Экономика 6 ноя 2020 2913

​Лекарственное растениеводство в Бурятии: Итоги сезона-2020

© фото: Дадро

Напомним, тема стартовала в 2017 году по инициативе общественной организации - Агентства по связям с общественностью Республики Бурятия. Реализация проекта в течение двух лет поддерживалась Фондом президентских грантов (2017-2019 гг.)

С участием научных экспертов на базе пилотных площадок Байкальской природной территории (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) отрабатывались технологии выращивания лекарственных культур, применяемых в западной и восточной медицине, создавался семенной фонд редких и ценных в хозяйственном отношении лекарственных растений. Реализация проекта широко освещалась в СМИ, в том числе в изданиях ИД «Буряад үнэн».

Сегодня в гостях эксперт проекта, завлабораторией медико-биологических исследований Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, доктор фармацевтических наук Тамара Асеева. Мы говорим об итогах этого сезона.

- Тамара Анатольевна, как пандемия сказалась на развитии проекта?

- Проект отвечает на вызовы времени, связанные с ростом инфекционных заболеваний. Ведь, по сути, мы предлагаем населению обратить большее внимание на профилактику и ответственное самооздоровление, выращивать лекарственные культуры на своих земельных участках и применять их для сохранения своего здоровья. Плюс экономика. Выращивать лекарственные культуры - это не только дело, полезное для здоровья, но и рентабельный бизнес.

- С этого момента подробнее.

- Для примера. В этом году мы с фермерами сделали акцент на выращивании родиолы розовой. Даже на «черном» рынке, несмотря на то, что это краснокнижник, китайские перекупы скупают его у населения в среднем по 300 рублей, сушат и продают уже как минимум по 1-1,5 тысячи рублей за один килограмм. В Маньчжурии это стоит уже 3-4 тысячи, а на мировом рынке 1 кг - 96 долларов. Вот и считайте.

- Если это так выгодно, почему тогда на государственном уровне в широком масштабе не запускаются такие проекты?

- Это вопрос к государственному уровню. По факту, сегодня мы оказываем господдержку и выращиваем культуры, рентабельность которых на порядок ниже. А наши природные богатства - дикорастущее лекарственное сырье, причем это растения Красной книги, мы, простите, за 3 копейки контрабандой вывозим за границу, а потом их же еще втридорога покупаем. На сегодня свыше 90 % лекарственного фармсырья импортируется в страну. Львиная доля - из Китая. Вот такой кругооборот.

- Как развивается проект на данном этапе?

- Я являюсь экспертом в проекте по вопросам фармацевтики, ИОЭБ СО РАН. Мы продолжаем сотрудничество с нашими коллегами из Иркутской области и Забайкальского края, а также НИИ Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. В нашей команде биологи, агрономы, медики, юристы и другие специалисты. В целом, тема по развитию лекарственного растениеводства на Байкальской природной территории развивается по инициативе общественной организации - Агентства по связям с общественностью РБ, руководитель Лариса Бочанова. Мы продолжаем научно-исследовательскую деятельность, работу с фермерами - консультируем, обеспечиваем посадочным материалом, вместе выращиваем.

В этом году по результатам сезона при небольшой грантовой поддержке Правительства Бурятии (300 тысяч рублей) мы создаем онлайн-школу по лекарственному растениеводству. В настоящее время разрабатывается сайт (интернет-платформа), на базе которого в онлайн-режиме мы будем проводить вебинары, консультировать всех желающих по вопросам выращивания лекарственных растений, а также рассказывать об их пользе для здоровья.

- Какие научные задачи решаете и какие уже есть результаты?

- Меня как фармацевта волнуют вопросы качества сырья. Вот есть расхожее мнение, что качество сырья дикоросов лучше. Это не всегда так. И даже совсем не так. Культивированные растения, сортовые культуры как раз этим и отличаются от своих диких собратьев, что их сила и плодовитость выше. И наши лабораторные исследования, которые мы постоянно проводим, это подтверждают. Содержание БАВ, биологически активных веществ, выращенных нами культур отвечают требованиям фармакопии.

- Кто участники проекта – основные благополучатели?

- В рамках заявленного гранта - это социально незащищенная часть населения республики, фермеры, КФХ, ЛПХ и другие интересанты из разных районов Бурятии. В нашем реестре их свыше 100 человек. Многие из них - наши старые добрые друзья из прошлых проектов, кто интересуется лекарственным растениеводством и пытается как-то диверсифицировать или расширить свой агробизнес.

Одними из новых и достаточно активных участников проекта в этом году стали ДВ-гектарщики, которые получили свои гектары и начинают их осваивать.

- Какие цели и задачи решали в этом году?

- Как уже сказала, на всех трех опытных площадках БПТ мы продолжали свои экспериментальные научно-исследовательские работы. Каждая из площадок (Иркутск, Улан-Удэ, Агинск) имеет свои специфические особенности. Если говорить о Бурятии, то здесь мы работаем на базе учебно-производственного полигона БГСХА, и одна из главных задач в нашем партнерстве с ними - отработать технологии промышленного выращивания. В этом году отрабатывали технологии по ряду многолетних культур - это пустырник, шлемник, солодка, сапожниковия, астрагал, родиола розовая, в народе - золотой корень.

- По какому принципу подбираются культуры для выращивания?

- Проект развивается по принципу «Сохраняя экологию, развиваем экономику!». Акцент делаем на местную флору, на те лекарственные растения, которые прошли апробацию выращивания и на которые есть спрос на рынке, то есть являются ценными в хозяйственном отношении культурами.

- Если совсем кратко - какое бы вы назвали главное достижение этого полевого сезона?

- Интересные результаты по сапожниковии. Впервые в России мы начали отрабатывать технологию промышленного выращивания этой культуры, посеяли механизированным способом, получили хорошие всходы. Хотя период всхожести у этого растения достаточно длительный - полтора-два месяца. И большая проблема с сорняками, так как никакие гербициды мы не применяем, пока в поиске альтернатив. Нынче, на третий год выращивания сапожниковии, уже получили первые семена.

По каждой культуре можно сказать что-то знаменательное, но про сапожниковию говорю еще и потому, что совсем недавно, как мы знаем, она внесена в Красную книгу Забайкальского края (есть перспективы уничтожения и в Бурятии), и она пользуется высоким спросом в китайской медицине. А с точки зрения экономики эта культура даже привлекательнее, чем родиола.

- Что бы выделили среди главных проблем?

- К сожалению, отсутствие понимания со стороны властей или даже нежелание признать, что развитие этой отрасли может стать одним из ведущих направлений (трендов) не только для Бурятии, но и для всего Байкальского региона. Отсюда и другие проблемы: отсутствие финансовых вливаний в отрасль, как со стороны государства, так и инвесторов, в виду высоких рисков; отсутствие навыков объединяться и кооперироваться представителям власти, бизнеса и науки ради общего дела; отсутствие средств механизации и как результат - низкая производительность труда, и другие. Семена пустырника в этом году мы вырастили и загубили. Потому что наши механизаторы не могут найти способ сбора урожая, хотя бы из арсенала существующей техники. А спецтехнику делать или покупать - нет возможностей. Такой вот порочный круг в 21 веке.

- Какие намечаются ближайшие мероприятия?

- Планировался приезд, но в связи с новым режимом намечен онлайн-семинар Натальи Петровны Андреевой, кандидата экономических наук, руководителя Международного центра Российской академии кадрового обеспечения АПК, международного эксперта по развитию малого предпринимательства в сельской местности. Темы - «Основные ошибки начинающих фермеров» и «Диверсификация деятельности КФХ», с выдачей удостоверения о повышении квалификации. По времени будет дополнительное сообщение. Мы с ней работаем еще с прошлого года. Она уже проводила для Бурятии семинар по становлению органического производства в России, что вызвало большой интерес со стороны фермеров.

- И в заключение пару слов о ситуации с коронавирусом. На ваш взгляд, что происходит?

- Я бы поставила вопрос иначе - зачем это всё с нами происходит? На мой взгляд, это, прежде всего, вызов нам, людям, проверка на человечность. Можем ли мы слышать и слушать? Уважать друг друга, быть терпимыми, не распространять ложь, не искать виноватых, а помогать и оберегать друг друга. Хотя бы просто не паниковать и не нагнетать атмосферу, и это самое простое, что может сделать в этой ситуации каждый из нас.

- Спасибо за интервью.

Автор: Владимир МАТВЕЕВ

Фото: Дадро