Власть 25 мар 2013 1420

​Избирать или назначать: единого мнения нет

Насколько эффективен в республике институт сити-менеджера, обсудили на очередном Совете Народного Хурала под председательством вице-спикера парламента Александра Коренева.

Как пояснил замруководителя Администрации Главы РБ и Правительства РБ по вопросам территориального развития Баир Жамбалов, в 131-м Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрены модели построения муниципального управления. Первая модель – глава избирается всенародно, возглавляет депутатский корпус, а руководитель администрации назначается на конкурсной основе по контракту. Вторая – глава избирается из числа депутатов, а руководитель администрации назначается по контракту.

По первому варианту в Бурятии работают четыре района – Курумканский (с мая 2006 г.), Муйский (с января 2008 г.), Прибайкальский (с июня 2008 г.), Тарбагатайский (с мая 2009 г.). По второму – Селенгинский район (с мая 2009 г.), г. Улан-Удэ (с декабря 2012 г.).

- Мы не чувствуем особой разницы работы с нашими районами, где действует новая система, - подчеркнул Баир Жамбалов.

На вопрос депутата Баира Гармаева об эффективности введения института сити-менеджера в г. Улан-Удэ, Баир Жамбалов ответил, что пока рано давать оценку, плюсы-минусы могут выявиться после большего срока.

Между тем еще в 2009 году по инициативе Комитета Народного Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госслужбы было проведено социологическое исследование. По его результатам выявлены как преимущества, так и недостатки данной модели. К числу преимуществ можно отнести: профессионализм руководителя администрации, независимость от политических и избирательных задач, усиление роли и статуса Советов депутатов, упрощенную процедуру освобождения от должности. Среди недостатков отмечены: отсутствие у главы возможности осуществлять отдельные полномочия по управлению администрацией, гарантий постоянной работы.

По мнению председателя Комитета по госустройству Анны Скосырской, необходимо более ответственно подходить к выбору системы:

- Мы четыре года изучаем опыт. Народ жалуется на двоевластие, непонятно, к кому обращаться. Система подходит развитым странам, там, где закон превыше всего. У нас в России бухгалтерский подход: есть деньги, значит, ты - авторитет, нет денег - нет авторитета.

Однако, по словам руководителя администрации Селенгинского района Вячеслава Цыбикжапова, эффективность работы такой модели зависит от руководителей.

- Если это члены одной команды, единомышленники, то работа спорится, - подчеркнул он. - Нужно, чтобы они помогали друг другу, потому что на кону – имидж района, его социально-экономическое развитие.

По мнению депутата Александра Стопичева, бывшего главы Заиграевского района, самая лучшая модель – это всенародные выборы главы:

- Я был против того, что глава не избирается всенародно. Сказать, что представительный орган решает все проблемы, распределяя бюджет, неправильно. Считаю, что необходимо вернуться к прежней модели, и глава района должен быть руководителем администрации.

- В любом случае делать выводы должен народ. Но статистика говорит сама за себя. В большинстве районов сохранилась прежняя модель управления со всенародно избранным главой, который, в свою очередь, руководит администрацией, - подчеркнул Баир Жамбалов.

Впрочем, Совет Народного Хурала принял к сведению информацию заместителя руководителя Администрации Главы РБ и Правительства РБ Баира Жамбалова и рекомендовал органу исполнительной власти продолжить изучение практики института сити-менеджеров в других регионах России. Муниципалитетам республики – опыт районов Бурятии, где введена и работает другая система.

Фото Сергея Соголова.

Читайте также