Власть 30 мая 2012 12536

​Мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева препарировали

Как  мы изучали образ мэра

В качестве основы для изучения образов известных политических фигур  нами была разработана специальная методика, основанная на применении контент-анализа и разработок  структур образа таких  исследователей,  как   Борис Макаренко, Екатерина Егорова-Гатман, Дональд Киндер. За исследуемый период 2010 -2012 годов нами было проанализировано порядка пятисот статей, заметок,  иллюстраций, напрямую или косвенно относящихся к созданию образа мэра города Улан-Удэ, на страницах известных республиканских еженедельников:  «Информ Полис», «Номер  Один», «МК в Бурятии», «Правда Бурятии» и «Молодежь Бурятии».

Вербальный и визуальный образы мэра г. Улан-Удэ в печатных СМИ

Образы, возникающие у разных людей, как реакция на одни и те же объекты и явления, могут сильно различаться. Поэтому модели очень индивидуальны и не отображают прототип с достаточной степенью достоверности.

В зависимости от специальных средств, которые репортёр использует при воспроизводстве объекта, можно различить вербальную модель образа и визуальную.

Мысленный (вербальный) образ, родившийся в сознании человека, может быть облечён в визуальную форму. И наоборот, визуальная модель помогает сформировать в сознании вербальный образ, потому вербальные и визуальные модели, как правило, взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Вербальная модель политического образа

Важные качества – внешность, возраст, черты характера,  которые обращают на себя внимание  при непосредственном межличностном общении, не принято освещать в текстах печатных изданий. Журналисты предпочитают не выносить напрямую собственные суждения о внешности политиков. Это объясняется требованиями речевого и поведенческого этикета, так как речь идет о первом лице города – столицы республики.

Обозначение внешности 

На страницах печатных изданий республики за исследуемый период не встречается ни одного упоминания внешности Геннадия Архиповича. То есть в журналистских материалах в процессе работы ни разу не встретилось описание каких-то физических характеристик внешности мэра – черт лица, роста, жестов, мимики.

Упоминания об одежде, так же как и о внешности мэра, не встречались в исследуемых материалах.

Манеры

Также можно отнести к внешним характеристикам, ведь это способы поведения в обществе, поступки по отношению к окружающим. Материалы печатных изданий создают многосторонний образ мэра, поэтому амплитуда его отношений с другими героями публикаций показана весьма разнообразно – от жёсткости до добродушия, любознательности, в зависимости от партнёров и повода коммуникации:

«Мы вынуждены принимать жесткие меры»,  - заявил Геннадий Айдаев.

«Мэр Улан-Удэ прозорливо отчитывал директора филиала ТГК – 14 по Бурятии».

«Я хозяйственник, должен заниматься хозяйственными вопросами», - на встрече с прессой мэр явно дал понять, что не намерен претендовать на мандат депутата Государственной Думы.

«У меня правило: не препятствовать карьерному росту людей, даже если приходится расставаться с хорошими специалистами».

«Новую развязку открыли в праздничном настроении. На торжественном митинге Геннадий Архипович много шутил и смеялся».

Иногда образ мэра конструируется через демонстрацию других, косвенных характеристик. Они довольно однообразны и типичны для образа любого политика. Эти характеристики нацелены на эмоциональное и когнитивное восприятие читателем, должны вызвать национально-детерминированные ассоциации и представления.

Вещи

Человек всегда окружён вещами, предметами, через которое проявляет своё внутреннее «Я». Выбор любимых вещей, отношение к ним афишируют наши чувства, вызывают определённые ассоциации у постороннего наблюдателя. В случае с Геннадием Архиповичем, упоминание какого-либо предмета в тексте публикации часто связано с процессом дарения. Предметы, выбираемые для подарка мэру, отражают архетипические представления о необходимых составляющих образа главы общества:

Защитника (например, через оружие).

«Первый взявший слово, Президент Бурятии подарил мэру нож, выполненный в национальном стиле».

Впечатление, которое человек производит на других.

Глава города, политический лидер должен быть примером для подражания, пользоваться авторитетом, к его мнению должны прислушиваться, уделять максимум внимания его словам. В таком ключе должно описываться впечатление, которое он производит на других.

«Такой опытный человек имеет определенный план и без работы не останется». «Геннадий Айдаев», как мэр, свою работу сделал, плохо или хорошо, но он ее делал. Впереди безоблачная пенсия», - сказал Игорь Бобков.

«Айдаева повысили в рейтинге. Его политическая власть в последние годы значительно усилилась. По 5-балльной шкале Айдаев получил 4».

«Айдаева можно любить, Айдаева можно не любить, но не уважать его нельзя» - Матвей Гершевич.

«Дозвонившаяся в студию женщина сделала градоначальнику столько комплиментов, что ошарашенный мэр смог  удивленно сказать ей «спасибо».

Семья

Семья является приоритетной ценностью в национальной политике Российской Федерации, поэтому при создании образа политического лидера журналистам необходимо моделировать приближенную к идеалу семью:

«Одним из главных событий уходящего года Геннадий Архипович отметил рождение внуков-двойняшек: Тимура и Зои».

«Геннадий Айдаев не любит появляться на публике в свой день рождения, также он не рассказывает о своей личной жизни и семье».

При анализе, имеющихся на страницах печатных изданий республики, фотоснимков мэра города Улан-Удэ,  не были обнаружены особые специальные приемы создания положительного образа. Главные  принципы  -  акцентирование на фигуре мэра как символе власти.

В реальности существует огромное количество способов формирования образа человека посредством фотографий, заострения внимания на определенной фигуре.

Рекомендации по поддержанию и продвижению политического образа мэра города Улан-Удэ

Геннадий Архипович на посту мэра города находится с 1998 года. За это время в результате массированного воздействия СМИ образ прочно осел в сознании населения, что уменьшает возможность его корректировки. Даже если измененный образ будет быстро вновь растиражирован прессой, все равно  потребуется достаточное количество  времени, чтобы он наложился на прежний, стерев нежелательные черты. Главная задача в этом случае - формирование новых ассоциаций между уже известными и закрепившимися в сознании публики чертами имиджа и новыми задачами.

Цель - не переубедить аудиторию в том, что политик обладает совсем другими качествами, не теми, которые ему до сих приписывали, а доказать, что именно в этот момент качества лидера больше всего востребованы в данной ситуации.

Как правило, для этого сложившаяся политическая ситуация описывается так, чтобы сделать очевидной необходимость именно такого лидера. При этом важно учитывать, что имидж известного политика корректируется, прежде всего, координацией циркулирующей о нем информации.

Что же касается политического образа Геннадия Архиповича Айдаева, то здесь не хватает авторских оценочных материалов.  Все исследованные статьи отличаются сухостью. Они представлены в виде отчетных материалов журналистов о том или ином событии. Это объясняется и достаточно жестким контролем со стороны администрации города и ее пресс-службы, которая четко отслеживает выходящие материалы.

На сегодняшний момент республиканским печатным средствам массовой информации не хватает самостоятельности в определениях стиля, формы, способов подачи информации.

Мэр города – это лицо номер один в столице, упоминания о нем должны встречаться чаще, это всегда интересно и обсуждаемо. Журналисты подают информацию о Г.А.Айдаеве однобоко, избегают упоминаний о его внешности, характере, тех чертах, которые наиболее привлекательны для публики. Необходимо создавать «теплое» отношение публики к личности политика.

Для поддержания того образа мэра, который закреплен в сознании людей, необходимо изменение характера статей, введение новых тем. Например, можно провести и разместить в газете интервью с неким очень популярным и уважаемым в регионе человеком, который бы охарактеризовал Геннадия Айдаева с другой стороны, не как управленца, а как обычного человека со своими достоинствами и недостатками. Эта информация была бы ориентирована на жителей, и еще более утвердила бы его положительный образ. То есть необходимо осветить личное отношение статусных персон к Г.А. Айдаеву.

При создании фотоснимков необходимо грамотно выбирать планы, смещать акценты на выигрышные элементы облика. Использование портрета крупного плана, например, ярко покажет особенности формы лица, передаст его мимику, улыбку. Снимок среднего плана выделит позу и жесты, движение фигуры, а общий план покажет человека в окружающей его обстановке. То есть необходимо выбирать план в зависимости от того, какую цель преследует статья и снимок. Но даже если автор хочет показать  мэра в одиночестве, человек не должен на снимке висеть в пространстве, как это наблюдается на  фотографиях в периодических изданиях  Геннадия Архиповича.

Необходимо показывать наиболее выгодные факты его биографии, результаты деятельности, выражение интересов избирателей, воплощение их идеалов.

Визуальное сообщение несет достаточно четкую информацию и представляет собой очень эффективное средство воздействия.

СМИ должны быть заинтересованы в подаче качественной информации. Нахождение баланса между стремлением создать необходимый для стабильности республики, города образ сильной политической власти и обязанностью эту власть формировать, контролировать и критиковать - это насущная задача современных СМИ.

Алексей КОМБАЕВ, Галина ДАШЕЕВА.

Фото Сэрэгмы ДОНДОКОВОЙ.

Читайте также