Происшествия 16 сен 2020 1014

​Кража по «удалёнке»: В Бурятии активизировались телефонные мошенники  

© фото: navigato.ru

За последние дни сразу семь жи­телей республики обратились в по­лицию с сообщениями о мошенниче­стве через телефон. Представившись сотрудниками банков, аферисты вы­удили личные данные у жертв и су­мели снять наличные с банковского счета.

Согласно последней статистике прокуратуры, в Бурятии наблю­дается уменьшение количества преступлений. Так, с января по август в Бурятии зарегистрировали 14067 пре­ступлений, что на 7,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но если краж, разбоев и хулиганств в целом стало меньше, то вместе с убийствами выросло число мошенничеств (16,9 %), в том числе и через телефон. Видимо, «удалёнка», связанная с панде­мией коронавируса, также заставляет аферистов активнее разрабатывать но­вые, бесконтактные способы наживы.

ВСЁ ПРОДУМАНО

За один день, 11 сентября, по со­общению пресс-службы МВД Бурятии, жертвами телефонных мошенников ста­ли сразу семь жителей Улан-Удэ. По вине преступников они в общей сложности потеряли больше 650 тысяч рублей. Суммы, которые списывались со счетов, составляли от 8 до 300 тысяч рублей. Схема хоть и привычная, но, тем не ме­нее, на нее продолжают попадаться не слишком бдительные граждане: челове­ку звонит «сотрудник банка», сообщая, что с его счета пытаются снять деньги и для блокировки преступных действий якобы нужно назвать CVC-код.

О повышенной активности афери­стов можно легко судить по сообщени­ям в паблике «Аноним 03». Не проходит и дня, как там появляются посты о том, что кого-то обманули на деньги, вос­пользовавшись излишней доверчиво­стью.

«Мне сегодня позвонили с номера +74950697312, представились сотруд­ником Сбербанка и сказали, что с моей карты произошла сомнительная опе­рация в сумме 3 тысячи рублей на рас­чётный счёт в Альфа банке. Просили данные карты, после отказа сказали, что карты направят на перевыпуск, изготов­ление 7-30 дней, - пишет посетительни­ца паблика. - Позвонила в Сбербанк, там пояснили, что сотрудники звонят, толь­ко с номера 900. Я прекрасно понимаю, что так действуют мошенники, но мно­гие начинают паниковать и давать пер­сональную информацию, вследствие теряют свои деньги. Будьте бдительны!»

Меньше повезло другой жертве те­лефонных мошенников.

«У меня сегодня сняли 23,5 тысячи рублей. Тем более, еще с кредитной карты. Не берите трубки с этих номе­ров, если все-таки взяли, не идите у них на поводу», - прикрепив длинный спи­сок номеров, предупредила она.

На днях в Санкт-Петербурге разо­блачили целую преступную группу, представлявшуюся своим жертвам как раз службой безопасности банков. Афе­ристы были настолько убедительны, что многие соглашались переводить деньги со своих карт на те счета, что им указывали. Затем средства обнали­чивались в банкоматах, вносились на счета злоумышленников и с помощью криптообменных бирж выводились за рубеж. Помимо жителей Северной сто­лицы, телефонные мошенники орудова­ли и в других городах страны, в том чис­ле в Улан-Удэ. К слову, один из членов группировки – наш земляк, его роль как раз заключалась в том, чтобы получить от соучастников похищенные деньги, обналичить их в банкоматах уже в Бу­рятии, а затем перевести их на подкон­трольные его руководителям счета. За­тем деньги переводились в биткоины и распределялись между соучастниками. Улан-удэнец за свои «услуги» получал 2 %. Против всех членов группировки возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество». Ущерб оценивается в 2 млн рублей.

Однако не всех можно так легко обмануть. Положительным примером стал житель Бурятии, которого не под­вело чутье. 62-летнего мужчину едва не вынудили оформить кредит на миллион рублей. 10 сентября ему позвонил неиз­вестный, представившийся оператором федерального банка. Он сообщил, что на его имя оформлен онлайн-кредит, и мошенники пытаются снять средства. Для того чтобы изобличить аферистов, необходимо самому прийти в банк и оформить кредит. Тот послушался и при­шел в отделение банка, успев оформить кредит для перевода на счет, который ему сообщил мошенник по телефону. Однако, почуяв неладное, улан-удэнец решил отказаться от намерения. Не по­лучив, казалось бы, гарантированные средства, мошенники стали звонить с разных номеров и угрожать, но что по­жилой мужчина обратился в полицию. Возбуждено уголовное дело.

НОВЫЕ СХЕМЫ

Тема телефонного мошенничества сильно беспокоит власти страны. Звон­ки злоумышленников, когда они обма­ном выманивают данные о картах (чаще всего представляясь сотрудниками служб безопасности банков) или побуж­дают граждан сделать перевод, стали основным способом хищений средств из банков. На преступников работают целые колл-центры.

- Мы считаем, что нужны допол­нительные меры, направленные на предотвращение телефонного мошен­ничества, - отметил представитель мин­комсвязи в комментарии «Российской газете». - Государство комплексно под­ходит к решению вопроса правонару­шений с использованием телефона (не только мошенничества в финансовой сфере, но и спам, и анонимные звонки террористической направленности).

Только за период пандемии коли­чество мошеннических звонков уве­личилось в три раза, в некоторых слу­чаях используется техника подмены телефонного номера, отмечают в Банке России. Для маскировки своих номеров телефонов (вместо него отображается номер банка) мошенники пользуются особенностями IP-телефонии, позволя­ющей создавать неограниченное коли­чество номеров.

По отзывам бдительных пользовате­лей интернета, этот вид мошенников в последнее время даже «прокачался». Те­перь они не только звонят с подменных номеров, но и параллельно отправляют жертве скан «официального» письма на бланке банка с подписью и печатью, в котором дублируют информацию об «осуществленной попытке несанкцио­нированного перевода» и прописывают необходимость перевести все деньги на «безопасный счет».

Еще одна относительно новая схе­ма, о которой сообщили представители Банка России, заключается в следую­щем. Если раньше считалось, что четы­ре последние цифры номера карты ни­чего не скажут мошенникам, то сейчас даже эта информация поможет украсть у вас деньги. Особенно, если вы - завсег­датай интернет-магазинов.

В этом случае телефонные аферисты используют голосовое меню для полу­чения сведений о состоянии счета кли­ентов. Раньше считалось, что раскрытие информации о последних четырех циф­рах на карте безопасно - они даже печа­таются на чеках.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ

Но на прошлой неделе ФинЦЕРТ (Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки - авт.) Банка России разослал бюллетень, в котором описывается эта схема. Согласно доку­менту, неназванный банк сообщил в ЦБ о резком росте звонков его клиентам со стороны мошенников, осведомленных о размерах остатков на их счетах.

«Злоумышленники совершали те­лефонные звонки в систему IVR, под­меняя телефонные номера клиентов. В системе они запрашивали сведения по остаткам денежных средств на кар­тах клиентов, вводя последние четыре цифры номеров соответствующих бан­ковских карт», - говорится в бюллетене. Затем мошенники звонили клиентам, представлялись сотрудниками банка, а сведения о размере остатка на счете использовали для преодоления барье­ра недоверия. После чего успешно при­меняли методы социальной инженерии для хищения денег.

Как преступники смогли получить номера карт и телефонов, пока точно неясно. Скорее всего, источником стала база покупателей международной тор­говой платформы Joom. В августе 2020 года оттуда в интернет попали данные более 55 тысяч записей с фамилиями, неполными номерами карт (те самые четыре цифры) российских «Ак Барса», ВТБ, «Открытия», «Почта банка», Райф­файзенбанка, Россельхозбанка, Сбер­банка, Тинькофф-банка и других банков.

Полиция Бурятии, тем временем, при­зывает граждан проявлять бдительность при общении с неизвестными, пред­ставляющимися сотрудниками банка. С каждым днем мошенники придумывают новые уловки, чтобы нажиться на довер­чивости граждан. Проверяйте поступа­ющую информацию по «горячей линии» банка, номер телефона которого указан на обратной стороне банковской карты.

По словам представителей МВД Бу­рятии, чаще всего жертвы телефонных мошенников были наслышаны о пре­ступных схемах, но, тем не менее, под­вергались обману. Причем, как ни па­радоксально, молодежь клюет на такие схемы не реже, чем их пожилые товари­щи по несчастью.

О чем речь
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ:

Представители в области кибербезопасности советуют не отвечать обратным звонком незнакомому абоненту, особенно если номер из другого региона. Это весьма опасно.

Если этот номер окажется платным, то легко потерять деньги.

Если вам пришло СМС с гиперссылкой – никогда не следу­ет переходить по ней. Чаще всего именно обезличенные, эмоционально окрашенные обращения или сообщения об акциях и выигрышах являются типичными признаками мошенничества. Через них на ваш телефон могут попасть вирусы, способные скопировать с вашего мобильного устройства всю необходимую для мошенников информацию.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: navigato.ru