За последние дни сразу семь жителей республики обратились в полицию с сообщениями о мошенничестве через телефон. Представившись сотрудниками банков, аферисты выудили личные данные у жертв и сумели снять наличные с банковского счета.
Согласно последней статистике прокуратуры, в Бурятии наблюдается уменьшение количества преступлений. Так, с января по август в Бурятии зарегистрировали 14067 преступлений, что на 7,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но если краж, разбоев и хулиганств в целом стало меньше, то вместе с убийствами выросло число мошенничеств (16,9 %), в том числе и через телефон. Видимо, «удалёнка», связанная с пандемией коронавируса, также заставляет аферистов активнее разрабатывать новые, бесконтактные способы наживы.
ВСЁ ПРОДУМАНО
За один день, 11 сентября, по сообщению пресс-службы МВД Бурятии, жертвами телефонных мошенников стали сразу семь жителей Улан-Удэ. По вине преступников они в общей сложности потеряли больше 650 тысяч рублей. Суммы, которые списывались со счетов, составляли от 8 до 300 тысяч рублей. Схема хоть и привычная, но, тем не менее, на нее продолжают попадаться не слишком бдительные граждане: человеку звонит «сотрудник банка», сообщая, что с его счета пытаются снять деньги и для блокировки преступных действий якобы нужно назвать CVC-код.
О повышенной активности аферистов можно легко судить по сообщениям в паблике «Аноним 03». Не проходит и дня, как там появляются посты о том, что кого-то обманули на деньги, воспользовавшись излишней доверчивостью.
«Мне сегодня позвонили с номера +74950697312, представились сотрудником Сбербанка и сказали, что с моей карты произошла сомнительная операция в сумме 3 тысячи рублей на расчётный счёт в Альфа банке. Просили данные карты, после отказа сказали, что карты направят на перевыпуск, изготовление 7-30 дней, - пишет посетительница паблика. - Позвонила в Сбербанк, там пояснили, что сотрудники звонят, только с номера 900. Я прекрасно понимаю, что так действуют мошенники, но многие начинают паниковать и давать персональную информацию, вследствие теряют свои деньги. Будьте бдительны!»
Меньше повезло другой жертве телефонных мошенников.
«У меня сегодня сняли 23,5 тысячи рублей. Тем более, еще с кредитной карты. Не берите трубки с этих номеров, если все-таки взяли, не идите у них на поводу», - прикрепив длинный список номеров, предупредила она.
На днях в Санкт-Петербурге разоблачили целую преступную группу, представлявшуюся своим жертвам как раз службой безопасности банков. Аферисты были настолько убедительны, что многие соглашались переводить деньги со своих карт на те счета, что им указывали. Затем средства обналичивались в банкоматах, вносились на счета злоумышленников и с помощью криптообменных бирж выводились за рубеж. Помимо жителей Северной столицы, телефонные мошенники орудовали и в других городах страны, в том числе в Улан-Удэ. К слову, один из членов группировки – наш земляк, его роль как раз заключалась в том, чтобы получить от соучастников похищенные деньги, обналичить их в банкоматах уже в Бурятии, а затем перевести их на подконтрольные его руководителям счета. Затем деньги переводились в биткоины и распределялись между соучастниками. Улан-удэнец за свои «услуги» получал 2 %. Против всех членов группировки возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество». Ущерб оценивается в 2 млн рублей.
Однако не всех можно так легко обмануть. Положительным примером стал житель Бурятии, которого не подвело чутье. 62-летнего мужчину едва не вынудили оформить кредит на миллион рублей. 10 сентября ему позвонил неизвестный, представившийся оператором федерального банка. Он сообщил, что на его имя оформлен онлайн-кредит, и мошенники пытаются снять средства. Для того чтобы изобличить аферистов, необходимо самому прийти в банк и оформить кредит. Тот послушался и пришел в отделение банка, успев оформить кредит для перевода на счет, который ему сообщил мошенник по телефону. Однако, почуяв неладное, улан-удэнец решил отказаться от намерения. Не получив, казалось бы, гарантированные средства, мошенники стали звонить с разных номеров и угрожать, но что пожилой мужчина обратился в полицию. Возбуждено уголовное дело.
НОВЫЕ СХЕМЫ
Тема телефонного мошенничества сильно беспокоит власти страны. Звонки злоумышленников, когда они обманом выманивают данные о картах (чаще всего представляясь сотрудниками служб безопасности банков) или побуждают граждан сделать перевод, стали основным способом хищений средств из банков. На преступников работают целые колл-центры.
- Мы считаем, что нужны дополнительные меры, направленные на предотвращение телефонного мошенничества, - отметил представитель минкомсвязи в комментарии «Российской газете». - Государство комплексно подходит к решению вопроса правонарушений с использованием телефона (не только мошенничества в финансовой сфере, но и спам, и анонимные звонки террористической направленности).
Только за период пандемии количество мошеннических звонков увеличилось в три раза, в некоторых случаях используется техника подмены телефонного номера, отмечают в Банке России. Для маскировки своих номеров телефонов (вместо него отображается номер банка) мошенники пользуются особенностями IP-телефонии, позволяющей создавать неограниченное количество номеров.
По отзывам бдительных пользователей интернета, этот вид мошенников в последнее время даже «прокачался». Теперь они не только звонят с подменных номеров, но и параллельно отправляют жертве скан «официального» письма на бланке банка с подписью и печатью, в котором дублируют информацию об «осуществленной попытке несанкционированного перевода» и прописывают необходимость перевести все деньги на «безопасный счет».
Еще одна относительно новая схема, о которой сообщили представители Банка России, заключается в следующем. Если раньше считалось, что четыре последние цифры номера карты ничего не скажут мошенникам, то сейчас даже эта информация поможет украсть у вас деньги. Особенно, если вы - завсегдатай интернет-магазинов.
В этом случае телефонные аферисты используют голосовое меню для получения сведений о состоянии счета клиентов. Раньше считалось, что раскрытие информации о последних четырех цифрах на карте безопасно - они даже печатаются на чеках.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ
Но на прошлой неделе ФинЦЕРТ (Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки - авт.) Банка России разослал бюллетень, в котором описывается эта схема. Согласно документу, неназванный банк сообщил в ЦБ о резком росте звонков его клиентам со стороны мошенников, осведомленных о размерах остатков на их счетах.
«Злоумышленники совершали телефонные звонки в систему IVR, подменяя телефонные номера клиентов. В системе они запрашивали сведения по остаткам денежных средств на картах клиентов, вводя последние четыре цифры номеров соответствующих банковских карт», - говорится в бюллетене. Затем мошенники звонили клиентам, представлялись сотрудниками банка, а сведения о размере остатка на счете использовали для преодоления барьера недоверия. После чего успешно применяли методы социальной инженерии для хищения денег.
Как преступники смогли получить номера карт и телефонов, пока точно неясно. Скорее всего, источником стала база покупателей международной торговой платформы Joom. В августе 2020 года оттуда в интернет попали данные более 55 тысяч записей с фамилиями, неполными номерами карт (те самые четыре цифры) российских «Ак Барса», ВТБ, «Открытия», «Почта банка», Райффайзенбанка, Россельхозбанка, Сбербанка, Тинькофф-банка и других банков.
Полиция Бурятии, тем временем, призывает граждан проявлять бдительность при общении с неизвестными, представляющимися сотрудниками банка. С каждым днем мошенники придумывают новые уловки, чтобы нажиться на доверчивости граждан. Проверяйте поступающую информацию по «горячей линии» банка, номер телефона которого указан на обратной стороне банковской карты.
По словам представителей МВД Бурятии, чаще всего жертвы телефонных мошенников были наслышаны о преступных схемах, но, тем не менее, подвергались обману. Причем, как ни парадоксально, молодежь клюет на такие схемы не реже, чем их пожилые товарищи по несчастью.
О чем речь
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ:Представители в области кибербезопасности советуют не отвечать обратным звонком незнакомому абоненту, особенно если номер из другого региона. Это весьма опасно.
Если этот номер окажется платным, то легко потерять деньги.
Если вам пришло СМС с гиперссылкой – никогда не следует переходить по ней. Чаще всего именно обезличенные, эмоционально окрашенные обращения или сообщения об акциях и выигрышах являются типичными признаками мошенничества. Через них на ваш телефон могут попасть вирусы, способные скопировать с вашего мобильного устройства всю необходимую для мошенников информацию.