
Более полугода Комитет НХ РБ по межнациональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям вел подготовку к парламентским слушаниям «Молодежный ресурс в развитие экономики Республики Бурятия». Они пройдут 19 мая в Народном Хурале.
За это время депутаты и специалисты комитета побывали во многих районах республики, проводили встречи с городской молодежью. Молодые люди делились опытом работы в той или иной сфере деятельности, вместе с тем ставили вопросы, которые требуют решения на уровне Правительства и Народного Хурала РБ.
В преддверии парламентских слушаний наша беседа с председателем Комитета по межнациональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжапом Батуевым.
- Цыденжап Бимбаевич, почему на обсуждение парламентских слушаний вносится тема «Молодежный ресурс в развитие экономики Республики Бурятия»? Насколько она актуальна?
- Сегодня молодежь как трудовой ресурс объективно существует, и отрицать этого нельзя. Другой вопрос: в Правительстве, в самом Народном Хурале, в органах МСУ вряд ли конкретно скажут: сколько занято молодежи в социально-экономическом комплексе того или иного района республики? При этом, думаю, многих настораживает отчет Министерства социального развития о том, что Бурятия вышла из числа молодых регионов России. Республика за последние несколько лет по методике демографического расчета в соотношении людей до 30-35 лет перестала считаться молодым регионом. Ожидается, что к 2020 году количество молодых людей до 30 лет в Бурятии сократится почти на 30 тысяч человек и составит более 200 тысяч. Сейчас, по данным Бурятстата, численность молодежи от 14 до 30 лет составляет 231 тысячу человек. Эти цифры свидетельствуют об ускоренной миграции молодежи.
Вместе с тем наш комитет считает: трудовой ресурс молодежи – один из реальных рычагов развития экономики республики. Генеральная линия в развитии туристического кластера в Бурятии дает те результаты, которые дает. Поэтому сегодня в приоритеты выходят сельское хозяйство, малый и средний бизнес, инновационные предприятия, в которых должны работать молодые люди.
У нас дорогая энергетика, сильная транспортная составляющая, повышенные требования к ведению фермерского хозяйства… В условиях усугубления и усиления экономической состязательности между регионами мы с нашей экономикой неконкурентны даже с Иркутской областью. Если на перспективу мы не будем работать на развитие молодежного трудового ресурса - пусть это врачи, фрезеровщики, педагоги, не начнем по-новому их готовить, так и останемся неконкурентным регионом.
- Вы сказали, что нужно готовить молодежные трудовые кадры по-новому. Почему на повестке дня стоит такой вопрос?
- Мы всегда говорили, что школа должна заниматься профориентационной работой вкупе с родителями, а сегодня молодежные организации, органы местного самоуправления предлагают профориентационную работу среди молодежи вести через дополнительное профессиональное образование. Оно должно быть направлено на совершенствование имеющейся квалификации или профессиональную переподготовку. Считаю, нам нужно системно переосмыслить подходы к профориентационной работе. Сегодня Правительство поддерживает создание республиканского координационного центра профориентации, деятельность которого будет направлена на обеспечение систематической повседневной организационно-технической работы по профориентации молодежи республики, и предлагает создать его на базе Бурятского республиканского индустриального техникума.
Однако Правительство республики не поддерживает предложение молодежных организаций о создании реестра базовых предприятий, которые участвуют в программах государственно-частного партнерства. Предприятий, которые внедряют систему дуального обучения, организуют для прикрепленных (подшефных) учреждений профессионального образования производственную и преддипломную практику студентов, стажировку преподавателей, производственное обучение студентов на оборудовании. Предприятий, которые внедряют именные стипендии, участвуют в создании современной учебной базы учреждения.
В горном техникуме Улан- Удэ мы встречались со студентами. Один из них рассказал, что в Муйском районе, где он проходил практику, ему предложили работать на приборе, старшем его в три раза. Парень оказался настойчивый, убедил мастера и прошел практику на новейшем приборе, о котором говорили: «Не бери в руки, ты его сломаешь». Таких примеров много.
Поэтому мы считаем, что нужен реестр предприятий, на которых студенты могли проходить практику на равных со специалистами и туда же трудоустраиваться.
К сожалению, сегодня, кроме Улан-Удэнского авиационного техникума, у остальных 20 с лишним учреждений СПО нет примеров реального подхода к дуальному образованию, когда теоретическая часть проходит на базе образовательного учреждения, а практическая – на рабочем месте, параллельно.
- Вы считаете, что у нас не выполняется поручение президента страны о подготовке высококвалифицированных кадров на базе образовательных учреждений, имеющих связи с производством?
- Надо отдать должное Министерству образования и науки Бурятии за то, что сохранили систему среднего профессионального образования, но насчет эффективности подготовки выпускников мы не идем параллельно. Скажите, мы хоть одно учреждение СПО переформатировали на подготовку высококвалифицированных кадров? Образование мы ведем по старым святцам. Целеполагание желаний изменилось, но мы лбом колотимся по старым реалиям. Это тупиковый путь.
Сегодня востребованными становятся смежные специальности. Вопрос в том, что Министерство образования и науки республики при формировании госзаказа не ставит задачу подготовки профессиональных кадров по нескольким специальностям. А такой вопрос ставят органы МСУ и молодежные организации, предприниматели. Ведь сегодня школьная молодежь становится гораздо практичнее: будущую специальность выбирает более осознанно. Вместе с тем на перспективу, если хотим развития республики, мы не можем готовить только парикмахеров и визажистов. Вопрос Правительству: кто готовит госзаказ на подготовку трудовых кадров, как это увязывается с перспективой развития экономики республики? Сегодня никто не говорит о подготовке кадров для сельского хозяйства. Далеко ходить не надо: в СПК «Искра» Мухоршибирского района у Василия Коршунова на энергосберегающей сельскохозяйственной технике работают приглашенные специалисты… Почему нет местных? Потому что в период обучения мы не учим студента работать на этих тракторах. Здесь вина и Правительства и Народного Хурала, которые не создают производственную базу в образовательных учреждениях СПО.
На Тугнуйском угольном разрезе специалисты работают вахтовым методом. Собственник предприятия получает большие дивиденты от своего бизнеса, эксплуатирует природные ресурсы, специалисты увозят и оставляют зарплату в других регионах, где живут. А мы что имеем от этого? Будущие проблемы экологии - и всё.
Вместе с тем, в инженерно-педагогическом колледже готовят специалистов по газификации, не исключаю, выпускники трудоустраиваются в Якутии. Не надо заниматься ложным патриотизмом и говорить, что не будем работать на чужую экономику. Живя в одном экономическом пространстве, не надо этого бояться. Если наша молодежь того желает, надо готовить их под Ковыкту, под газопровод, ведь деньги они привезут домой.
- Какие еще предложения поступают от молодых людей?
- Еще одно предложение молодежных организаций – создать налоговый режим для работодателей, которые вкладывают средства в развитие системы профессионального образования, организуют обучение своих работников, внедряют внутрифирменные программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе на основе контрактно-целевой подготовки кадров. Правительство ответило нам 50 на 50, мотивируя тем, что вопрос о создании льготного налогового режима для работодателей находится вне компетенции Министерства образования и науки Бурятии.
В ходе встреч с молодежью мы пришли к убеждению: нам нужен закон о квотировании рабочих мест для молодых специалистов, закрепляющий меры по обеспечению занятости и содействию в трудоустройстве молодых специалистов, организации на предприятиях всех форм собственности производственной практики студентов с устройством на оплачиваемые рабочие места. Правительство мягко «отбило». Сказало, что есть программа, будем обращать внимание на это. А на что? Не исключаю, что в резолюции слушаний будет рекомендация о разработке закона о подготовке и закреплению молодых специалистов. Как это будет исполняться на практике, очень сложно пока сказать.
- Цыденжап Бимбаевич, на выездном рабочем заседании вашего комитета во ВСГУТУ вы встречались с молодыми учеными. Наверняка и у них есть предложения?
- На выставке инновационных проектов во ВСГУТУ выпускник этого вуза министр транспорта Юрий Козлов задался вопросом: почему эти 40 – 45 проектов никто не считает нужным внедрять? Значит, они неэффективны или же не умеем подавать. На самом деле разработки и технологии ВСГУТУ применяются в пищевой промышленности, в переработке кожи, в отрасли прочности металлов и строительных материалов. Правительство поддержало предложение молодых ученых о проведении ежегодного республиканского конкурса среди малых инновационных предприятий. На республиканском конкурсе грантов автор инновационного проекта должен доказать, что его разработка действительно востребована, а Правительство, Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей должны, как на выставке-ярмарке, отбирать лучшие для дальнейшего продвижения и внедрения. Но для этого должно быть встречное движение.
- В районах вы встречались с молодыми фермерами, предпринимателями. Судя по их выступлениям, у них одни и те же проблемы при открытии своего дела – высокая ставка кредитов, отсутствие стартового капитала, земельные вопросы и другие.
- Это действительно так. У нас в региональной экономике один из приоритетов ее развития - это сельское хозяйство. Но где у нас эти самые фишки для развития отрасли? Если семейное фермерство, то условия выделения кредитов для его развития страшно тяжелые. Далеко не простые условия предоставления кредита начинающим фермерам. Задумайтесь, какие моральные терзания одолевают тех, кто получил господдержку в 7 млн рублей на условиях софинансирования! И вот когда мы предлагаем Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики тывинский опыт, нам говорят: «Мы сами с усами». Речь о создании фонда поголовья овец для выдачи в аренду сельхозтоваропроизводителям, фермерам, молодым предпринимателям сроком на 2-3 года на примере Республики Тыва. Там с 13 января 2016 года под патронажем губернатора действует проект «Кышлаг для молодой семьи», основная задача которого – организация семейных ферм.
Другой пример. В Тарбагатае мы встречались с молодыми предпринимателями, которые организовали сбор и вывоз мусора. Проблема более чем актуальна для вновь образованных поселений, а в пригородных поселках – это уже экологическая катастрофа. Власти им говорят: не занимайтесь этим, потому что есть региональный оператор, который работает в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, мы сомневаемся, что вы решите проблему. Мы со всей своей революционной убежденностью не можем решить вопросы с ОДН, а ребята все за нас решили - вложились, закупили контейнеры, машины. А мы не можем включить их в реестр региональных операторов молодых предпринимателей, работающих в сфере сбора и вывоза ТБО.
Нас не может не тревожить отток населения из северных районов Бурятиии. Исполнительная власть республики поддерживает предложение – закрепить законодательно положение о выделении северной 50% надбавки к заработной плате молодежи, которые родились, окончили школу, поступили в учебные заведения с выездом за пределы района и вернулись обратно для дальнейшей работы.
Однако тактично переводит на федеральное законодательство, в которое необходимо внести изменения. А сколько из 85 субъектов России имеют непосредственное отношение к Северу, поддержат ли остальные нашу законодательную инициативу? Думать нужно.
Сегодня молодежь ставит перед Правительством задачу о точечной поддержке организаций, занимающихся туризмом, при этом речь не идет о миллионных туристах. Правительство республики поддерживает предложение о возможности предоставления государственной поддержки для возмещения затрат предпринимателям, осуществляющим деятельность по развитию туризма.
Главным итогом парламентских слушаний станет резолюция его участников с пакетом предложений и рациональными инициативами органам власти республики. И самое главное, резолюция парламентских слушаний будет поставлена на контроль Совета Народного Хурала Бурятии.
Автор: Светлана НАМСАРАЕВА