Власть 30 июн 2014 919

​Конституция как основа дальнейшего развития общества

Впервые в Республике Бу­рятия состоялось выезд­ное заседание Комитета Совета Федерации по консти­туционному законодательству и государственному строитель­ству, посвященное 20-летию Конституции Российской Феде­рации.

Председатель комитета Андрей Клишас подчеркнул, что сегодня в обществе вопросы конституцион­ного развития выходят на первое место.

«Очень важно, чтобы Консти­туция не превращалась в «па­мятник» тех двадцати лет, что мы прожили с этим документом. Кон­ституция - это документ прямого действия, это основной закон, не только в том смысле, что он со­держит самые важные нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Кон­ституция должна определять век­тор направления развития обще­ства», - отметил Андрей Клишас.

Принятие Конституции Рос­сийской Федерации в 1993 году дало старт конституционному строительству в субъектах России. А уже в 1994 году была принята Конституция Республики Бурятия, в соответствии с которой были за­ложены основы современной си­стемы органов государственной власти.

По мнению Главы Республики Бурятия Вячеслава Наговицына, сегодня необходим оптимальный баланс разграничения полномо­чий между федеральными и реги­ональными властями.

«Жизнь не стоит на месте, и сегодня законодательная власть совместно с исполнительной и судебной вносит отдельные из­менения в Конституцию, - отметил Вячеслав Наговицын. - Продол­жение этого процесса позволя­ет обеспечить широкое участие граждан, политических партий и общественных организаций в развитии демократии и укрепле­нии государственности».

Конституция Республики Бурятия – коллективный труд

«Основной Закон республики готовился тщательно. Помимо де­путатов Верховного Совета, в ее разработке принимали участие ис­полнительные органы власти, уче­ные, общественные деятели, - под­черкнул Председатель Народного Хурала РБ Матвей Гершевич. - Наша республиканская Конституция основана на идеях, заложенных в Конституции России. Эти идеи были и остаются важным источни­ком законотворчества и главными ориентирами в нашей жизни».

Отметим, что действующая Кон­ституция России наделила опреде­ленными полномочиями субъекты, и сейчас регионы Российской Фе­дерации обладают всей полнотой государственной власти. Но про­блема заключается в том, что не всегда региональные парламенты и органы исполнительной власти пользуются этими полномочиями в полной мере.

«К сожалению, нужно отметить, что у нас не развиты институты представительной демократии. И зачастую местные парламенты за­бывают о своей представительной функции», - подчеркнул Андрей Клишас.

По словам члена Совета Феде­рации Александра Варфоломеева, пробелы законодательства в реги­онах чувствуются острее.

«Они более существенно ска­зываются на деятельности пред­ставительных и исполнительных ветвей власти, на функционирова­нии предприятий различных форм собственности, на степени попол­нения и исполнения региональ­ных бюджетов, на взаимодействие «центра» и регионов, - заявил Александр Варфоломеев. - Чтобы преодолеть сложившуюся практи­ку, необходимо изменить органи­зационную модель регулирования общественных отношений в сфере совместного ведения Федерации и регионов. Регионы должны иметь право не просто участвовать в под­готовке федеральных законов по вопросам совместного ведения, но и отстаивать в процессе законот­ворчества свои интересы».

Своим мнением поделился и председатель Комитета Народно­го Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправ­лению, законности и вопросам государственной службы Борис Ботоев.

«Во многих случаях региональ­ный законодатель выбирает те модели, которые предлагает феде­ральный центр, что не всегда пози­тивно сказывается на повседнев­ной жизни населения. Это касается и нашей республики, в частности, это и Тункинский район, и судеб­ная власть, вопросы местного са­моуправления и ряд других».

За усиление роли законодательных собраний

Особое внимание участники выездного заседания Комитета Со­вета Федерации уделили вопросам развития местного самоуправле­ния.

«Сегодня требуется значитель­ное реформирование органов местного самоуправления, четкое определение полномочий на ме­стах, и эти проблемы необходимо обсуждать, - обратился к собрав­шимся Глава Республики Бурятия.

В свою очередь, Андрей Клишас поддержал руководителя Бурятии, отметив, что в настоящее время вопросы о реформе местного са­моуправления встают достаточно часто.

«Те проблемы, которые мы ре­шаем через изменения в основном законе, это, конечно же, сигнал, который законодатель, Президент и субъекты Федерации дают об­ществу, в каком направлении будет развиваться государство».

Подводя итоги выездного засе­дания, члены Совета Федерации, республиканские парламентарии, представители исполнительной власти Бурятии отметили, что об­суждение актуальных проблем конституционного развития субъ­ектов, обмен мнениями по этому вопросу будут полезными как для региональных парламентов, так и для федерального центра.

«Наша совместная работа будет способствовать укреплению взаи­моотношений Народного Хурала с верхней палатой Российского пар­ламента. И в конечном итоге это приведет к улучшению качества законотворческой работы, - под­черкнул Александр Варфаламеев. - Совершенно ясно, что полноцен­ное конституционное развитие невозможно без полнокровной парламентской деятельности, по­этому я выступаю за усиление роли законодательных собраний в общественно-политической жизни регионов».

Фото Радна-Нимы БАЗАРОВА.

Слева направо: А. Клишас, А. Варфоломеев и А. Тулохонов.