Елены, довольно много производителей деревянной мебели разного уровня - от сборки в гараже, сельских мастеров, «сувенирщиков» до крупных производств. Мастерская «Сундуки Бурятия» отличается от них тем, что производит именно деревянную мебель с резным национальным декором (бурятским орнаментом), причем производство на технологичной основе поставлено на поток.
– Сейчас у нас 98 % заказов и продаж идет через Инстаграм, где можно показать наши изделия и пообщаться с потенциальными покупателями, - вводят меня в курс дела основатели «Сундуков Бурятии». - Наш товар как нельзя лучше подходит для заказов через Интернет: люди идут к нам «на картинку». То есть сейчас мы обходимся без работы в выставочном зале и без перепродаж через магазины: работаем напрямую с заказчиками.
Чингис по специальности программист. Все макеты, чертежи делает на компьютере сам, а после, понимая, на каком «языке» работает станок, всё программирует. В «Сундуках Бурятии» рисунки режутся не вручную, а на фрезерном станке с числовым программным управлением. Современное высокоточное оборудование позволяет получать изделия четких форм с высокой степенью продуктивности, а сборка и окрашивание делается вручную.
Одно из слагаемых успешности семейного бизнеса Дугарон - самосовершенствование.
- У нас совершенствование происходит не лежащим на поверхности способом, - поясняет Елена. – Так, недавно у нас была серия заказов от тибетских лам, докторов тантрических наук, которые заказали алтари для себя. Они учили нас, как делать правильно, и это очень мощное повышение квалификации.
Кстати, как призналась Елена, самым масштабным и значимым в плане роста проектом для их семейного бизнеса с ярким бурятским акцентом стал заказ из Анинского дацана: для одного из дуганов изготовили внутреннее убранство, вплоть до декора. Один из коллег-мебельщиков отметил, что если им заказ дает дацан, то они точно делают все правильно.
В этномастерской ни с чем несравнимый аромат дерева и невероятное ощущение связи времен и поколений. Вот-вот появится деревянный алтарь из сосны, украшенный бурятским резным орнаментом. Точно так же, вкладывая в дерево и металл душу, много лет назад создавали шедевры дарханы из Бургуя, предки героев этого рассказа. Никуда не исчезли основы, заложенные самобытными мастерами, предками Чингиса и Елены Дугарон. Они создают душевную мебель, в которой органично сочетаются древние традиции и современные технологии.