Происшествия 16 июл 2018 4983

​​Тайна падения «уйгурского» самолёта в Бурятии

Недавно в нашей ре­дакции побывал бурятский журналист Батожаб Рад­наев, который более пяти лет занимается изучени­ем вопроса, связанного с историей Восточно-Тур­кестанской республики (ВТР). Изучая эту тему, он столкнулся с загадочной историей гибели руково­дителей просоветской ВТР, погибших в результате авиакатастрофы в конце августа 1949 года, сообщает газета «Бурятия».

Диверсия спецслужб или крушение?

«Группа руководителей Восточно-Туркестанской республики отправилась из Кульджи в Алма-Ату, - пояс­няет БатожабРаднаев. – По­сле вылета из Алма-Аты де­легация направлялась через Читу в Пекин для перегово­ров с руководством КНР, но по пути самолёт разбился».

Ранее в многочислен­ных источниках указыва­лись разные обстоятель­ства и различные места катастрофы, что порождало всевозможные домыслы о гибели членов делегации ВТР – главы правительства Ахмеджана Касими (уйгур), министра обороны Исхабека Монуева (Монуров, киргиз), замминистра обороны Да­лельхана Сугурбаева (казах), вице-премьера Абдукерима Аббасова (уйгур). Писали, что «катастрофа произошла под Алма-Атой», «самолёт разбился в Гоби», «упал под Читой». Весьма популярна версия, в том числе и в Ки­тае, что это была диверсия спецслужб, также писали, якобы всех расстреляли в Москве вместе с деятелями из Восточной Германии.

Найдя столь противоре­чивую информацию, Бато­жабРаднаев решил устано­вить, где же и как всё-таки погиб самолёт Ил-12 с руко­водителями ВТР. Журналист начал внимательно изучать авиационные форумы и другие интернет-сайты.

Краеведу удалось вы­яснить, что тела погибших членов делегации ВТР были выданы родственникам в апреле-мае 1950 года. В исследовании помогли вос­поминания соратника погибших Сайфутдина Азизи, который возглавил прави­тельство ВТР после авиака­тастрофы. Азизи писал, что в начале сентября 1949 года он вылетел тем же маршру­том в Пекин. В десятых чис­лах сентября он прилетел в Иркутск, где ему рассказали об обстоятельствах круше­ния «уйгурского» самолёта, который «не мог набрать необходимую высоту над озером Байкал и, получив приказ вернуться на аэро­дром, начал разворот, раз­вернулся на 60°, и связь с ним прекратилась». По вос­поминаниям Азизи, когда они пролетали над районом крушения самолёта, он су­мел рассмотреть в бинокль место аварии и «возможно, трупы», лежавшие «в зна­чительном удалении от об­ломков самолёта».

«Самолёт лежит в труднодоступном месте»

После этого БатожабРаднаев на одном из сай­тов нашёл ещё информацию о том, что некий самолёт Ил-12 24 августа 1949 года вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу и был оставлен на ночёвку в Крас­ноярске, оттуда вылетел в Читу и разбился в горах Ха­мар-Дабана. Самолёт якобы был обнаружен на восточ­ном склоне горы Кабанья. Но там ничего не говори­лось о пассажирах. Отсюда краевед выдвинул версию о том, что самолёт с руко­водителями ВТР на борту потерпел крушение в конце августа 1949 года на терри­тории Бурятии, а именно на горе Кабанья, и его статья была размещена на одном из исторических форумов.

«Я намеренно написал в своей статье, что, по офици­альной версии (хотя офици­альной версии об этой ката­строфе не было, и до сих пор нет), самолёт разбился в Бу­рятии на горе Кабанья для того, чтобы сведущие люди подтвердили или опроверг­ли этот факт. Но никаких комментариев по этому по­воду не последовало. Затем была опубликована статья про эту катастрофу в Вики­педии, где ёе автор сначала написал, что «по официаль­ной версии», но после раз­говора со мной убрал слово «официальная»

В 2013 году БатожабРад­наев показал свой материал об «уйгурском» («китай­ском») самолёте тогдаш­нему главному редактору «Информ Полиса» Тимуру Бадмаеву, который загорел­ся идеей об экспедиции на гору Кабанья. И летом 2013 года была организована первая экспедиция на по­иски пропавшего на Ха­мар-Дабане самолёта.

По словам БатожабаРаднаева, у которого тогда ещё не было полной уве­ренности, что «уйгурский» самолёт лежит именно на Хамар-Дабане, в результате первой экспедиции облом­ки исчезнувшего самолёта в Кабанском районе не на­шли.

Зато подтвердилась информация, что гора Ка­банья реально существует и лежит на пути оживлённой авиатрассы. Ещё один положительный результат экспедиции – после публи­кации статьи в газете «Ин­форм Полис» откликнулись люди, которые знали об этой катастрофе.

Так, позвонил житель Кабанского района и сообщил: «Я видел этот самолёт, у меня есть фотография обломков». За­тем сотрудники «Информ Полиса» нашли охотника из Каменска Юрия Моро­зова, который подтвердил, что самолёт лежит в труд­нодоступной местности на горе Кабаньей, и сообщил, что потерпевший крушение воздушный лайнер нашёл первым в 1949 году охотник Ягодин из села Елань. На месте падения Ил-12 нашли тогда золотые монеты, до­рогие ковры.

«А мужчиной, который позвонил из Кабанска, ока­зался Олег Гишка, - продол­жает рассказ БатожабРад­наев. - Он был начальником опытной станции в Елани, будучи любителем при­роды, облазил все окрест­ные горы. Тесно общался с фронтовиком Залуцким, который сообщил, что в 1949 году был проводником у военных, искавших самолёт. Следуя советам Залуцко­го, в 1984 году Олег Гишка поднялся на гору Кабанья и нашёл лежащие там облом­ки, в том числе фрагмент с номером самолёта. Сначала мы подумали, что это бор­товой номер, но выяснилось – это заводской номер само­лёта, совпавший с номером самолёта, который в конце августа 1949 года летел из Алма-Аты в Читу».

«Уйгурским» самолётом управляли лётчики-фронтовики

Олег Гишка рассказал, что в 1949 году солдаты, которые прочёсывали окрестные горы, уничтожали всё, что находили на месте падения самолёта, а найденные там трупы выво­зили.

В 2015 году состоялась вторая экспедиция на гору Кабанья с участием БатожабаРаднаева, Олега Гишка и жур­налистов телекомпании АТВ. Эта экспедиция была более успешной. Олег Гишка нашёл часть радиостанции самолёта, сплошь иссечённую топором. Был найден и обломок само­лёта, который хранит БатожабРаднаев.

«В ходе второй экспе­диции на Хамар-Дабан мы убедились, что на территории Кабанского района действи­тельно лежит разбившийся в 1949 году Ил-12, летевший из Алма-Аты», - подчеркнул Бато­жабРаднаев.

По его версии, скорее всего «уйгурский» самолёт разбился из-за неточности показаний приборов: он летел на высоте 1200 метров (высота горы Кабанья – 1400 м), хотя должен был лететь на высоте 2400 метров, и зацепил дере­вья, перевернулся и врезался в гору в таком состоянии.

Во время подготовки вто­рой экспедиции состоялась встреча с очень пожилым человеком, который в начале сентября 1949 года, будучи призывником, был мобилизо­ван для вывоза тел погибших с горы Кабанья.

Уточняя список людей, ко­торые погибли в результате авиакатастрофы на Хамар-Да­бане в Кабанском районе, Ба­тожабРаднаев выяснил, что, помимо вышеназванных ру­ководителей ВТР, в самолёте летел член Коммунистической партии Китая Ло Джи, совет­ский вице-консул в Кульд­жеВасилий Борисов (он же подполковник Комитета ин­формации при Совмине СССР Игнат Степанко), переводчик Абдурашит Иминов.

Также Раднаеву удалось связаться с внуком генерала ЫсакбекаМонуева из Биш­кека, затем с сыном Ахмед­жанаКасими, проживающим в Урумчи. Родственники ру­ководителей ВТР не знали прежде о месте их гибели и с большим интересом следили за второй экспедицией.

По имеющейся информа­ции, разбившимся воздушным судном управлял советский экипаж отряда № 29 между­народных воздушных авиали­ний в составе: «командир А.В. Яковлев, второй пилот – В.И. Лобачёв, бортмеханик – Е.А. Борщ, радист – В.К. Гуревич, штурман – Ф.Я. Яковлев».

Автор этих строк предпо­лагает, что членами экипажа «уйгурского» самолёта были: второй пилот Владимир Иванович Лобачёв, бортмеханик Ефим Афанасьевич Борщ, ра­дист Василий Константинович Гуревич. Действительно, как и считали некоторые, это участ­ники Великой Отечественной войны, кавалеры орденов и награждённые медалями за подвиги, совершённые на фронте. Так, Владимир Ло­бачёв на войне был капи­таном, старшим лётчиком, награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Отечествен­ной войны II степени, служил в 821-м истребительном ави­ационном полку 229-й истре­бительной авиационной ди­визии. Другой член экипажа Афанасий Борщ – уроженец Черниговской области Украи­ны. Он был награждён орде­ном Красной Звезды, медалью «За отвагу». Третий член эки­пажа - уроженец Ленинград­ской области Василий Гуревич - также воевал, удостоен ор­дена Красной Звезды. Данные по другим членам экипажа уточняются.

Конечно же, сегодня, спу­стя многие годы после кру­шения этого самолёта, нужно собрать в полном объёме всю информацию о советских лёт­чиках, чья жизнь оборвалась летом 1949 году в горах Хамар-Дабана (расследованием занимается автор этих строк). Думается, что назрела необходимость увековечить память об этих советских лётчиках. К примеру, поблизости от места крушения Ил-12, как предла­гал журналист Сергей Боро­вик, можно было бы устано­вить памятный знак или стелу. Тем более что в 2019 году ис­полнится 70 лет с тех пор, как в Кабанском районе погибли советские лётчики.

Автор: Баясхалан ДАБАИН