24 октября в Народном Хурале РБ открылись публичные слушания по проекту закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Члены республиканского правительства, представители органов местного самоуправления, депутаты Народного Хурала РБ, эксперты, предприниматели и простые граждане в ходе слушаний ознакомятся с главным финансовым документом будущего года, смогут задать вопросы, оставить свои предложения.
Традиционная процедура
Организатором слушаний традиционно выступает Комитет Народного Хурала РБ по бюджету, налогам и финансам под руководством его председателя Цырена Доржиева.
Проводя публичные слушания, Народный Хурал РБ делает процесс формирования регионального бюджета максимально открытым. Впервые публичные слушания состоялись в 2011 году. Теперь эта процедура стала традиционной в процессе подготовки бюджета. Ознакомиться с проектом бюджета, направить свои замечания и предложения, участвовать в слушаниях и высказываться имеет возможность любой желающий.
Напомним, публичные слушания проводятся дважды в год - весной по итогам исполнения бюджета предыдущего года, и осенью, перед принятием главного финансового документа республики на будущий год.
Цель бюджетной политики
По словам председателя профильного комитета Цырена Доржиева, в основу формирования проекта трехлетнего бюджета заложены прогноз социально-экономического развития Бурятии на 2015- 2017 годы, основные направления бюджетной и налоговой политики на этот же период, а также государственные региональные программы, ожидаемое исполнение бюджета в 2014-м.
«Бюджет 2015 года формируется в соответствии с утвержденными бюджетными принципами и правилами, - говорит Цырен Доржиев. – Проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, макроэкономические параметры, используемые для составления проекта главного финансового документа на 2015-2017 годы, ниже показателей прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия, положенного в основу формирования республиканского бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В этих условиях цель бюджетной политики на трехлетний период - это обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Бурятии. Для обеспечения устойчивости бюджета проект главного финансового документа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов ежегодно сформирован с дефицитом в размере 10 процентов прогноза объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на соответствующий год. Напомним, 30 сентября в Государственную Думу внесен бюджет России на 2015–2017 годы. Главная особенность федерального документа в том, что он учитывает риски от влияния западных санкций и дешевеющей нефти на доходы страны. В итоге на все три года заложен дефицит бюджета, что вполне закономерно в условиях замедления экономического роста.
Социальные законы
будут профинансированы
Безвозмездные поступления из федерального бюджета, в том числе дотации будут направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Субсидии - на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, отдельных мероприятий Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возмещение части затрат на приобретение элитных семян и другие направления АПК. Субвенции предназначены на выплату единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», выполнение отдельных полномочий в сфере лесных и водных отношений и т.д.
Расходы республиканского бюджета будут направлены на безусловное финансовое обеспечение обязательств и задач, поставленных в «майских» Указах Президента Российской Федерации. Также пре- дусмотрены средства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на развитие сети Многофункционального центра РБ по предоставлению государственных услуг. Расходы бюджета также направлены на сохранение достигнутого уровня социальной поддержки жителей республики, то есть финансирование «социальных» законов запланировано в полном объеме. В 2015-м и в последующий двухлетний период будет продолжена практика формирования резервных фондов на финансирование непредвиденных расходов, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Выше отмечалось, что в основу формирования трехлетнего бюджета заложены в том числе и расходы на исполнение государственных программ Бурятии. Так, постановлением Правительства РБ утверждено 18 государственных программ. Это «Развитие образования, науки и молодежной политики», «Развитие здравоохранения», «Культура Бурятии», «Социальная поддержка граждан», «Развитие физической культуры и спорта», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности, торговли и повышение их конкурентоспособности», «Развитие АПК и сельских территорий», «Развитие лесного хозяйства», «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов» и другие.
Для обеспечения сбалансированности проекта республиканского бюджета предусмотрено снижение финансового обеспечения выполнения государственного задания, расходов на содержание казенных учреждений в 2015 году на 15 процентов от общего объема, в 2016-м – на 16 процентов, в 2017-м – на 3 процента.
Сам документ состоит из 23 статей, в том числе об индексации ежемесячного пособия на ребенка, объеме бюджетных ассигнований Дорожного фонда, о субсидиях юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.
Первое чтение на очередной сессии
Напомним, распоряжением Председателя Народного Хурала РБ Матвея Гершевича образована рабочая группа по разработке рекомендаций публичных слушаний. В нее вошли депутаты Цырен Доржиев, Зоригто Цыбикмитов, Борис Ботоев, Александр Попов, Цыденжап Батуев, Александр Стопичев, Вячеслав Ирильдеев, а также представители Правительства РБ.
На публичных слушаниях с докладами выступят министры финансов и экономики Игорь Шутенков и Татьяна Думнова, содокладчиками – председатель Счетной палаты РБ Евгений Пегасов, председатели Комитетов Народного Хурала РБ Цырен Доржиев, Александр Стопичев, Вячеслав Ирильдеев, заместитель Председателя НХ РБ Владимир Павлов.
Все предложения, поступившие в ходе слушаний, будут рассмотрены рабочей группой перед вынесением проекта закона о бюджете на обсуждение парламента. Ожидается, что в первом чтении проект бюджета будет представлен депутатам на очередной сессии 5 ноября, а второе чтение документа состоится на декабрьской сессии Народного Хурала РБ.
Фото Сэрэгмы Дондоковой.