- В 2002 году, когда формировался третий созыв Народного Хурала, ещё не было «единого дня голосования» и выборы проходили летом. Я избирался по Тарбагатайскому избирательному округу, и на первой организационной сессии коллеги доверили мне пост заместителя Председателя Народного Хурала.
Конечно, есть различия в порядке и характере формирования руководящих органов Народного Хурала в третьем и четвертых созывах. Третий созыв формировался по одномандатным округам, и сильного влияния партийных структур не было, в отличие от последующих созывов, где полностью превалировала партийная составляющая. Естественно это отражалось на порядке формирования. В третьем созыве все прошло без особого «накала страстей». Сейчас все сложнее, потому что каждая фракция пытается продавить свои кандидатов на ключевые должности.
Если говорить о законодательной работе, то именно депутатами третьего созыва впервые законом была принята программа социально-экономического развития на три года. Инициатором выступил Комитет по экономической политике. Под эту программу соответственно разрабатывался бюджет республики, который с этого момента тоже принимался на три года.
Достаточно много работал Комитет по госустройству, определялись полномочия и функции органов местного самоуправления. Большая работа велась по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Тогда же были внесены изменения в Конституцию Бурятии в части порядка формирования Народного Хурала. Количество депутатов увеличилось с 65 до 66, а мажоритарную систему заменили на смешанную.
В 2001 году на федеральном уровне был принят закон о партиях. И хотя в третьем созыве все депутаты избирались по одномандатным округам, уже прорисовались составы фракций: «Единой России», СПС. Была создана депутатская группа «Север», из числа депутатов, представлявших северные районы республики.
Всего в третьем созыве депутатами было принято 544 закона, поддержано 32 законодательные инициативы и 54 обращения в федеральные органы власти. Особо памятным стало обращение Президенту России Владимиру Владимировичу Путину по нефтепроводу, который планировалось проложить в непосредственной близости от берега Байкала. Мы создали рабочую группу, отработали текст обращения, который поддержали депутаты. В результате Президент принял решение о переносе нефтепровода.
Важно сказать, что в третьем созыве в лучшую сторону изменилась организация работы республиканского парламента. Если в первом и втором созывах сессии шли по два-три дня, то в третьем созыве были внесены изменения в регламент работы, которые позволили более активно работать над законопроектами в комитетах, рабочих группах, комиссиях и снимать там все вопросы, и в результате выносить на сессию более подготовленные документы. Благодаря этому сегодня за один день депутаты успевают рассмотреть более 50 вопросов. Конечно, в этом большая заслуга и работников Аппарата Народного Хурала. Так, именно в годы работы третьего созыва республиканского парламента появилось информационно-аналитическое управление. Благодаря этому обобщается много материалов, дается информация по законодательной базе других регионов, что позволяет не «изобретать велосипед», а пользоваться уже готовыми наработками других регионов, адаптируя их к нашим условиям.
В 2007 году я как секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» и мои коллеги вплотную занимались выборами в Народный Хурал четвертого созыва. Считаю, что избирательную кампанию 2007 года мы провели очень неплохо - в четвертом созыве «Единая Россия» фактически имела конституционное большинство, получив 43 мандата.
Когда я возглавлял фракцию в четвертом созыве, мы практиковали разные формы работы: «дни фракции» в районах, прием граждан в общественных приемных, реализовали ряд других интересных проектов. Один из них назывался «народный бюджет». Депутаты выезжали в районы, выслушивали проблемы. Тут же формировались предложения, которые затем рабочая группа от имени фракции передавала в бюджетный комитет. То есть проходили своего рода «нулевые чтения» бюджета. Немаловажно, что эта практика давала возможность работать не только с избирателями, но и с депутатами местных представительных органов.
Если говорить о перспективах, то я считаю, что Народный Хурал должен развиваться именно как представительский институт, с точки зрения открытости, доступности. Избиратель должен иметь возможность напрямую обратиться к депутату, получить консультацию и помощь. В законотворчестве в первую очередь нужно учитывать интересы избирателей.
Еще одно важное направление – это разъяснительная работа. Законы должны быть открыты для людей, не каждый в состоянии самостоятельно разобраться в перипетиях законодательства. Поэтому депутаты должны вести разъяснительную работу: почему принят такой закон и в такой редакции. Именно в этом направлении должен развиваться Народный Хурал – быть ближе к народу.
Иван Калашников