Власть 25 апр 2013 1300

​Послание Главы Республики Бурятия

ПосланиеГлавы Республики Бурятия

народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия

Уважаемые жители Республики Бурятия!

Уважаемые депутаты!

2012 год был для Бурятии удачным по большинству ключевых экономических показателейпрограммы СЭР.По 123 показателям из 135 были достигнуты плановые значения. По 12 показателям есть отставания, которыене носят системногохарактера идолжны быть достигнуты в 2013 г.

В течение всего года в напряжении нас держал Улан-Удэнский авиационный завод,которыйиз-за задержки комплектующих не мог осуществлять поставки вертолетов. В четвертом квартале положение изменилось,в результате былаотгружена основная часть продукции.Увеличился ремонт электровозов на ЛВРЗ.

Таким образом, по итогам 2012 г. рост индекса промышленного производства составил 4,7% к уровню 2011 г., несмотря на небольшое снижение производства на Улан-Удэстальмост.Вырос и такой важнейший показатель, как объем отгрузки товаров собственного производства, и выполнение работ и услуг собственными силами.

За прошлый год по темпам промышленного роста республика вышла на 3 место в СФО и 32 место по России.

Уважаемые депутаты!

За последние годы республика добилась определенных успехов. Стартовали основные проекты в добыче полезных ископаемых. Практически завершено строительство инфраструктуры особой экономической зоны «Байкальская гавань». Наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве ведется финансирование программы по поддержке малых сел. Началось массовое строительство дорог и благоустройство территорий муниципальных образований.

Среди тенденций развития последних лет можно отметить: возрастание роли реального сектора экономики, рост доли внебюджетных инвестиций, снижение инфляции, рост доходов и рост занятости населения на рынке труда. В 2012 г. наблюдались самые низкие за последние 20 лет показатели инфляции (6,8%) и уровня безработицы(7,9%). По отношению к 2011 году средняя зарплата по Республике Бурятиявыросла на 8% исоставила22,9 тыс. рублей, реальные денежные доходыувеличилисьна 3,7 процента.Ускорение роста доходов населения привело к росту оборота розничной торговли.

Положительную динамику социально-экономического развития подтверждают и результаты социологических опросов. К примеру, безработица среди наиболее актуальных проблем сместилась с первого на шестое место.

Уважаемые коллеги!Убежден, что вРеспублике Бурятия созданы необходимые условия для поступательного успешного развития, поэтому деятельность Правительства и депутатов Народного Хурала Бурятии должна быть направлена на то, чтобы максимально раскрыть и реализовать наши возможности.

Считаю, что основные приоритеты в экономике в ближайшие годы можно обозначить словами: Идеи, Люди, Инвестиции.

Идеи лежат в основе любого развития. А идеи, воплощенные в инновации и реализованные в конкретном товаре, лежат в основе развития экономики.

В последние годы благодаря государственной поддержке мы увеличили количество малых инновационных предприятий, хотя надо признать, что пока инновационный сектор в Бурятии еще слаборазвит. А без развития новых инновационных технологий республика всегда будет среди территорий, догоняющих другие регионы России.

После вхождения России в ВТО нам придется конкурировать не только с российскими компаниями, но и с мировыми корпорациями. Поэтому только повсеместное внедрение инноваций, их развитие в новых и традиционных отраслях, позволит выдержать эту конкуренцию и обеспечить прорывной рост.

Инновации важны и при реализации программы энергосбережения,реформирования и модернизации ЖКХ.В связи с этим намнужен тесный союз реального сектора экономики и науки, необходимо выявлять проблемы и смелее подключать к их решению наших ученых.

Правительству необходимо создать инфраструктуру дляпродвижения инноваций от идеи до внедрения, в которую входят: бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования научным оборудованием, технопарки, биржи высоких технологий. Одним из элементов инновационной инфраструктуры Бурятии должен стать технопарк «Биотехнополис». Его работа должна быть сосредоточена на трех основных направлениях: медицинские технологии, информационные технологии, энергосбережение и энергоэффективность.

Проект «Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса» по форме должен воплотиться в инновационный кластер, который свяжет вместе ученых, промышленников и студентов.Пора превратить его в конкретный бизнес-план с точными расчетами по количеству лабораторий, центров коллективного пользования оборудованием, производственных площадок и примерным перечнем проектов.

Еще одним элементом инновационной инфраструктуры должен стать авиационный кластер, программа по созданию которого разработана и будет представлена на конкурс в Минэкономразвития уже в этом году.

Во всем мире самыми перспективными являются разработки в области биотехнологий, которые в ближайшее время заменят существующие традиционные технологии во многих отраслях экономики.Правительству республикитакже необходимо определить для себя задачи в этой области, которые могут быть реализованы в Бурятии.

Одна из таких разработок – это производство фармпрепаратов на основе рецептуры тибетской медицины. Бурятским научным центром получено около 80 патентов на уникальные препараты. На первом этапе можно было бы организовать производство БАДов на базе создаваемого технопарка и отработать технологию производства. Одновременно БНЦ должен провести клинические испытания четырех препаратов, которые в дальнейшем должны получить лекарственную лицензию для начала их серийного производства.

Но заниматься инновациями без людей, которые эти идеи генерируют, невозможно. Между тем, уже сегодня на рынке трудовых ресурсов Бурятии наблюдается дефицит кадров. А в дальнейшем в связи с демографической ямой численность экономически активного населения в целом по России и, в том числе в Бурятии, будет уменьшаться, что еще больше усугубит ситуацию. В городе Улан-Удэ в настоящее время число вакансий в два раза превышает количество безработных.С дефицитом рабочей силы сегодня сталкиваются две трети предприятий. Промышленности требуется масштабный приток молодых квалифицированных специалистов, восприимчивых ко всему новому.

Нужно переориентировать наши ссузы и вузы на подготовку высококвалифицированных специалистов.Необходимо, чтобы работодатель мог влиять на содержание образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз – иметь полигон, на котором в процессе обучения можно "опробовать" качество и степень подготовки своих студентов.

Нужно вернуться к принятию государственных планов и сбалансированных прогнозов потребности в специалистах, увязанных с экономическими планами республики.

Кадровне хватает и в медицине, и в сельском хозяйстве. Необходимо дать новое дыхание целевому обучению с обязательной 5 годичной отработкой. С планами размещения трудовых ресурсов нужно увязать реализацию программы «Переселение соотечественников».

Дальнейшее развитие Бурятии невозможно без роста производительности труда, постоянного увеличения объема инвестиций и активной поддержки инвестиционной деятельности.

Первые результаты в 2012 году мы получили от деятельности института проектных менеджеров, созданного на базе Фонда регионального развития.При сопровождении Фонда реализуются одновременно 12 проектов на сумму 35,7 млрд. рублей, под которые уже рассчитаны бизнес-планы, оформляется земля, разрабатывается проектно-сметная документация,совместно с инвесторами выстраивается финансовая схема. Эффективность работы Фонда говорит сама за себя: на 1 рубль бюджетных средств привлечено 9 рублей частных инвестиций.

Надо признать, что не все формы поддержки,разработанные Правительством Бурятии, оказались востребованы бизнесом.Поэтому нужно еще раз проанализировать эффективность работы существующих форм поддержкии продолжить работу над их совершенствованием, вводя новые механизмы.

Первоочередной задачей Министерства промышленности и торговли должно стать создание и развитие региональных особых экономических зон и промышленно-производственных парков,используя для этого, в первую очередь, незадействованные площадидействующих и бывших предприятий, а также земельные участки, обеспеченные инфраструктурой. Именно они должны стать «точками роста». Нужно реализовать наши планы по созданию подобных зон на территории Заиграевского, Северо-Байкальского районов и в городе Гусиноозерске, где уже сегодня планируется разместить производство теплоизоляционных материалов, розлив питьевой воды, автотранспортное предприятие по международным грузовым автомобильным перевозкам.

Необходимо создать региональный инвестиционный фонд, средства которого пойдут на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для площадок, не обеспеченных ими. Эти республиканские средствамогут быть использованы очень эффективнона условиях софинансирования с федеральным центром.

Правительством России принято решение о льготном налогообложении с 2014 г. новых производств на территории Бурятии. Учитывая короткий срок налоговых каникул, Правительству Бурятии нужно до конца 2013 года подготовить площадки с инфраструктурой для потенциальных инвесторов с конкретными предложениями по проектам, в которых заинтересована в первую очередь Бурятия.

Пора нам перейти от слов к делу в государственно-частном партнерстве. У нас уже есть примеры, когда бизнесмены строят спортивные объекты, объекты здравоохранения и ЖКХ, ТОСЫ – детские сады и клубы. Государство не должно быть сторонним наблюдателем реализации таких проектов. Мы должны активно участвовать в них, поддерживая и приумножая, таким образом, инициативу.

Минерально-сырьевой комплекс

В 2012 году в республике продолжились работы по строительству ГОКа на базе Озерного месторождения полиметаллических руд. Основной объем инвестиций в строительство предприятия по добыче урана вложило ОАО «Хиагда».Почти 2 млрд. руб. было вложено в «Разрез Тугнуйский».

Основными задачами развития минерально-сырьевого комплекса Бурятии на2013-2014 г. являютсясдача в эксплуатацию опытно-промышленной установки на Озерном месторождении полиметаллических руд и увеличение объема добычи угля на Окино-Ключевском месторождении для обеспечения Гусиноозерской ГРЭС топливом. На Хиагдедолжны быть продолжены работы по строительству предприятия с увеличением объема добычи и переработки урана и выходом на проектную мощность 1800 тонн в год в 2019 году.

Должны быть завершены работы по разработке технического проекта освоения Никольского месторождения, что позволит ОАО «СУЭК» приступить к добыче каменного угля на опытно-промышленном участке месторождения.

Промышленность, малый и средний бизнес

Основная задача крупных промышленных предприятий – это продолжение технологической модернизации, которая должна привести к увеличению производительности труда.

Правительству республики нужно оказать всю возможную государственную помощь нашим промышленным предприятиямв реализации их планов. В том числе Улан-Удэнскому авиационному заводу при создании производства малых и скоростных вертолетов;«Улан-Удэнскому приборостроительному производственному объединению» - в организации центра субконтрактации для производства комплектующих.На Улан – Удэнском ЛВРЗ необходимо продолжить реализацию инвестиционной программы по модернизации электромашинного и литейно - механического производства.

Совместно с «Улан – Удэстальмост» Минпрому необходимо отработать вопрос организации производства типовых малых мостов для региональных и муниципальных дорог, а также организации производства легковозводимых металлических строительных конструкций и надземных пешеходных переходов.

В 2013-2014 г. необходимо закончить строительство промышленного парка на площадке бывшего авиаремонтного завода общей площадью 33 тыс. кв.м. На его площадях будет размещен текстильный комбинат для производства крашеной полушерстяной пряжи, включающий полный цикл переработки: от шерсти до текстильных изделий. Создание комбината позволит полностью использовать собственное сырье.

Чтобы облегчить жизнь предпринимателямв условиях роста страховых платежей иоказатьим поддержку,мыпересмотрели ставки патентов, но этого явно недостаточно. Министерству промышленности необходимо внести комплексный пакет предложений, позволяющий сохранить действующие рабочие места предпринимателей.

Конечно, в такой ситуации государственная поддержка приобретает еще более актуальный характер. Поэтому, если в 2007 году на поддержку предпринимателям было выделено из консолидированного бюджета Бурятии с учетом федеральной помощи 51,2 млн.руб., то на 2013 год поставлена задача выделить 567,3млн.рублей.

При этом нужно вводить новые современные формы финансовой поддержки, в том числе субсидирование текущих лизинговых платежей, частичный возврат капитальных затрат инвестора за счет поступивших в первые 5 лет в республиканский бюджет налоговых платежей от деятельности этих предприятий. Данные механизмыотработаны и уже применяются в субъектах центральной части России.

Особое внимание необходимо уделить реализации проектов по поддержке предпринимательства в моногородах республики,используя для этого специальные программы и формы поддержки.

Агропромышленный комплекс

В 2012 годунаблюдался ростпроизводства всех основных видов сельскохозяйственной продукции.По темпам роста среди регионов Сибирского федерального округа республика заняла 2 место.

В 2012 году наблюдалась высокая инвестиционная активность агробизнеса. Объем субсидируемых инвестиционных кредитов превысил планируемый уровень на 47,4%. В растениеводстве после трех лет, неблагоприятных по климатическим условиям,был собранхороший урожай. При этом важную роль сыграли требования проведения полного комплекса агротехнических мероприятий, которые предъявлялись кучастникамреспубликанских целевых программ. 15% от общей посевной площади было засеяно элитными семенами. Кроме того, возросли посевные площади, в том числе за счет ввода в оборот 11,5 тыс. га залежных земель.

В прошлом году была продолжена модернизация технической базы сельского хозяйства. Всего сельхозтоваропроизводителям республики поставлено на условиях лизинга и по договорам разовых сделок сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму более 500 млн. рублей. Построено более 24 новых откормочных площадок на 7,2 тыс. голов скотомест.

Значительно увеличен закуп молока в хозяйствах населения (125,6%), удой на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях увеличился на 5,5% и составил 3479 кг. Отремонтировано 5 молочно-товарных ферм. Открыты новые и реконструированы действующие предприятия по переработке молока в Кижингинском, Баргузинском, Курумканском, Еравнинском районах.

Ключевыми задачами на 2014 год в АПК республики являются:

- увеличение уровня продовольственной обеспеченности региона,

- поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства,

- комплексное развитие социальной сферы села.

Для выполнения этих задач в 2013-2014 г. необходимо начать реализацию таких крупных инвестиционных проектов, каквторая очередь свинокомплекса и бройлерной птицефабрики в Заиграевском районе,строительство птицефабрики яичного направленияв Иволгинском районе, трех молочно-товарных ферм на 400, 1200 и 1400 голов в Джидинском и Кабанском районах, тепличного комплекса «Сибирь-Агро», реконструкция ОАО «Молоко Бурятии».

Очень важно сохранить уровень государственной поддержки в АПК. Новые формы поддержки должны стимулировать увеличение посевной площади и рост объемов реализованного молока и мяса. Нужно продолжить техническое перевооружение хозяйств через лизинговые механизмы.

Наконец, нужно уделить внимание поддержке развития малых форм хозяйствования (фермерских и личных подсобных хозяйств). Для этого в республике создана программа развития малых сел, а в настоящее время определены механизмы ее поддержки за счет федерального финансирования. Задача министерства сельского хозяйства - максимально эффективно воспользоваться этими программами.

Лесопромышленный комплекс

В обработке древесины отмечена положительная динамика производства с индексом 105,6%. В 2012 г. наши службы неплохо справились с лесными пожарами,количество очагов возгорания сократилось почти в 2 раза. За счет средств федерального и республиканского бюджетов была обновлена лесопожарная техника. Продолжалась реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказами Минпромторга России. Так, в рамках программы был запущен завод Байкальской лесной компании в Ильинке, ведется модернизация картоно-делательного оборудования на Селенгинском ЦКК.

За счет господдержки выполнено несколько предпринимательских проектов.ВБаргузинском районе построен цех по производству пеллет и топливных брикетов, в Заиграевском районе - топливных гранул.

Что касается перспектив развития лесной промышленности, то здесь необходимо вести работу по нескольким направлениям.

Во-первых, заниматься интенсивнымлесовосстановлением и, в частности,уже в 2014 году начать создание центра лесовосстановления.

Во-вторых, необходимо реализовать проект по отработке новой методики лесоустройства и созданию электронной карты, которая позволит в режиме реального времени иметь информацию о лесных ресурсах. Это также даст больше возможностей бороться с лесными пожарами и черными лесорубами.

В-третьих, необходимо более четко отслеживать сроки выполнения инвесторами соглашений о реализации проектов, включенных в перечень федеральных приоритетных. Эти проекты не должны быть «воздушными замками», выдуманными лишь для того, чтобы получать льготу при заготовке круглого леса. Свои обязательства должны выполнить Лесная биржа, которая планирует построить в Заиграевском районе завод по производству OSB-плит и Форест-инвест, реализующий проект по производству пиленой древесины в Северо-Байкальском районе. Необходимо до конца разобраться с проектом ООО «Байкал-Нордик» и определить его дальнейшую судьбу.

Нужно принять законодательную инициативу о включении понятия «лесная дорога» в федеральное законодательстводля того, чтобы на средства бюджетов можно было начать строить дороги к неиспользуемым сегодня спелым лесам.

Туристско-рекреационный комплекс

Количество туристских прибытийиз всех регионов России и более чем из 60 стран в 2012 г. составило740 тысяч. Объем платных услуг достиг одного миллиарда семисот миллионов рублей, инвестиции увеличились в 4 раза, по сравнению с 2008 годом. Заданными темпами осуществляется строительство объектов туристической особой экономической зоны «Байкальская гавань».Строится дорога вдоль Байкала, мост и подходы к нему через реку Баргузин, ведется строительство ВЛ-220. По программе развития туристических кластеров в 2013 году завершится строительство линии электропередачВЛ 35 кВ «Оймур-Сухая» с подстанцией, 2 объектов водоснабжения в Кяхтинском и Иволгинском районах, подъездной дороги к местности Вышка в Тункинском районе.

Но нам нужно двигаться дальше, мобилизовать наши усилия по созданию «культуры гостеприимства» и «культуры отдыха» в Республике Бурятия. Вот поэтому 2013 год мы посвятили одному из приоритетных направлений социально-экономического развития республики – развитию туризму. Мы должны, принимая гостей, работающих в сфере туризма, учиться у них делать эту работу на хорошем конкурентном уровне.

В течение 2013 года во всех муниципальных образованиях должны быть благоустроены объекты туристского показа и места массового посещения туристов, а в ряде районов и сами туристские объекты, а также дороги, линии электропередач, водоводы. В 2013 г. будут завершены объекты инфраструктуры в Турке, а в 2014 г. тамже должны появиться первые отели.До 2015 года должны быть завершены работы по строительству основных объектов инфраструктурыкластера «Подлеморье», до 2016 г. – кластеров «Кяхта» и «Байкальский».

Необходимо создать базу достопримечательностей Бурятии, которые будут брендами, способными привлечь туристов наравне с озером Байкал. Этоместа, связанные с Чингисханом, семейскими, декабристами и др. Их нужно обустроить, включить в туристические маршруты.

Транспортно-логистический комплекс

В этом году должен быть дан старт реализации первого, но не последнего, в республике проекта транспортно-логистического комплекса. Егопланирует выполнить Международная Транс-АзиатскаяЛогистическая Компания, - официальный резидент зоны экономического благоприятствования в Гусиноозерске. В перспективе данное предприятие станет ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов с зоной обслуживания до 2350 км.

На сегодняшний день разработаны технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация на строительство инженерно-коммуникационных сетей, которая проходит государственную экспертизу.

Развитие инфраструктуры

Главная цель инфраструктурных проектов – сделать Бурятию местом, комфортным для проживания. А это значит без ветхого и аварийного жилья, с удовлетворительными дорогами, качественными и надежными коммунальными услугами. Жители Бурятии должны иметь возможность воспользоваться как минимум комфортным транспортным сообщением Улан-Удэ с районными центрами Бурятии, городами России и наиболее посещаемыми зарубежными странами.

Для выполнения поставленной задачи за последние годы сделано немало. Проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, здания аэровокзала, ведутся работы на международном пункте пропуска «Кяхта». С 2011 года расширилась география полетов в города Сибири, Дальнего Востока, за границу, появились льготные тарифы для студентов и пенсионеров. Результатом проведенной работы стал рекордный за весь постсоветский период темп роста пассажиропотока воздушного транспорта, который в 2012 году вырос и составил 144%, а на международных линиях - 452%. При участии Правительства РБ реализуется инвестиционный проект авиакомпании ПАНХ по возобновлению воздушных маршрутов на местных авиалиниях. Самолеты Цессна начали полеты в Курумканский, Окинский, Тункинский районы республики и в г.Иркутск. В ближайших планах компании полеты в Баргузинский и Еравнинский районы.

В 2013 - 2014 г. начнется строительство новых железнодорожных вокзалов на ст.Мысовая, Заиграево и Улан-Удэ. Будут проведены мероприятия по переводу на круглосуточный режим работы пункта пропуска «Кяхта», а также на 7-дневный режим пункта пропуска «Монды». В дальнейших планах – включение в федеральную программу «Обустройство государственной границы» пункта пропуска «Монды».

Ежегодно увеличивается количество построенных и отремонтированных дорог. Так, в 2012 г. на эти цели было направлено более 3,7 млрд. руб.: построено 33 км.дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, 4 моста через реки Ен-дон-дин, Бур-гул-тайку, Маракту, Дол-сокан, отремонтировано 53 км участков региональных автодорог и 11 мостов. Были построены подъезды к с. ХолтосонвЗакаменском районе и к с. Ам-га-ланта в Хоринском районе, мост через р. Бук-сы-кен в Баргузинском районе. Отремонтировано 205 км местных автодорог и 6 мостов в населенных пунктах. В г. Улан-Удэ осуществлен ремонт 17 улиц, введены в эксплуатацию транспортные развязки на ул. Бабушкина – ул. Трубачеева и ул. Балтахинова – ул. Куйбышева. Отремонтирована автодорога в п. Забайкальский и построена дополнительная полоса движения на ул. Бабушкина к железнодорожному переезду в п. Горьком и сам железнодорожный переезд, что позволило ликвидировать пробки в этом месте.

В 2013 г. необходимо завершить строительство моста через р. Баргузин, а также ввести участки дороги Улан-Удэ – Турунтаево - Курумкан общей протяженностью 54 км.и тем самым завершить строительство дороги от Улан-Удэ до Катково. Нужно продолжить работу по комплексному обустройству участков региональных автодорог, проходящих по населенным пунктам, включая устройство освещения, тротуаров и, частично, ремонт покрытия автодорог; продолжить работы по строительству и реконструкции федеральных участков автодорог.

В 2013 году получат развитие автомобильные дороги местного значения. Должны быть решены вопросы строительства моста через р.Джида у с. Хулдат в Джидинском районе; строительства подъезда к с. Копчешка в Кяхтинском районе; строительства подъезда к с. Усть-Брянь в Заиграевском районе; реконструкции моста через р. Иркут в Тункинском районе. Необходимо сохранить практику субсидирования за счет средств республиканского бюджета капитального ремонта и содержания автодорог местного значения, автодорог в населенных пунктах и городских округах; дворовых территорий и проездов к ним.

Самое главное в строительстве и ремонте дорог, также как и в целом в строительстве за счет бюджетных средств, – это выполнение подрядчиками графика и качества работ. За последние годы были введены действенные меры, которые позволили обезопасить от победы в конкурах недобросовестных подрядчиков. Во-первых, это залог для принятия участия в аукционах (5%), во-вторых, оплата работ только после их полного выполнения, и в–третьих, это 30 % залог от суммы контракта как гарантия выполнения работ в срок.

Аналогичные требования предъявляются и при заключении контрактов на строительство социальных объектов и это актуально для республики, так как только в 2012 году в рамках федеральных и республиканских целевых программ Минстроем РБ осуществлялось строительство 72-х объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Нам удалось в значительной степени снизить коррупцию и сговор при проведении торгов и исполнении контрактов,и поэтому сегодня на первое место выходят вопросы эффективности. Индикаторы эффективности строительства объектов должны стать способами оценки работы заказчиков.

В 2012 году на территории Республики Бурятия построено и введено в эксплуатацию 339,4 тыс.кв. м. жилья, в т.ч. индивидуального – 237,5 тыс. кв. м. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья составил 111,5 %. Государственная поддержка на улучшение жилищных условий оказана 285 молодым семьям. В 2012 году в соответствии с республиканским законом гражданам предоставлено 2822 бесплатных земельных участков. Всего с начала его реализации гражданами начато строительство 647 индивидуальных жилых домов, из них построено 157 домов.

До 30 сентября 2017 года в республике необходимо расселить 974 аварийных многоквартирных дома (234 т. кв.м.), это те дома и квартиры, аварийность которых подтверждена актами до 1 января 2012 года.Для этого Правительству потребуется изыскать 7,4 млрд. рублей и провести активную адресную работу.

В 2011 году стартовала долгожданная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в зоне Бурятского участка БАМа. В 2012 году в рамках программы были предоставлены социальные выплаты 377 семьям Муйского района, в 2013г. необходимо переселить еще 315 семей и ликвидировать 18,0 тыс. кв. метров аварийного жилья.

Для более быстрого развития индивидуального жилищного строительства нужно опережающими темпами строить инфраструктуру.

Предоставление субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство объектов инженерной инфраструктуры на предложенных условиях 50х50 неприемлемы для местных бюджетов. В свою очередь, органы МСУ готовы участвовать при софинансировании: 80% - республиканский бюджет, 20% - местный бюджет.

На мой взгляд, эти условия хоть и тяжелы для республики, но являются, как показала практика, более реальными. Поэтому Правительству необходимо изыскать дополнительные средства для запуска процесса во всех районах республики и установить новые пропорции софинансирования.

Для привлечения в сферу ЖКХ инвестиций в 2014 году должен быть осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование, которое также позволит стимулировать энергосбережение и повысить эффективность производства и передачи коммунальных ресурсов.

В то же время для сохранения уровня благосостояния граждан Правительству необходимо установить социальную норму потребления коммунальных услуг по электроснабжению, разработать и принять стандарты оплаты общедомовых расходов.

В 2013 году должна начать свою работу Региональная управляющая компания жилищно-коммунального комплекса, созданная для привлечения инвестиций в коммунальную отрасль.

В этом году Правительству РБ необходимо провести подготовку к участию с 2014 года в реализации программ по охране оз. Байкал и социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для этого уже в 2013 году необходимо разработать и утвердить проектную документацию, сформировать земельные участки, внести необходимые изменения в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, в утвержденные схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Общий объем инвестиций в электроэнергетику региона в 2012 году составил 2,66 млрд. рублей. На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 проведена реконструкция котлов высокого давления №№8,9.

Во всех республиканских и муниципальных учреждениях проведены обязательные энергетические обследования.

В рамках развития энергетического комплекса республики в 2013 году завершится реконструкция энергоблока № 4 на Гусиноозерской ГРЭС, строительство ВЛ 35 кВ «Оймур – Сухая» с ПС 35 кВ «Сухая», строительство I очереди 2-х цепной ВЛ 220 кВ «Татаурово-Горячинская-Баргузин» с ПС 220 кВ «Горячинская».

В течение года руководству города Улан-Удэ необходимо завершить актуализацию Схемы теплоснабжения, после чего будет продолжена работа по обоснованию получения федеральных средств на завершение строительства первого пускового комплекса Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и на строительство водогрейного котла среднего давления на Улан-Удэнской ТЭЦ-1. Также в 2013 году необходимо начать работы по реконструкции ПС «Октябрьская».

Руководителям районов надо продолжить работу по привлечению инвесторов в развитие энергетических объектов, работающих на основе возобновляемых источников энергии. В связи со строительством 2-го пути на БАМе Правительству необходимо возобновитьпереговоры с потенциальными инвесторами по строительству Мокскойгидроэлектростанци.Завершить строительство линии ВЛ 220 «Татаурово – Горячинская – Баргузин» до Баргузина со строительством ПС 220 кВ «Баргузин», проработать схему выдачи мощности со станции ТЭЦ-2, которая будет работать после завершения ее строительства.

Социальное развитие

За последние годы в республике устойчиворастет численность жителей республики. В Бурятии, в отличие от многих регионов России, наблюдается естественный прирост населения, который только за пять лет составил 20987 человек. За этот же период выросла и продолжительность жизни с 64,3 (2007г.) до 66,1 (2011). Снизилась младенческая смертность. В 2,2 раза увеличилось количество занимающихся спортом. С 2007 г. в Бурятиибыло возведено и отремонтированоболее 700 социальных объектов.

В ближайшее времянам необходимо кардинально изменить ситуацию с заработной платой в социальнойсфере, обеспечив достойную оплату трудазанятым в ней работникам, в обмен наэффективные и качественные услуги населению. Именно это должно стать основным направлением в работе всех министерств социального блока.

Таким образом, первая задача – это повышение средней заработной платы в бюджетной сфере.Так, у медицинского персонала в 2014 г. зарплата должна составить 76,2% от средней по республике, у учителей - 100%, у воспитателей детсадов – 70%, у педагогов дополнительного образования – 80%, у соцработников – 66,6%, у работников культуры – 65%, у врачей - 130,7%. Выполнение этих показателей потребует дополнительно изыскать в бюджете республики только в 2013 году 3 млрд. 859 млн. рублей, а всего дополнительно потребуется до 1 января 2018 года – 49 млрд.рублей.

Вторая задача – это совершенствование механизма эффективного осуществления бюджетных расходов на оказание государственных услуг. Вгосударственных и муниципальных учреждениях необходимо внедрить систему «эффективного контракта», четко определяющего сроки контракта, условия оплаты труда, меры социальной поддержки и гарантии работнику в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Результатом должно стать повышение качества предоставляемых услуг на конкурентной основе.

Наконец, третья задача – возрождениенравственных ценностей. Общество не может развиваться без цели и задач. А эта цель не может быть только материальной. Семейные ценности, уважение к старшим, любовь кближним – все это наши предки веками создавали, как мерило правильной жизни, стремление к духовному богатству.

Сегодня многие из хороших традиций находятся в запустении. Пришло время их возродить. И я уверен, что в Республике Бурятия это возможно сделать, потому что у нас сильны традиции нравственности идобра. Нужно вернуть славу и почет человеку труда, уважение и заботу о старших не на словах, а на деле. Благотворительность и сострадание должны стать обычным явлением в нашем обществе, в деятельности успешных компаний и предпринимателей.

Социальная защита населения

В 2012 году на социальную защиту из республиканского бюджета выделено около 5 млрд. рублей. Гарантированными социальными льготами в республике охвачено более 380 тыс. человек. Своевременно и в полном объеме предоставляются ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам, квалифицированным специалистам сельской местности, инвалидам. 9% семей получают субсидии на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива. С этого года для поддержки тех жителей республики, у которых рост платы за коммунальные услуги превысил 12% по сравнению с декабрем 2012 г., республиканским законом предусмотрены компенсации и многие другие действую?

Читайте также