Александр Трофимович Стопичев - депутат I, II, IV, V созывов. Председатель Комитета по социальной политике IV и V созывов:
- Комитет по социальной политике я возглавил в 2007 году, уже имея к этому времени большой опыт законодательной работы. Вопросы социальной направленности мне были знакомы не понаслышке, их приходилось решать всегда, а особенно в те годы, когда возглавлял Заиграевский район.
Наш комитет в четвертом созыве был одним из самых многочисленных, в него входило 13 депутатов. Все настоящие профессионалы. Мы понимали, что за каждым документом стоят не абстрактные «категории граждан», а реальные люди, которым нужна поддержка, поэтому на наших заседаниях всегда был кворум.
Круг вопросов, которые решал комитет, был огромен: от образования и здравоохранения до законодательной поддержки многодетных, приёмных и опекунских семей, инвалидов, ветеранов труда и войны.
В четвертом созыве были приняты важные законы о ветеранах труда Бурятии, нормативах финансового обеспечения общего образования, иммунопрофилактике, компенсации расходов за коммунальные услуги, социальной поддержке инвалидов, мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественных воспитателях несовершеннолетних, единовременном пособии усыновителям и другие. Из более чем 160 законопроектов, подготовленных комитетом, половина - это инициатива наших депутатов.
Выстраивать диалог
Мы тщательно готовили каждый законопроект: проводили рабочие совещания, «круглые столы», постоянно выезжали для обсуждения в районы. Для нас важно иметь обратную связь с людьми. Ведь мы, депутаты, можем думать одно, а на местах может быть совершенно другое мнение. Так выстраивается диалог. После таких встреч становится ясно, над какими еще законопроектами нужно работать.
В 2008 году на одной из рабочих встреч представители Фонда социального страхования обратили внимание на то, что работодатели несвоевременно представляют документы по несчастным случаям, произошедшим на производстве. Из-за этого пострадавшие люди не могли вовремя получить лечение, пройти социальную и профессиональную реабилитацию. Это стало поводом для обращения с законодательной инициативой в Госдуму.
Мы предложили внести изменения в одну из статей Трудового кодекса Российской Федерации и законодательно урегулировать трехдневный срок представления работодателем в исполнительный орган страховщика акта о несчастном случае и копии материалов расследования. Нашу инициативу поддержали законодатели 11 субъектов Российской Федерации.
В 2009 году меня пригласили в Госдуму, и на заседании 13 февраля докладывал о нашем законопроекте. Депутаты проголосовали за него единогласно. В пятом созыве мои коллеги вновь доверили мне возглавить комитет. Одним из самых важных законов, который мы приняли на третьей сессии пятого созыва, стал закон «Об образовании в Республике Бурятия».
Работа над ним началась еще в четвёртом созыве. Долгожданным стал закон о «Детях войны». В ближайшее время нам предстоит серьезно поработать над законопроектом по социальному обслуживанию населения. Этот закон уже принят на федеральном уровне и вступит в силу с 2015 года, в рамках новой концепции развития мы должны разработать свой законопроект. Планируем рассмотреть этот вопрос в первом чтении на июньской сессии Народного Хурала. Новый закон меняет подходы в социальном обслуживании населения. Мы постепенно переходим от «категорий» к «адресной» поддержке пожилых людей, реализации частно-государственного партнерства в этой сфере. Старшее поколение требует к себе дополнительного внимания и не только со стороны государства, но и сами люди должны думать о том, что когда-то придет старость, и быть к этому готовыми.
Необходимо укреплять институт семьи
Нам также необходимо совершенствовать законодательную базу по многодетным, опекунским, приемным семьям. Мы создали неплохую нормативную базу для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, направляем на это значительные средства. Но все-таки, по моему глубокому убеждению, главная задача - сместить центр в решении этой проблемы. Ребенок должен воспитываться в родной семье, и законодательство должно способствовать укреплению института семьи, ее поддержке. Семейное неблагополучие необходимо выявлять на ранних стадиях, чтобы не допускать такого момента, когда ребенок оказывается вне семьи.
Мы часто выезжаем в детские дома, реабилитационные центры и видим, что в некоторых учреждениях живет уже третье поколение детей. То есть дед воспитывался, потом отец, теперь внук. Такие люди привыкают, что государство должно заниматься их детьми. Наверное, мы делаем что-то не то, раз 80 процентов детей – это сироты при живых родителях?
Вопросы, которые наш комитет курирует, затрагивает широкий круг людей. Взять хотя бы образование. Ведь до сих пор нет полной ясности по реализации полномочий субъекта. Сегодня серьезный вопрос по индексации нормативов финансового обеспечения общего образования, дошкольного. Назрела необходимость внесения корректив.
В здравоохранении много возникает вопросов по лекарственному обеспечению граждан, высоким технологиям, редким орфанным заболеваниям? Кто должен финансировать эти направления?
Я считаю, что если мы перешли на систему государственного управления, то должно быть равномерное распределение средств среди субъектов. А то получается, у одного субъекта есть деньги, а у другого - нет.
В условиях, когда республиканский бюджет на 50 процентов зависит от центра, брать на себя обязательства по дополнительным расходам очень сложно. Есть опасность разбалансировать бюджет. Но уж коли мы взяли на себя обязательства, то должны их выполнять.
Нельзя давать пустых обещаний, надо честно разъяснять ситуацию и стараться сделать максимум возможного. Самое главное – не обманывать людей, говорить им правду и искренне стараться помочь разрешить социальные вопросы.
Светлана Попова.
Фото Радна-Нимы Базарова.